Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Почему электроэнергия в Украине может подорожать

254

Резкое подорожание электроэнергии с 1 января почти вдвое для многих украинцев стало неожиданностью. Но если пристально посмотреть на ситуацию в украинской энергетике, то внезапный рост цены не так и не оправдан. В ней накопилось столько противоречий, нестыковок, управленческого непрофессионализма, долгов и аппетитов олигархов, что дальнейшее повышение цены для населения вполне возможно.

Критическая ситуация
Январские и февральские морозы 2021 года прошли для большинства украинцев без перебоев с электроэнергией. Однако за видимым благополучием скрывалась критическая ситуация в энергетике, грозившая всем потребителям веерными отключениями электроэнергии, как это было в 2014 году. Особенно критическим днем стали 2-3 февраля. Сначала 2 февраля, когда из-за аварии в течение дня остановились 1-й и 9-й энергоблоки Запорожской и Кураховской ТЭС. Потом 3 февраля из-за замыкания на подстанции «Луч» в Запорожской области жители двух городов – Энергодара и Днепрорудного – оставались без электроэнергии, поскольку из-за инцидента полностью отключалась Запорожская ТЭС, создав экстренно дефицит в общей системе на 750 МВт. По данным «Укрэнерго», по состоянию на 4 февраля в энергетической системе не работала треть из 78 тепловых энергоблоков. Шесть – из-за отсутствия угля, девять – находились в резерве, и еще 10 – в аварийном или плановом ремонте. Спас ситуацию только экстренный импорт электроэнергии из Белоруссии и Словакии. Более того – из-за дефицита также впервые за несколько лет был возобновлен импорт энергии из страны-агрессора России. Только 6 февраля импорт электроэнергии из Беларуси превышал 600 МВт, импорт из России – 250 МВт. Национальная комиссия, которая осуществляет регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКП), регулярно сообщало о рекордных в истории критически низких запасах угля на теплоэнергостанциях, принадлежащих компании «ДТЭК» олигарха Рината АХМЕТОВА. Из-за этого они вынуждены были работать на дорогом газе, сжигая его рекордные объемы.
К концу февраля морозы отступили, в марте серьезных минусовых температур синоптики не прогнозируют, так что можно считать, что критический момент пройден без верных отключений, но с политическими потерями утратой энергетической независимости и значительными финансовыми затратами. А ведь еще в 2016-2019 годах в электросистеме Украины наблюдался избыток электроэнергии, что позволяло экспортировать ее в Европу. Что же произошло с энергосистемой Украины за последние два года и как это может в дальнейшем повлиять на цену электроэнергии для украинцев?

Вирус и олигарх
Специалисты в области энергетики говорят, что составными критической ситуации стали несколько факторов, сложившихся воедино. В первой половина 2020 г. в Украине наблюдался избыток производства электроэнергии из-за очень теплой зимы, длительного карантина и снижения потребления электроэнергии. Из-за этого Министерство энергетики, которое возглавляла исполняющая обязанности министра Ольга БУСЛАВЕЦ, поменяло прогнозный баланс производства электроэнергии. Как следствие часть энергоблоков АЭС были остановлены и выведены в ремонт, а также модернизацию. Ремонты должны была закончиться в ноябре 2020 г., когда традиционно резко растет потребление энергии. Однако в этом году так не произошло. В Энергоатоме это объясняют сдвигом графика модернизации на АЭС по поручению бывшей и.о. министра Ольги Буславец. На теплоэнергостанциях к началу сезона был накоплен рекордный запас угля. Но из-за того, что блоки АЭС стояли, ТЭС , принадлежащие ДТЭК, начали его стремительно вырабатывать. Из-за плохой погоды практически полностью перестала давать энергию зеленая энергетика, почти наполовину состоящая из солнечных электростанций. Из-за ремонтов энергоблоков доля АЭС в энергосистеме упала на 5% до 45,6% – почти вся недостача от «Энергоатома» и «зеленых» легла на плечи угольных ТЭС. К тому же в ноябре декабре 2020 и январе 2021 г. рекордно возросло потребление электроэнергии населением из-за подорожания газа.

Стоимость электроэнергии для населения в 2021 г. могла вырасти до 3,3 грн. за 1 Квт/ч

Так, фактически рекордные запасы угля исчерпались за три месяца. Теплоэлектростанциям рекомендовали пополнить свои запасы угля еще ноябре-декабре. Но те к совету не прислушались. Некоторые специалисты считают, что ТЭС, принадлежащие «ДТЕК», могли сознательно не пополнять склады, чтобы потом требовать от власти уступок. Чтобы обосновать отсутствие запасов, отправили часть своих энергоблоков в аварийный ремонт. По состоянию на начало февраля большинство аварийных энергоблоков приходилось именно на ТЭС, принадлежащие «ДТЕК». В самой компании обвинения в искусственной аварийности энергоблоков отрицают, объясняя это недостатком средств на ремонт в 2020 году. Всего вышеописанного достаточно, чтобы понять, что энергетическая отрасль Украины частично утратила управление именно в прошлом году, а в начале этого мы просто пожинали эти плоды. Но и эта ситуация – только верхушка айсберга того, что происходит в энергетике и может повлиять на рост ее цены в дальнейшем.

Без обязательств
На фоне критической ситуации с энергетике и жарких дискуссий о цене на газ о резком поднятии цены на электроэнергию на электроэнергию с 1 января 2021 года забыли. Если ранее с 1 Квт/ч для населения при условии потребления до 100 Квт/ч в месяц стоили 90 копеек, то теперь его цена возросла сразу до 1, 68 грн. – такую цену до этого платили только те, кто потреблял до 100 Квт в месяц. В Министерстве энергетики такую ситуацию пояснили… необходимостью избежать стремительного роста тарифа для населения с января 2021 года. «В случае непринятия предложенных изменений цена на электроэнергию для бытовых потребителей формировалась бы на рыночных условиях, что привело бы к резкому, более чем в 2,5 раза, росту тарифа на электрическую энергию для населения (до около 3,3 грн/кВт)», – сказано в релизе, распространённым министерством.

Дело в том, что до 1 января 2021 г. на рынке электроэнергии действовали постоянные специальные обязательства (ПСО) для государственных производителей электроэнергии, введённые еще в середине 2019 года . Проще говоря, «Энергоатом», «Центрэнерго» и «Укргидроэнерго» правительство обязывало продавать электроэнергию простым бытовым потребителям по 0,9 коп. за киловатт. Но на рынке электроэнергии, который вступил в действие в середине 2019 г., средняя рыночная цена была разной, но уверенно держалась выше 0,9 копеек за 1 Квт/ч. С 1 января эти обязательства закончились – из-за ситуации, сложившейся в энергетике, госпредприятия уже не могут продавать ее по 0,9 коп. В январе 2021 г. премьер-министр Денис ШМЫГАЛЬ заявил, что долг предыдущих периодов перед «Энергоатомом», связанный с выполнением компанией ПСО для населения и необходимостью поддержания тарифа в 1,68 грн. за кВт/ч, составлял около 7 млрд грн.

Зеленые долги
Откуда же такие громадные долги при том, что электроэнергия, вырабатывающаяся АЭС, – одна из самых дешевых и ее себестоимость, по документам НКРЕКП, в 2019 г. составляла 56 коп. за 1 Квт/ч. Дело в том, что сами АЭС электроэнергию напрямую не продают, как и в целом «Энергоатом». Она реализуется на рынке электроэнергии, на котором ее продают все производители(см «Непростой электроребус» ), т.е. каждый производитель зависит от всей системы . В ней же давно существует дисбаланс в сторон у цены т.н. «зеленой» энергетики – солнечных, ветро-, биогазовых станций. Зеленый тариф, по которому он продают электроэнергию на рынок, по состоянию на 1 января 2020 г., в зависимости от производителя, колебалась от 6,8 до 3,95 грн. за 1 Квт/ч. Как говорится, почувствуйте разницу… Эта разница между оплатой производителям зеленой энергетики и продажей конечному потребителю оплачивалась за счет низкой цены атомной и электроэнергии В 2015-2017 гг. количество производителей «зеленой энергии было небольшим, и система вполне работала. Но потом в этот сектор пришли инвесторы, в том числе «ДТЕК» Рината Ахметова, и продажа энергии от зеленых производителей стала стремительно расти. В 2019 г. мощности зеленой энергетики выросли вдвое – до 5,2 Мвт. К тому же был запущен несоверешенный рынок электроэнергии, а НКРЕКП не учла в тарифах составляющую, которая бы позволяла аккумулировать достаточные объемы средств, необходимых для компенсации зеленым производителям. Поэтому еще в прошлом году гострейдер «Гарантированный покупатель» («ГарПок») почти не рассчитывался с зелеными производителями, в т.ч с со структурами Рината Ахметова. Летом 2020 г. парламент урезал зеленый тариф. Ассоциация производителей зеленой энергии подписала с Кабинетом министром и НКРЕКП меморандум, который предусматривал погашение долгов, но он не выполялся. По состоянию на конец ноября 2020 г. долг перед «зелеными» достиг огромной суммы – 25 млрд гривен! В целом же долги по состоянию на ноябрь долги «ГарПока» составили еще большую сумму – 34 млрд грн. ! Дошло до того, что в конце ноября к премьеру Денису Шмыгалю с коллективным письмом обратились послы 11 государств – Бельгии, Канады, Дании, Франции, Германии, Нидерландов, Норвегии, Южной Кореи, Швеции, Турции, Великобритании, чей бизнес инвестировал в украинский сектор возобновляемой энергетики около 2 млрд евро. Они призвали обеспечить полное погашение долгов перед ними по «зеленому» тарифу. Производители «зеленой энергии» также стали подавать в суды на «ГарПок», по состоянию на конец ноября 2020 г. сумма исков составила 1 млрд гривен. Несомненно, с того момента она существенно возросла и будет расти и дальше. В начале января «ГарПок» был вынужден взять кредит в госбанках на сумму 10,25 млрд грн., чтобы оплатить долги перед зелеными производителями. По состоянию на конец февраля «зеленым» и «Энергоатому», о природе долгов которого говорилось выше, досталось по 2,2 млрд грн. каждому, раздел средств будет продолжаться. Этого достаточно, чтобы понять – нынешний рынок электроэнергии вместо нормальной работы порождает громадные долги. Покрывать их может либо государство из бюджета т. е. за счет нас, налогоплательщиков, либо непосредственно каждый потребитель электроэнергии за счет тарифа. Пока выбран путь погашения из госбюджета – закон, принятый в прошлом году, предусматривает выпуск гособлигаций на сумму 24 млрд грн. для покрытия долгов перед «зелеными производителями». Фактически эти средства станут государственным долгом. Для сравнения – в 2021 г. во время войны Украина закупит нового вооружения на сумму 10 млрд гривен. Новый аэропорт возле г. Днепр обойдется в 1,5 млрд. гривен. Упомянутые 24 млрд грн. +10 млрд кредита – это непостроенные сотни больниц и школ, мостов, некупленное оборудование для них же, неоплаченные лекарства в медицине и т.д и т.п.

Но не факт, что государство бесконечно долго сможет погашать долги, накопившиеся в энергетике из бюджета. Рано или поздно эти проблемы отобьются в тарифе на электроэнергию. Исполняющий обязанности министра энергетики Юрий ВИТРЕНКО обещает, что в 2021 г. тариф 1,68 грн. за Квт останется стабильным – о его снижении речь не идет. Но верить ли его словам?

Забавы олигархов
Но денежные дисбалансы на рынке электроэнергетики множат не только производители зеленой электроэнергии. В середине февраля 2021 г.

На рынке электроэнергии накоплены долги в десятки миллиардов гривен

Верховный суд отказался удовлетворить кассационную жалобу «Укрэнерго» и оставил без изменений решение судов предыдущих инстанций по делу, в котором госкомпания пыталась взыскать с «ДТЭК Западэнерго» 425,8 млн грн. задолженности. Таким образом, госкомпания потерпела убытки на сумму почти полмиллиарда гривен в пользу компании Рината Ахметова. Но это так сказать, разовая акция, а из-за несовершенства рынка электроэнергии там существует несколько схем, позволяющих покупателям, связанным с олигархами, манипулировать с прибылью для себя. В октябре прошлого года спекулятивные сделки на рынке часто достигали до 45 % его объема. В декабре 2020 г. структуры Рината Ахметова и Игоря Коломойского, выкупили по низкой цене электроэнергию государственных «Центрэнерго» и «Энергоатома», часть из которой пошла их предприятиям, а часть была перепродана на рынке. Из-за только этой сделки госкомпании потеряли до 400 млн. гривен. Согласно информации РБК -Украина, в сентябре – октябре 2020 г. на спекулятивных сделках на рынке все трейдеры заработали до 1,5 млрд грн., значительная часть из которых пошли тем же олигархам. И это только часть того, что происходило и ныне происходит на рынке при попустительстве НКРЕКП, Антимонопольного комитета, Кабинета министров, и Министерства энергетики независимо от фамилии его временного руководителя.

Вместо послесловия
Ситуация, которая сложилась на рынке электроэнергетики, требует немедленного вмешательства всех государственных органов. Правила игры на рынке нужно менять, иначе речь будет идти не только о росте тарифов, но и о развале энергосистемы страны. О борьбе с олигархами за последние семь лет говорили немало, этот слоган часто был одним из предвыборных обещаний нынешней центральной власти. Но в реальности ничего подобного произошло, и олигархи продолжают «доить» страну и каждого украинца.

Непростой электроребус
Как устроен рынок электроэнергии в Украине

Наверняка 99% потребителей электроэнергии не задумываются, насколько сложно сейчас устроена поставки электроэнергии к их квартире или дому. Отчасти в этой сложности скрыты те детали, которые довели ситуацию с производством электроэнергии в Украине до нынешней ситуации. Описание существующей рыночной схемы несколько упрощено, но в целом дает представление о ней.

Генераторы и продавцы электроэнергии в стране представлены: группой тепловой генерации (теплоэлектростанции), часть из которых принадлежит госкомпании «Центрэнерго», а часть – компании «ДТЕК» олигарха Рината АХМЕТОВА; группой атомной генерации – ныне госпредприятием «Энергоатом», объединяющем четыре атомные электростанции; гидрогенерацией (крупными ГЭС и ГАЭС), объединенными в госпредприятие ЧАО «Укргидроэнерго»; т.н. «зеленой генерацией» (солнечные, ветро-, биогазовые станции), значительная часть которой принадлежит структурам Рината Ахметова. Мелкие гидроэлектростанции, наподобие Низовской или Ворожбянской, принадлежат разным компаниям.

После того, как электроэнергия произведена, она попадает на рынок электроэнергии. С 1996 года он был монополией. Все генерирующие компании продавали произведенную электроэнергию государственному предприятию «Энергорынок» по ставке, установленной Национальной комиссией по регулированию энергетики и коммунального хозяйства (НКРЕКП). Затем облэнерго (поставщики электроэнергии) покупали электроэнергию в энергорынке и продавали ее потребителям: промышленность получала электроэнергию по высокому тарифу, а население платило низкий, субсидируемый тариф. Бремя субсидирования тарифа для населения было переложено на тариф для промышленных предприятий.

Большинство облэнерго в ходе приватизации попало в руки различных финансовых групп, в том числе российских, и олигархов: Рината Ахметова, Игоря КОЛОМОЙСКОГО, Константина ГРИГОРИШИНА, братьев СУРКИСОВ и т.д. По состоянию на 2017 г. по 35% части «Сумыоблэнерго» принадлежало соответственно Григоришину и Коломойскому, часть оставалась у государства. Нынешнее состояние неизвестно, вопреки закону информации о реальных собственниках в госреестрах нет.

Монопольное положение облэнерго, обладающих линиями электропередач и поставляющих электроэнергию конечным потребителям, не способствовало развитию конкуренции и повышению уровня обслуживания. Несмотря на это, к 2019 году насчитывалось около 200 частных компаний, поставляющих электроэнергию на основании лицензии.

В 2019 г. стартовала реформа рынка электроэнергии. Она была одним из обязательств Украины перед Европейским союзом и условием выделения 500 млн. евро финансовой помощи. За задумкой авторов соответствующего закона, она должна была способствовать развитию конкуренции на рынке, за счет этого снизить цены на энергию и дать возможность рядовому потребителю выбирать себе поставщика электроэнергии.

Новый рынок принес другие правила работы. Была ликвидирована монополия – ГП «Энергорынок». Ее место заняли два субъекта. Первый – госпредприятие «Оператор рынка», которое обеспечивает функционирование и организацию сделок купли-продажи электроэнергии на рынке «на сутки вперед» и на внутридневном рынке. Второй – госпредприятие «Гарантированный покупатель», которое занимается закупкой произведенной «зеленой» энергии. Все облэнерго были разделены – к сожалению, только юридически. Часть их стали операторами распределительных систем. В Сумской области им осталось «Сумыоблэнерго». Из части бывших облэнерго сформировались новые поставщики электроэнергии – для большинства потребителей Сум это «Энера Сумы». Также появилась масса независимых поставщиков электроэнергии, однако рядовой потребитель до сих пор о них мало что знает, так как переход от поставщика до поставщика забюрократизирован и сложен.
Также в результате реформы сформировался оптовый рынок, состоящий из четырех сегментов, каждый из которых выполняет определенные функции.

На рынке двусторонних договоров электроэнергия покупается по долгосрочным и двусторонними соглашениям, заключаемыми непосредственно между производителями (генерирующими компаниями) и потребителями электроэнергии. Рынок «на сутки вперед» – это рынок купли-продажи электроэнергии с периодом действия на следующий день, на нем все сделки утверждаются оператором.

«Внутридневной рынок» охватывает торговлю электроэнергией в течение дня после заключения всех соглашений и контрактов на рынке «на сутки вперед».

«Балансирующий рынок» – это рынок, на котором поставщик электроэнергии дополнительно закупает недостающие объемы электроэнергии, чтобы сбалансировать уровень производства и импорта с уровнем потребления. На этом рынке также предусмотрено применение механизма регулирования дисбалансов. Балансировать энергосистему Украины призвано государственное предприятие «НЭК «Укрэнерго», объединяющее шесть электроэнергетических систем.

Рынок электроэнергии в Украине также разделен территориально из-за особенностей электросиcтемы.
Существуют две отдельные торговые зоны, действующие в новом рынке электроэнергии – «Бурштынский энергетический остров» (БУЭОС) и «Объединенная энергетическая система Украины». (ОЭСУ). БУЭОС – условная территория, на которой расположены электрические сети Бурштынской и еще двух ТЕС вместе с прилегающей к ней электросетью, собственными потребителями электроэнергии в пределах Закарпатской, Ивано-Франковской и Львовской областей. БУЭОС работает в синхронном режиме с энергосистемой Европы и не имеет связи с энергосистемой Украины. А вот ОЭСУ до сих пор работает в синхронном режиме с энергосистемами Беларуси и России. Цены на электроэнергию в БУЭОС выше, чем в ОЭСУ, к которой относиться Сумская область.

Комментарии
Ольга КОШАРНАЯ, эксперт, Ассоциация «Украинский ядерный форум», (специально для «Панорамы»):
«Безусловно, новая модель рынка электроэнергии, введенная поспешно, повлияла на сегодняшний кризис в электроэнергетике. В частности, не была выполнена норма закона о ликвидации перекрестного субсидирования до начала работы новой модели. Население потребляет около 30% электроэнергии в стране, а тарифы на электроэнергию для него вдвое меньше рыночной цены. Кабинет Министров для поддержания низкого тарифа для населения из популистских соображений на две государственные компании – возложил специальные обязательства (ПСО) на НАЭК «Эненергоатом»и ПрАТ «Укргидроэнерго». Причем в первый год функционирования рынка, до 5 августа 2020 г., из-за этих обязательств “Энергоатом” обязан был продавать 80% произведенной электроэнергии Гарантированному покупателю по 56,6 коп за 1 кВт-ч, и тем самым был исключен из сегмента рынка “двухсторонние договоры”. Еще одна причина – установление предельных цен для торговли на рынке на сутки вперед, внутрисуточном и балансирующем рынках (прайс-кэпы). Также по вине «Укрэнерго» не заработал такой важнейший сегмент рынка как «рынок дополнительных услуг». Именно на этом сегменте рынка должны оплачиваться услуги, в частности по балансировке объединенной энергоистемы.

При дискриминации государственных компаний, говорить, что функционирует «рынок», предусматривающий свободную конкуренцию и отсутствие ручного вмешательства НКРЭКУ, преждевременно. Такой «рынок» дает искаженные ценовые сигналы для производителей и трейдеро и способствует злоупотреблениям трейдеров и сговору их с производителями.

В объединенной энергосистеме Украины всегда наблюдался дефицит маневренных мощностей, которые должны быстро подключаться в утренние и вечерние пики потребления электроэнергии (8% от всех установленных мощностей вместо 16% для надежной работы ОЭСУ). Если в других странах маневренными мощностями являются ГЭС, ГАЭС и газотурбинные установки, то в Украине из-за недостатка гидроресурсов роль маневренных мощностей выполняют ТЭС на угле. В связи с увеличением производства электроэнергии на ВИЭ, известных своей непрогнозированностью и зависимостью от погодных условий, возросла роль ТЭС для балансирования ОЭСУ. Поэтому обвинения Ольги Буславец в том, что она «подыгрывала» сознательно компании ДТЭК, не имеют оснований. Это была технологическая необходимость для обеспечения безопасного функционирования ОЭСУ.
Более 70% ТЭС находятся в частных руках. Обязанности иметь на складах достаточное количество угля прописано в п.40 лицензионных условий производителей электроэнергии на ТЭС НКРЭКУ. Именно НКРЭКУ имеет право и законные основания мониторить выполнение лицензионных условий своих лицензиатов и наказывать их за нарушение условий.

Перед началом отопительного сезона запасы угля составляли 2,9 млн т., что было рекордным для последних лет. В связи с тем, что НАЭК «Энергоатом» сорвал план-график ремонтов энергоблоков №2,4,5 Запорожской АЭС и стал вводить в эксплуатацию энергоблоки с задержкой на 2 месяца, а также в связи с серьезным похолоданием, ТЭС стали работать более интенсивно и срабатывать уголь со складов. Аварийность на энергоблоках ТЭС также можно объяснить тем, что они давно выработали свой ресурс, а частный владелец компании выжимал из них все, не вкладывая деньги в модернизацию и реконструкцию. Он стал развивать электростанции на ВИЭ и доходы, полученные от эксплуатации своих ТЭС, направлял в альтернативную энергетику, где уже владеет 25% установленной мощности.

Также одной из причин кризиса в электроэнергетике является медлительность и в некотором смысле бездеятельность НКРЭКП, которая слабо мониторила рынок электроэнергии и принимала изменения в НПА, касающихся функционирования различных сегментов рынка, в частности для совершенствования процедур и ликвидации правовых лакун, которыми пользовались некоторые трейдеры («торговля воздухом»).


Сергей Бондаренко
Панорама №9-2021