Особенности моторных масел Castrol
Обитатели города Сумы, откуда автор статьи, как и жители других городов и регионов Украины, стараются всячески помочь бойцам ВСУ. Нередко эта помощь выливается в нечто материальное, например, в коллективный сбор денежных средств на покупку автотранспортных средств. Известно, что эксплуатация любого автомобиля сопряжена с использованием различных запчастей и расходных материалов, включая трансмиссионные и моторные масла. Поэтому вполне разумно вместе с автомобилем приобретать и надлежащие смазочные материалы. Одним из ведущих зарубежных производителей, чьими моторными и трансмиссионными маслами охотно пользуются украинские автомобилисты, является старейший британский бренд Castrol (в 2022 году он отметил свое 123-летие). К сведению автолюбителей и тех, кто активно помогает украинским защитникам, масло Кастрол купить можно в интернет магазине ukrparts.com.ua. Далее мы рассмотрим отличительные особенности смазочных материалов этого производителя, а для начала напомним следующую информацию.
Критерии классификации моторных масел
Моторное масло призвано решать целый ряд задач:
- Уменьшать трение между деталями двигателя, за счет этого продлевать срок их эксплуатации, вдобавок повышать эффективность работы агрегата и снижать потребление горючего;
- Аккумулировать и отводить избыток тепловой энергии – охлаждать компоненты двигателя;
- Защищать мотор от пагубного воздействия влаги, кислорода и продуктов, возникающих в процессе работы двигателя (в первую очередь кислот), и благодаря этому предотвращать появление коррозии;
- Очищать детали агрегата, заполнять его полости, препятствуя таким образом утечке газов и т.д.
Подбор моторного масла начинают, как правило, с выбора его типа. В зависимости от технологии изготовления масла оно может относиться к одному из трех типов:
- Минеральному – его получают путем выделения масла из нефтяного сырья методом экстракции (с помощью растворителя-экстрагента) и последующего добавления в продукт химических присадок, наделяющих его необходимыми эксплуатационными показателями (противозадирными, противоизносными, противокоррозионными и т.д.) Минеральные масла считаются экономным вариантом смазочных материалов и используются при езде с умеренной скоростью и нагрузками;
- Синтетическому – при последующей переработке и очистке масел удается не только улучшить их качество, но и придать им те свойства, которые возникают при обогащении минеральных масел присадками. Синтетические масла лучше других ведут себя в условиях отрицательных температур, сохраняя требуемую вязкость, позволяют существенно снизить трение деталей ДВС, повысить его производительность, уменьшить расход топлива, характеризуются низким потреблением, а также минимальным образованием сажи и отложений;
- Полусинтетическому – является результатом смешивания минеральных и синтетических компонентов, благодаря чему обладает комплексом достоинств, присущих обоим типам моторных масел.
Также при выборе подходящего моторного масла следует учитывать:
- Самую низкую и самую высокую температуру, при которой масло способно функционировать;
- Низкотемпературную и высокотемпературную вязкость – иными словами, максимальный показатель вязкости при самой низкой температуре, указанной в инструкции к маслу, и два вида минимальной вязкости (кинематической и динамической) при высоких температурах – 100 °C и 150 °C соответственно. От этих параметров зависит, сможете ли вы завести мотор в сильный мороз и ездить при большой жаре;
- Эксплуатационные и качественные показатели.
За первые два пункта отвечает классификация моторных масел по стандартам, используемым Американским обществом автомобильных инженеров (SAE), за третий – классификации, созданные Американским институтом нефти (API) и Ассоциацией европейских производителей автомобилей (АСЕА). Ниже несколько подробней о каждой системе классификации.
SAE
Согласно этой системы классификации моторные масла разделяются на:
- Зимние (обозначаются буквой “W” и цифрой, указываемой слева): SAE 0W, SAE 5W, SAE 10W, SAE 15W, SAE 20W. Чтобы выяснить, при какой минимальной отрицательной температуре можно применять то или иное моторное масло, нужно прибавить к цифровому обозначению -35. В итоге мы получим, что самым низкотемпературным маслом является 0W (сохраняет необходимую текучесть при температуре минус 35 °C), а самое “теплолюбивое” из зимних – 20W (его можно использовать при температуре не ниже -15 °C, в противном случае есть риск, что двигатель из-за загустевшего масла не заведется);
- Летние (в обозначении указывается только цифра, означающая степень вязкости масла при максимальной температуре, при которой оно может эксплуатироваться): SAE 30, SAE 40, SAE 50. Чем больше число, тем выше температура, при которой масло сохраняет необходимую густоту: +20 С, +35 С, +45 С (температура зависит от конкретной модели масла);
- Внесезонные (в маркировке присутствуют цифры слева и справа от “W”). Например, SAE 0W-30 (от -35 °C до +20 °C), SAE 5W-40 (от -30 °C до +35 °C), SAE 10W-50 (от -25 °C до +45 °C), SAE 20W-40 (от -15 °C до +45 °C).
API
Данная классификация учитывает при ранжировании моторных масел их эксплуатационные свойства, обусловленные добавленными в них химическими присадками, и качество продукта. В маркировке масел по системе API приняты следующие обозначения:
- Тип ДВС, для которого предназначено масло: S – бензинового, C – дизельного. Универсальное масло обозначается либо SJ/CF (рекомендовано преимущественно для бензинового ДВС), либо CF/SJ (больше подходит для дизельного). Также выпускаются энергосберегающие масла. В их маркировке присутствуются буквы EC и цифры, которые обозначают процент топлива, которое позволяет сэкономить применение данного масла. Например, если указано EC 3, это значит, что экономия топлива может достигать 3%;
- Качество масла и год выпуска ДВС: для бензинового – буквы от A до N, для дизельного – от A до F. В обоих случаях каждая последующая буква свидетельствует о более высоком качестве смазочного материала, предназначенного для более современного двигателя. Проиллюстрируем это на примере масел для бензиновых моторов. Масла API A – API D используются в двигателях раритетных автомобилей, API SE можно заливать в систему смазки ДВС, произведенных в 1972 году, API SF – в 1980 г., API SG – в 1989 г., API SH – в 1993 г., API SJ – в 1996 г., API SL – в 2001 г., API SM – в 2004 г., API SN – в 2010 году;
- Тип двигателя – двух- или четырехтактный (обозначается цифрой 2 или 4 соответственно).
Примеры обозначения моторных масел согласно классификации API: API SI, API CD, API SH/CE, API CE/SH, API SG/CF-4 EC 3.
ACEA
Принято считать, что эта европейская система классификации автомобильных масел является неким аналогом API. Но при этом требования в ACEA жестче, чем в американской. Буквы и цифры, принятые в ACEA, означают следующие типы двигателей:
- A – бензиновые;
- B – дизельные;
- C – бензиновые и дизельные, отвечающие высоким экологическим требованиям и оснащенные необходимым оборудование (каталитическими нейтрализаторами, сажевыми фильтрами);
- E – дизельные ДВС, установленные на тяжелых грузовых автомобилях и автобусах;
- A1, B1 – двигатели легковых авто, A3, A4, A5, B3, B4 – высокофорсированные ДВС, A5, B5 – моторы легкового автотранспорта, эксплуатируемые в тяжелых условиях C1, C2, C3, C4, C5 – бензиновые и дизельные ДВС высокого экологического класса, снабженные соответствующими фильтрами и нейтрализаторами, E4, E6, E7, E9 – дизельные моторы грузовиков, работающие под большой нагрузкой и отвечающие разным экологическим нормам.
OEM
Original equipment manufacturer (OEM) – расшифровывается как “сборка продукта из составляющих/комплектующих, предоставленных различными производителями”. Применительно к смазочным материалам эта формула работает следующим образом. Некое предприятие получает от автопроизводителя заказ на изготовление моторного масла согласно конкретной спецификации, в которой учтены параметры вязкости, температуры, износостойкости антикоррозионные и иные эксплуатационные свойства. Маслосмесительное предприятие закупает необходимые компоненты (масла и присадки) у их непосредственных производителей, изготавливает масла с заданными показателями и разливает в емкости с брендом заказчика. Качество готовой продукции во многом зависит от качества компонентов, квалификации маслосмесительного завода, соблюдения им требований, предъявляемых к производству моторных масел и контролю их химико-технических и эксплуатационных свойств. О качестве того или иного моторного масла можно судить по одобрению (допуску) автомобильной компании, заказавшей данное масло. Данный допуск указывается на этикетке и в документации к смазочному материалу. Основная привлекательная сторона OEM-масел – это стоимость. Она может быть существенно ниже продукции с аналогичными характеристиками ввиду отсутствия расходов на научно-исследовательскую деятельность и маркетинг: масло изготавливается по уже существующей и отработанной технологии и не требует дополнительных вложений.
Однако вернемся к непосредственной теме нашей статьи.
Разновидности моторных масел Кастрол
Отметим, что британский бренд выпускает несколько линеек моторных масел, отличающихся между собой типом, технологией производства, характеристиками и сферой применения.
- Castrol Edge – масла из этой линейки образуют пленку, характеризующуюся высокой прочностью за счет добавления в базовое масло молекул титана;
- Castrol GTX – линейка масел, обеспечивающая при работе двигателя меньшее образование нагара и отложений;
- Castrol Magnatec – эти масла примечательны тем, что в их составе присутствуют так называемые поляризованные молекулы, способные “магнититься” к металлическим деталям и таким образом создавать на них надежную масленую пленку;
- Castrol Professional (EDGE, Magnatec) – данные масла производятся для конкретных марок автомобилей и бензиновых и дизельных ДВС, отличаются длительным сроком эксплуатации;
- Castrol Vecton – линейка масел, предназначена для грузовой автомобильной техники и автобусов.
Обзор некоторых моторных масел Castrol в магазине ukrparts.com.ua
Эксперты и автомобилисты отмечают достаточно высокое качество и эксплуатационные свойства смазочных материалов, выпускаемых указанным брендом. На странице https://ukrparts.com.ua/catalog/motornoe-maslo-271/14/ в настоящий момент представлено свыше 230 моделей моторных масел от производителя из Великобритании. Выбирая масла для своего обзора, мы исходили из того, в каких типах автомобилей в первую очередь нуждаются украинские военные. Это внедорожники, микроавтобусы и грузовики – автотранспортные средства, которые необходимы для ведения боевых и разведывательных действий, транспортировки личного состава, перевозки раненых, доставки боеприпасов, снаряжения, медикаментов, продуктов питания, различного оборудования и т.д.
– Во внедорожниках, оборудованных как бензиновыми, так и дизельными ДВС, на наш взгляд, можно использовать Castrol EDGE A5/B5 0W-30. Благодаря описанной выше прочной пленке это масло отлично проявляет себя при температуре -35 °C (температура застывания -45 °C) и высоких нагрузках, оказываемых на двигатель, что актуально в условиях зимы и ведения боевых действий.
– Для микроавтобусов и грузовых автомобилей, оснащенных дизельными двигателями, подойдет моторное масло Castrol Vecton Fuel Saver 5W-30. Оно сохраняет вязкость при сильных морозах (температура застывания -51 °C) и выгодно отличается такими эксплуатационными свойствами, как поддержание стабильной производительности мотора, обеспечение длительной износостойкости и эффективной очистки деталей ДВС, защиты их от нагара и вредных отложений, экономного расхода топлива и смазочного материала.