Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Олимпиада и опера по-китайски

119

Традиции в Поднебесной безболезненно соседствуют с современностью

Евгений Положий

Считается, что туристу в Пекине необходимо выполнить обязательную программу: посмотреть на Великую Китайскую стену, сходить в Пекинскую оперу и съесть утку по-пекински.

Мы в программу уложились, хотя она, как, впрочем, и любая обязательная программа, слегка отдавала нафталином и ширпотребом. Однако Бейджин сегодня интересен еще и предстоящей в 2008 г. летней Олимпиадой. Без сомнения, столица Поднебесной успешно справится с приемом лучших спортсменов мира и организацией масштабного спортивного мероприятия. Шутка ли — уже сегодня практически все объекты (впервые в истории ОИ!) готовы к эксплуатации. МОК даже обратился к правительству Китая с просьбой замедлить темпы строительства. Но китайцы не были бы самими собой, если бы не использовали Олимпиаду для пропаганды. В данном случае речь идет о пропаганде спорта и здорового образа жизни. Впрочем, местных жителей этим не удивишь — ранним утром можно наблюдать, как в скверах и парках тысячи китайцев занимаются у-шу.

Строительные объекты поражают не только грандиозностью, но и новаторством архитектурной мысли, которая сочетает в себе как современность, так и многовековые традиции. Что-что, а строить китайцы умеют быстро и, главное, вопреки расхожему мнению, качественно. Поражает культура строительства: любая стройка ограждена от постороннего глаза, окультурена и закрыта рекламными плакатами. Пекин вложил в подготовку к играм $37 млрд., на которые построены 318 км внутренних дорог, 1,5 тыс. км автотрасс, возведены стадионы, бассейны, Олимпийская деревня и т.д. Чтобы воплотить все планы в реальность, отселены более 6 тыс. семей, в другие места переместили школы, предприятия, но на неудобства людей никто не обращает внимания. Престиж страны — это самое важное!

Да и никто особо не возмущается вслух — все-таки идеологический режим имеет свою специфику, да и кому нужны лишние неприятности? Тем более что китайские тюрьмы, по заключению правозащитных организаций, самые жестокие в мире. Диссиденты, которым посчастливилось вырваться на Запад, рассказывают о них страшные вещи.

Диковинная опера

Для неподготовленного слушателя Пекинская опера — непростое удовольствие. Это совсем не похоже на то, что европеец подразумевает под словом «опера». Никаких вам Верди и Вагнеров. Акробатов не хотели? Теоретически мы, конечно, были готовы, но уже первые звуки, издаваемые главной героиней, вызвали плохо сдерживаемый смех — точно мартовская кошка. В просторном зале гранд-театра Чинга Ган иностранцами были заполнены лишь ВИП-места, а в партере сонно зевали несколько провинциалов, забредших посмотреть на столичную забаву. Ну, и мы, конечно же.

Текст диалогов и песен дается субтитрами на английском языке на двух экранах, так что смысл представления вполне понятен. За 1 час 15 мин. было показано несколько новелл, по сюжету не связанных между собой. Музыкальная гармония Китая в корне отличается от привычной европейцу, поэтому оценить по достоинству мастерство музыкантов невозможно. То же можно сказать и об игре актеров — система Станиславского отдыхает. В пекинской опере необходимо очень хорошо разбираться, чтобы сказать, хорошее мы представление посмотрели или плохое.

Необычное для нас — это точно. Зато акробатическое мастерство — интернационально. То, что вытворяли на сцене актеры, трудно описать словами.
В общем, пекинская опера как экзотика — самое то. Великолепные декорации и костюмы, но, в целом, для западного зрителя — это всего лишь одно из тех необходимых мест, которые нужно посетить. После спектакля как никогда понимаешь, что пропасть между нашими культурами огромна и непреодолима. Впрочем, это еще вопрос — нужно ли ее преодолевать? Вполне достаточно стоять на другом краю и наслаждаться тем, что видишь и понимаешь.