Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Олег Лапоногов. Романтик по жизни

2,656

“Ничего не бойся и живи быстрей”, — поет солист группы «Табула Раса»

Владимир Нянькин

ЛИДЕР легендарной украинской рок-группы «Табула Раса» Олег Лапоногов — один из самых неординарных, интересных и успешных представителей украинского шоу-бизнеса.
За более чем 15-летнюю музыкальную карьеру этот сумчанин успел познать многое: и прелести популярности, когда вся страна распевала «Шейк, шей, шей» с «Я сошел с ума», и горести разочарования, когда он оставил любимую группу и на пять лет отошел от музыки. Но, несмотря на все жизненные «негаразды», Олег остался простым и веселым, по-сумски «шокающим» и добродушным. 17 декабря «Табула Раса» выступит в Сумах.

О своем отношении к родному городу, любимой музыке, творческих проблемах и многом другом солист группы «Табула Раса» рассказал журналистам «r».

Досье

ОЛЕГ ЛАПОНОГОВ родился в городе Броды Львовской области в семье отставного летчика. Мама — школьная учительница. Работала школах №№12, 26, которую закончил и Олег.

Выпускник Киевского театрального института им. Карпенко-Карого. Участвовал в дипломных украиноязычных спектаклях. В 1997 г. «Табула Раса» награждена премией «Золотая Жар-птица» в номинации «лучшая поп-группа Украины». Национальный музыкальный рейтинг «Профи» поставил группу на второе место сразу в двух категориях — поп и рок-исполнителей.
Любимый вид спорта — бег
Любимый исполнитель — Демис Руссос
Самое важное в жизни — любовь
Пожелания читателям — душевного спокойствия, хороших отношений в семьях, здоровья, улыбок и много-много любви.

Любимый город

[q]r: Ты родился не в Сумах, а в Бродах, но все детство провел в нашем городе. Любишь Сумы? [/q]
О.Л.: Сумы — мой самый любимый город, другого такого нет. Там любимая улица, друзья детства. Сейчас с удовольствием возвращаюсь. Где бы ты ни был, все равно тянет домой. Я как кот: гуляет-гуляет, а потом все равно домой возвращается.

[q]r: Ты говоришь, что другого такого города нет. Чем же Сумы так необычны? [/q]
О.Л.: В Сумах специфические люди и особый менталитет, который невозможно передать. В плане юмора такого нигде нет. Иной раз печатным текстом высказать невозможно, да и неудобно становится.

[q]r: Расскажи о своих родителях. [/q]
О.Л.: Мама с самого детства воспитывала во мне мужчину. Если я распускал нюни, это был позор на всю квартиру. Папа всегда интересовался политикой. С ним всегда по этому поводу многие советуются. Еще он очень хорошо играет в шахматы. Меня обыгрывает в восемь ходов. Родителей очень люблю.

[q]r: На какой улице ты вырос? [/q]
О.Л.: Марка Вовчка. В соседнем доме жил Макс КАПУСТА (сейчас известнейший киевский звукорежиссер — «ВВ», «Гудимов»). В школу тоже сначала ходил в нашем районе — №26.

[q]r: Какие у тебя любимые места в Сумах? [/q]
О.Л.: Думаю, это места рядом с домом — на Химгородке и возле озера Чеха. Один раз купили новые резиновые сапоги. Я залез на льдину, начал двигаться, и она развалилась пополам. Сначала шпагат, потом наклоны вперед-назад — и падение в воду. За это два-три дня мыл полы в наказание.

[q]r: А на сборы бегал? Это тогда вроде бы всех касалось… [/q]
О.Л.: Сборы мне всегда казались дикостью. Меня это обошло, потому что занимался плаваньем. Были тренировки и утром, и вечером. Только на уроки времени хватало.

[q]r: Как ты учился? Говорят, был шалопаем… [/q]
О.Л.: Как учился, не спрашивай. И хлопал дверью, и просил прощения, но главное — хамства не было. Несмотря на то что мама работала в школе, за свое поведение получал по полной программе. Кстати, обычно люди искусства говорят, что у них были нелады с математикой. У меня же по этому предмету были прорывы: от самой низшей оценки до самой высшей.

Первый блин

[q]r: Расскажи, когда ты начал играть на гитаре. [/q]
О.Л.: Моя первая акустическая гитара называлась «Орфей», за 50 рублей. Мы купили ее с мамой, когда я был в 8 классе. Начал заниматься, но больших успехов не достиг. Наш клавишник, у которого консерваторское образование, говорит, что я умею играть одну гамму и то мажорную. Просит выучить минорную, а я не хочу…

Сумы — музыкальный город. Есть много музыкантов, у которых до сих пор есть чему учиться. Например, барабанщик Саша ГРИЦИНА

[q]r: А первую электрогитару когда приобрел? [/q]
О.Л.: Это было позже, в 84-м году. Она была самопальная, под «гибсон» за 200 рублей. Я спал с ней и пыль постоянно протирал. А еще мне тогда приснился «фендер телекастер», и через 10 лет я купил точно такой же.

[q]r: Ну, гитара была, значит, вскоре и выступать где-то стал? [/q]
О.Л.: Играл на танцах. Потом нас пригласили в Гагры играть в ресторане «Абхазия». Но нужно было экзамен перед жюри сдать. А я приехал, мандаринов объелся и еще чайник забыл выключить в номере. Поперепутывал все припевы с куплетами, так что ушел со сцены под стук собственных каблуков. Домой вернулся с тем же чайником, а гитару под «гибсон» оставил в Гаграх.

[q]r: А когда создал «Табула Расу», тяжело было славы добиться? Вы же, если я не ошибаюсь, четыре альбома до «Шейк, шей, шей» выпустили? [/q]
О.Л.: Да, выпустили четыре альбома. Энергия тогда била фонтаном. Все свободное время и все силы отнимала группа. Кем я тогда ни работал: и рекламным агентом, и на телевидении титры выпускал… И все равно «Табула Раса» была на первом месте. Думал тогда, что если не стану мировой звездой, то незачем и делать что-то. К большому моему счастью, это быстро прошло, потому что много энергии уходит на достижение славы.

Как их зовут?

[q]r: У вас очень необычное название, которое довольно непросто запомнить и воспроизвести с первого раза. Возникали ли с этим трудности или смешные ситуации? [/q]
О.Л.: Когда-то на заре творчества мы ездили по Западной Украине с эстрадными исполнителями. Там был ведущий, который одновременно был директором какой-то фирмы — «Покуття». Говорил он на местном диалекте, и из всех его слов мы понимали только «Покуття». Он же никак не мог запомнить наше название. Только до нас очередь доходила, он делал паузу, а мы из-за кулис подсказывали. И вот, наконец последний концерт, с него спал груз ответственности: “Выступает, мать его так, забываю постоянно, как их зовут… «Тепла трасса».
Еще слышал, как наше название трактовали «Та була раса». То есть «были люди когда-то»…

[q]r: Что посоветуешь молодым музыкантам, которые тоже хотят прославиться? [/q]
О.Л.: Советую им махнуть рукой на всех продюсеров. Что важнее: звезды на погонах или музыка? Если хочешь любовь подарить, то будешь делать свое дело хорошо и все придет. Популярными на долгие годы становятся только те песни, в которых много любви.

[q]r: А популярность сильная была? Фанатки на улицах, переодевание, чтобы не узнали? [/q]
О.Л.: Много чего было. Доходило и до того, что шляпа и очки уже вошли в привычку. Сейчас тоже узнают, девушки подходят. Хотя так и должно быть. Если в солистов влюбляются представители противоположного пола, значит, группа хорошая.

[q]r: Почему «Табула Раса» пропала на пять лет? [/q]
О.Л.: Так сложились обстоятельства. Я морально устал от чего-то. Никаких нервных стрессов не было. Сначала думал, недолго отдохну. А потом уже были мысли, что никогда не вернусь. Первые два года прожил в Киеве, а потом некоторое время провел в Сумах. Объездил пол-Украины на велосипеде. Помогал знакомым или просто людям. Еще ездил по монастырям, изучал себя.

[q]r: Писал ли ты в это время или хотелось отдохнуть от музыки? [/q]
О.Л.: Но писал все равно. Приспичило писать через полгода. Декабрь, легкий мороз, снежинки… Для меня очень плодотворный период — глубокая осень, начало зимы и весна. Летом отдыхаю. За те пять лет концерта на четыре написал. Другое дело — сколько песен войдет в альбомы. «По билету на восток» сочинил для Иры Билык, а потом очень не хотел ее отдавать. Мои песни только я могу петь. Лучше, чем автор, никто не исполнит.

[q]r: Как появилась идея вернуться в «Табула Расу»?[/q]
О.Л.: Мне периодически звонили продюсеры, друзья-музыканты приглашали вернуться. В один момент я понял: пора. Взял билет и спокойно приехал.

Кризис жанра

[q]r: Правда ли, что у тебя бывают проблемы с написанием текстов? [/q]
О. Л. Да, бывает: чтобы четверостишье написать, месяц нужен. Постоянно все делаю в последний момент. Вспомню, что нужно текст писать, открываю блокнот, и ничего не выходит. А потом с перепугу за две недели до записи вокала в студии все дописываю. С музыкой легче. Дайте гитару — я концерт целый напишу и тут же аранжирую его. Текст же я привык сначала на репетициях петь абракадаброй на английском языке.

[q]r: «Рыба» так называемая? [/q]
О.Л.: Да. Так проще понять, какая нужна внутренняя ритмика. Многим больше нравится, когда я пою на птичьем языке. Маме моей, например. А чтобы писать хорошие тексты, нужно быть поэтом.

[q]r: Так, может быть, проще тогда обратиться к профессиональному поэту? [/q]
О.Л.: Несколько раз пробовал, но ничего не вышло. Начинаю петь на репетиции, но что-то не то — это не я выстрадал. Например, песню «Восток» я придумывал очень долго. «История одной любви», «Артерия одной любви», «Бактерия одной любви» — все не знал, как лучше написать.

[q]r: А почему нет песен на украинском? [/q]
О.Л.: В начале творчества мы пели на украинском, а потом как-то перешли на русский. Хотя это не означает, что я не люблю украинский. Он мне очень нравится, и в семье моей говорят на нем. Я же — ни на том, ни на этом. Суржик. Мы когда-то в «Червоной руте» принимали участие, так нам так и сказали, что у нас текст на суржике. Потом на выступлении я опять слова перепутал, стал петь якобы на английском. Жюри сказали, что мы — «негры в украинских рубашках». Дали поэтому не первое, а второе место.

[q]r: Есть ли у тебя любимая песня в репертуаре «Табула Расы»? [/q]
О.Л.: Лучшей песни пока не написал. Хотя есть те, которые очень люблю. На последнем альбоме, например, «Никого не слушай и живи скорей». Она о том, чтобы люди не обращали внимания на людей, которые могут сбить их с толку, а дышали и любили.

[q]r: Есть песни, которые надоедают? [/q]
О.Л.: Я, когда запишу альбом, по 500 раз слушаю его. Слышу: тут коряво, там не то, сям не то. Потом начинает нравиться, но через некоторое время надоедает и становится безразличным. Просто когда что-то уже сделал, надо идти дальше.

[q]r: А какую музыку ты слушаешь? [/q]
О.Л.: В последнее время я мало кого слушаю и вообще не хожу на концерты. Изредка в машине по радио какую-то песню выхвачу. Хотя из того, что слышу, мне нравится группа «High-fi», Бутусов и «Машина времени», особенно медленные песни Макаревича. Дома люблю послушать Дэмиса Руссоса и Джо Дассена. Когда их слышу, кажется, что все звезды поют.

Поток энергии

[q]r: А чем тебе нравятся их голоса? Как ты определяешь, хороший вокалист или плохой? [/q]
О.Л.: Я думаю, что нужно чувствовать и петь. Вокалистов сейчас много, а настоящих мало. Побольше мелодичности, чтоб энергия лилась. Ведь суть вокала не только в том, чтобы в ноты попадать.

[q]r: Каким будет следующий альбом? [/q]
О.Л.: Уже могу точно сказать: он будет более роковый, чем предыдущий. Почему это так, я не знаю. Нам никто не говорит, какую музыку нам играть, — это бесполезно. Невозможно сделать из меня металлиста, если я этого не захочу.

[q]r: А понятие формата? Задумываешься ли ты об этом, когда пишешь песни? [/q]
О.Л.: Конечно. Когда я пишу, изначально задумываюсь, чтобы определенные песни попали в формат. Просто если песню не возьмут, то не надо и мучаться. Надо делать так, чтобы альбом был продаваемым. Если он будет разношерстным, то будет тяжело восприниматься. Для таких случаев существуют альбомы «best of», в которых можно собрать разные по стилистике песни.

[q]r: А новомодные веяния? Не думал как-то в угоду им изменить звук «Табула Раса»?[/q]
О.Л.: Мало ли что жизнь предлагает. «Табула раса» — одна такая, и похожих на нас сейчас в Украине нет. Мы существуем из-за того, что нас любят люди. Когда перестанут, я постараюсь собраться с духом, сказать: «Я исчерпался», — и уйти.

[q]r: В ближайшее время вы выступите в Сумах. Что это будет за программа? [/q]
О.Л.: Скорее всего, это будут лучшие песни плюс новые. Хочется показать многое.