Олег Габ: «Люди на инвалидных колясках уж и не такие другие”
В Сумах тысячи людей в силу разных жизненных обстоятельств вынуждены передвигаться на инвалидных креслах. Из-за вооруженного конфликта на Донбассе таких людей становится только больше. Каждый день они вынуждены преодолевать непреодолимые препятствия. И это касается не только инфраструктурных недоработок, но в большинстве своем они встречаются с непринятием и осуждением. Тем не менее находятся люди, которые готовы бороться с тем и другим, которые, невзирая на свое средство передвижения (инвалидную коляску), ведут полноценную, активную и разнообразную жизнь. О комфортности жизни на инвалидной коляске говорили с Олегом Габом. Он руководит общественной организацией инвалидов «Рука помощи», он советник губернатора Сумской области по вопросам людей с инвалидностью, и он не стесняется отвечать на вопросы, которые многие постеснялись бы ему задавать.
r: Комфортный для вас город Сумы или нет?
Олег Габ: С точки зрения человека, который передвигается на инвалидной коляске, с большой натяжкой можно поставить лишь 10% комфортности нашему городу. Почему так мало? Даже те дорогостоящие инфраструктурные объекты, которые реализовались за последние два года, такие как сквер Счастья или подземный переход у фонтана «Садко», недоступны для людей с инвалидностью, передвигающиеся на коляске. То же можно сказать о ремонте по ул. Набережной р. Стрелки, Прокофьева.
r: Проще, наверное, будет сказать, где удобно вам в городе?
О.Г.: Да. Единственное место в городе, которое на 100% является для меня доступным, это район Мануфактуры. И то только со стороны самого торгово-развлекательного центра. Там, в принципе, везде есть нормальные заезды, переезды, и остановка соответствует всем требованиям эксплуатации низкопольного транспорта. Троллейбус сюда подъезжает вровень с бордюрным камнем, и я могу спокойно из него выехать. Просто здесь на этапе проектирования здания учли все потребности и реализовали их. Парковка для машины тоже расположена в удобном месте. Но я не живу возле «Мануфактуры», и сюда нужно еще попробовать добраться.
r: На новых остановках, которые недавно построены, тоже не учитываются потребности «колясочников»?
О.Г.: Проблема в том, что у нас отсутствуют остановки, которые бы полностью соответствовали требованиям людей, передвигающихся на колясках, их нет. Один из последних примеров: делали остановку на ул. Горького. Я проезжал там не один раз, каждый раз обращался к строителям с просьбой нигде не ставить никаких бордюрчиков. Ну, они кивали головой, и на этом «кивании» все и закончилось. В конечном итоге влепили сантиметровый бордюрчик у самой остановки. И к ней подъехать человеку, например, который «шейник» или на неприспособленной коляске, – это катастрофа просто. И такое отношение на всех уровнях.
r: Насколько легко выбраться, как минимум, из квартиры? Существуют условия в домах, где живут люди, передвигающиеся на инвалидных креслах?
О.Г.: Есть такая городская программа «Місто Суми – територія добра і милосердя», которая позволяет таким жильцам получить пандус в доме. В эту программе включено строительство пандусов в подъездах для таких людей, которые передвигаются на инвалидной коляске. Где это ехнически возможно, переделывают. Из последних, что мне известны, – это на ул. Интернационалистов и Прокофьева в рамках такой программы переделывали подъезды. В моем доме на Ивана Сирко тоже сделан пандус в подъезде, и я могу самостоятельно выехать из своей квартиры. В этом плане процесс движется. Но это локально и только под конкретного человека. Да, в доме сделали пандус – он выехал. А дальше передвигаться – проблема. Потому что преодолеть бордюры он уже не сможет. С 2008 г. мы все никак не достучимся до господина Шилова, чтобы сделать специальные переезды на участке от ул. Героев Крут до ул. Харьковской. И все эти годы только обещания. Очень наглядно, что в этом районе, к примеру, находится областной центр реабилитации детей-инвалидов, но к нему нет дороги.
r: Ваши средства передвижения, ваши «ноги», насколько они за последнее время изменились? Позволяют ли они вам себя чувствовать более комфортно?
О.Г.: Коляска для мобильности и доступности – это главное. И чем она лучше, тем проще передвигаться, тем меньше нагрузка на руки, больше возможность преодолевать препятствия и расстояния. За последнее время у нас появилось много инвалидных колясок, но их качество, их функциональность, их ценовая политика – это большой вопрос. Я приведу пример: коляска инвалидная в Польше стоит 3,5 тыс. злотых, что примерно 1000 евро. У нас такая коляска, которую выдают человеку с инвалидностью, стоит в два раза дороже. Хотя та же модель. Я вот получил месяц назад коляску, вроде бы все нормально, но ее задняя спинка больше, чем ширина коляски, а это очень неудобно. Вроде она и импортная, и Made in France написано, и цена за 30 тысяч. Но… Выбор вроде бы и есть, а вроде бы и нет. Еще одна проблема в том, что нас, людей, передвигающихся на коляске в силу разных жизненных ситуаций, государство поделило на группы: общего заболевания; те, кто получили травму при исполнении служебных обязанностей в армии, полиции; и третья категория теперь – это люди, получившие инвалидность в АТО. Коляски, которые человек может получить по общему заболеванию, – это самые обычные дешевые варианты. То есть выбор ограничили еще больше. В приоритете сейчас воины АТО. Конечно, я понимаю, что война, что людей, которые защищают Украину, надо обеспечивать, но не за счет людей, у которых категория «общие заболевания». Так вот государство решило и столкнуло людей лбами вместо того, чтобы их сплотить. Я считаю, это неправильно.
r: Как сегодня общество воспринимает людей на инвалидных колясках?
О.Г.: Отношение самое разное. Я побывал в Париже и в Израиле. Я хочу сказать, что люди везде есть разные. Конечно, у них общество в Европе более толерантно относится к таким людям, потому что у них это движение началось раньше. У нас же это, к сожалению, долго замалчивалось, скрывалось, только в последние лет 15 люди на колясках стали активно выходить, не бояться и не стесняться той ситуации, в которую они попали. Но общество у нас, к сожалению, не всегда понимает людей с инвалидностью. Не считает их равными. Большая часть еще зашорена советской пропагандой. Отношение примерно такое: «инвалид должен сидеть дома, а чего он тут выезжает, портит имидж». Возьмите ул. Харьковскую. Сколько у нас кафе или магазинов, в которые есть заезды для коляски? Из десятков таких заведений только одно-два доступны для меня. И открываются новые, которые даже не рассматривают возможности, что к ним захочет приехать человек на инвалидной коляске. Когда я спрашивал в одном из новых ресторанов на ул. Харьковской, почему они не сделали заезда в ресторан, в ответ услышал только молчание. Вот такое отношение предпринимателей к людям на инвалидной коляске.
Человеку на коляске нужно дать возможность чувствовать себя комфортно. Чтобы меньше было взглядов косых. И воспитывать толерантное отношение нужно со школы. Начиная с первых классов, чтобы детей готовили к тому, что есть разные люди. И люди на колясках и не такие уж другие, просто у них есть свои особенности, но они должны жить, как все. И не будут люди считать себя ущербными, что на этом их жизнь закончилась… Не будем скрывать, многие спиваются. Но я готов личным примером доказать, что можно вести не менее активную жизнь. Просто жизнь поставила тебя в такие рамки, и с этим не нужно бороться, с этим нужно жить, по возможности максимально полноценно. Надо просто перестать жалеть себя и перестать думать, что тебе все обязаны. Никто тебе ничего не обязан, и ты должен добиваться всего сам. Дорога должна быть с двусторонним движением и со стороны государства, и от человека с инвалидностью. Нельзя полностью сесть на шею государству, требовать и ничего не делать в ответ.
r: Но вы не стесняетесь того, что передвигаетесь на инвалидной коляске?
О.Г.: Я не стесняюсь. Конечно, нет. Я себя чувствую таким же гражданином Украины, который имеет такие же права, как и обычные люди. Я стараюсь реализовать свои желания. Я имею право на высшее образование – я закончил банковскую академию. Я живу активной жизнью независимо от того, что я нахожусь в инвалидной коляске. Есть масса людей с инвалидностью, которые ведут активную жизнь. Николай Федоренко – чемпион по армреслингу, который ездит в разные страны, не ограничивает себя. Я стал советником губернатора по вопросам людей с инвалидностью. Это тоже большое достижение. Кстати, это первый губернатор, который имеет такого советника и считает это важным. Отношение потихоньку меняется у людей. Но это очень потихоньку.
r: Почему очень многие люди с особенными потребности продолжают проводить жизнь в заточении в своих квартирах?
О.Г.: Мы с Сашей Гринкой стараемся пропагандировать активный образ жизни, вытаскиваем людей с особенными потребностями в общество. Хочется их вытянуть из той скорлупы, в которую они себя заточили. Избавить от того мнения, которое им общество навязало: когда ты инвалид, то сиди дома, пенсию получаешь – и что тебе еще надо? В троллейбусе иногда ездишь и там всегда встречаешься с возмущениями. И если тебе это не говорят в лицо, то по взглядам и по бурчанию ты понимаешь, что они думают: «чего ТЫ залез в троллейбус, когда МЫ тут едем». Очень сложно перебороть человеку с инвалидностью как раз эти взгляды косые. У нас в обществе слишком мало таких программ, которые бы подымали уровень толерантного отношения к таким людям.
r: Насколько свободно вы пользуетесь общественным транспортом?
О.Г.: Тот хлам, который ездит по городу и называет себя маршрутками, категорически неприспособлен для людей на колясках. За исключением пары новых машин с передней низкопольной площадкой. Но их единицы. Остальные – недоступны. Плюс водители хамят, даже останавливаться не хотят. Я пользуюсь в основном троллейбусами и автобусами. Только на коммунальном предприятии «Электроавтотранс» у нас есть машины, приспособленные под потребности людей на колясках. И тут спасибо надо сказать, что такой транспорт закупается. Маршрут от Героев Крут до автовокзала – вообще песня. Сейчас у меня есть возможность с их помощью добираться до вокзалов и практически в любую точку города. Плюс есть удобное приложение для телефона, при помощи которого отслеживаешь передвижение этих автобусов, тут же видно, какой из них низпольный, и подстраиваешь под них свой маршрут. Не надо звонить в диспетчерскую. В этом плане удобно. Если взять десять лет назад и сейчас, то очень огромный скачок в этом плане совершил город. Но, конечно, хотелось бы больше.
Попередній запис
Наступний запис