Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Небо и земля Валерия Талича

154

Сумчане рождаются в Сумах. Поэтому могут жить даже в Антарктиде и Москве

Алексей Сикорский

Судьба этого человека сложилась весьма затейливо. Вернее, он сам себе ее сложил. Летчик, журналист, менеджер по оборудованию для сельского хозяйства и промышленности.

При этом — везде и всегда сумчанин. Но при этом гражданин России, житель Москвы. Знающие его люди говорят, что он добр, отзывчив, обязателен. Прожитая часть жизни была полна экстрима и иррациональных событий.

Итак, знакомимся с Валерием Викторовичем ТАЛИЧЕМ. Он родился в Сумах 16 декабря 1947 г. Окончил Сумской машиностроительный техникум, поработал некоторое время токарем на заводе «Центролит», конструктором во ВНИИ «Гидромаш». Но, по его собственным словам, «потянуло в авиацию». Вот тут, как говорится, и началось…

Окончил Богодуховский авиацентр, затем Кременчугское летное училище гражданской авиации. Летал на всех типах вертолетов: МИ-1, МИ-4, МИ-8, МИ-6. Летать приходилось преимущественно в полярных и приполярных широтах, над Крайним Севером и, так сказать, крайним Югом. Участвовал в высокоширотных экспедициях «Север» в район полюса и Советской Антарктической экспедиции. Налет — более 8 тыс. часов.

Биография и география

После Кременчугского летного училища попал по направлению в Полярное управление гражданской авиации (ГА) в поселок Тикси на берегу моря Лаптевых. Там отработал три года, перевелся в г. Норильск на полуостров Таймыр. Из Норильска вылетали на обслуживание высокоширотных экспедиций «Север» — это была работа на военных.

Летал на остров Врангеля, Северную Землю, Новосибирские острова, Землю Франца Иосифа. Попал в Мячковский авиаотряд под Москвой. Отряд обеспечивал гражданскую оборону столицы, но кроме этого — аэрофотосъемку всей территории страны и полярные экспедиции.

Профессии можно выбирать, менять и совмещать. А родной город всегда один

В 1985 г. «сходил» в Антарктиду в составе Советской Антарктической экспедиции. Это означает длительный переход на борту научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов» по маршруту Гамбург — Бискайский залив — Канарские острова — 6-й континент и год полетов над Антарктидой и океаном, обслуживание всех советских антарктических станций. После Антарктиды — снова Север. В частности, перевозил грузы для строительства газопровода Уренгой-Помары-Ужгород. Из авиации уволился по выслуге лет, хотя говорит, что из авиации не уходят никогда.

Такова биография летчика. Звучит суховато, как простой перечень географических названий. Если не вникать в то, чем действительно были наполнены эти годы.

Увиденное и пережитое

Главной работой в Антарктиде была перевозка грузов на подвеске. Сложная и ответственная операция, которую нужно было выполнять ежедневно в течение года.
На Севере занимались составлением карт Ледовитого океана для атомных подводных лодок. Точнее, задачей экипажа было доставить в нужную точку специалистов — гидролога, гляциолога и астронома, дождаться, когда они сделают свою работу, и отвезти обратно. Ну и, как всегда, перевозили различные грузы.

На строительстве газопровода приходилось встречаться с земляками-сумчанами. Известно, что СНПО им. Фрунзе поставляло газоперекачивающие агрегаты на этот газопровод. Своих встретить всегда приятно, и сумчане пользовались у Валерия Талича преимуществом при посадке на борт. Приятные воспоминания, но вообще работа вертолетчика — вся «на экстриме». Валерий Талич помнит множество эпизодов, которые гораздо красноречивее сухого послужного списка. Достаточно сказать, что за свою летную биографию он потерял два экипажа. Видел, как разбиваются другие. Сам неоднократно был к тому близок, но судьба зла не всегда.

Был случай на Таймыре, когда машина из-за перегруза воткнулась в берег под углом 45 град. Свезло весь нос вертолета. Но двигатели, рулевое управление целы — значит, лететь можно. Валерий Талич рассказывает: «Колес нет, носа нет, педали висят в воздухе, и мы потихоньку, километрах на 40 перегоняли вертолет до аэропорта в Норильске. Садились на автомобильные шины, там нам подготовили специальное место для посадки. Все смотрели и смеялись». Действительно, наверное, смешно. Потом…”

Удалось побывать на борту знаменитого атомохода «Ленин». Два часа гостили, но в связи с трагическим случаем. Вблизи Диксона разгружался сухогруз «Индигирка». Произошло ЧП — солдата придавило мешком с углем. Травма серьезнейшая. Сначала хотели доставить его на Диксон, но потом решили — на атомоход. Обстановка позволяла. «Ленин» — огромный плавучий город, там солидная медицинская база, и добраться можно быстрее. Позже выяснилось, что перелет на Диксон солдат не пережил бы, а так спасли человека.

Приходилось сидеть и ждать помощи из-за отказа двигателей. А пешком идти нельзя — волки на Севере размером с теленка, только хищные и голодные.
Вообще, сидеть и ждать то ли по причине неисправности, то ли из-за метеоусловий — обычное дело — так получается по рассказам.

А в Антарктиде пришлось ожидать в экстремальных условиях заместителя начальника экспедиции, которого нужно было снять с теплохода. На теплоходе «Байкал» этот человек оказался потому, что там веселее, чем на специализированном экспедиционном судне «Михаил Сомов». Сначала по вине штурмана заблудились, чуть не ушли в открытый океан с перспективой израсходовать топливо и нырнуть. Вовремя сориентировались, нашли теплоход, сели на льдину. Еле-еле поместились двумя колесам, третье — над водой. А начальству стало угодно со всеми прощаться. А топлива — в обрез. Валерий Талич признается: «Убить его хотелось!» Вроде бы в шутку.

Журналистская составляющая

Об экстремальных ситуациях вспоминать можно много. О плюсах и минусах той жизни Валерий Талич рассказывал в своих статьях. Ведь он еще успел стать профессиональным журналистом. Заочно окончил факультет журналистики МГУ, куда поступил в 1972 г. С борта «Михаила Сомова» передавал свои материалы по радио. Публиковался в газетах «Труд», «Советская Россия», но более всего — в журнале «Гражданская авиация» и газете «Воздушный транспорт». Во время Антарктической экспедиции подготовил книгу — дневник на 650 страниц, где описан каждый день, прожитый в Антарктиде и по пути к ней. Уверен, что книгу когда-нибудь удастся опубликовать.

Об одном материале Валерия Талича хочется вспомнить подробнее. Это была публикация в авторитетнейшей газете «Известия». Валерий Талич однажды написал письмо руководству американской авиакомпании «Пан-Американ». Как простой пассажир, он спрашивал, почему курительный салон начинается с такого-то ряда, почему там, где начинаются места для советских граждан, заканчивается нормальная еда и т.д. Замечаний было много. Американцы ответили. В первых строках очень тепло поблагодарили за внимание. А дальше по пунктам ответили на все замечания. Выходило, что все недостатки, указанные в письме, имеют место по согласию советской стороны.

Эту частную переписку полностью опубликовала в «Известиях» собкор Элла МАКСИМОВА. И не за своей подписью, а оставила подпись Валерия Талича! В результате — тяжелый разговор с замполитом. Валерий Талич излагает его итог так: «Выгнать не выгнали, но по шапке получил!»

Некоторое время Валерий Талич работал редактором пресс-центра «Аэрофлота». Три монстра гражданской авиации сменились за это время. Потом снова летал, пока не ушел из авиации окончательно после развала Союза.

Сумчанин

Он считает символичным, что чем больше лет человеку, тем ближе он к родной земле. Уйдя из авиации, Валерий Талич стал сотрудничать с различными европейскими фирмами, выпускающими сельхозоборудование. Всегда хотел сделать что-нибудь для родного города. Пытался разместить одно очень выгодное производство на СНПО им. Фрунзе — не получилось. На тот момент нигде не смог найти нержавеющей стали, которой раньше было полно.

Хотел сделать Сумы побратимом американского города Белоит, штат Висконсин. С этим городом Валерия Талича связывают родственные узы. После войны там поселилась его тетя, которую угнали на принудительные работы в Германию еще девочкой. Кстати, этот факт весьма тормозил продвижение по службе.

Валерий Талич — сумчанин. Очень болеет за город, с горечью говорит о его сегодняшнем состоянии. Посторонний не принимал бы все это так близко к сердцу.
Слова Валерия Талича: «Это мой город, я его люблю — и умирать приеду сюда», — уверен Валерий Талич. Приехать можно, а с остальным лучше подождать. Увидим еще лучшие времена.

На 60-летии Валерия Талича в общей сложности побывало человек сто. Отмечался юбилей в три приема — раз в Сумах и дважды в Москве. Сам юбиляр заметил: «Если столько людей пришло, значит, наверное, не такой уж я плохой».

Конечно, не такой уж! Даже совсем не такой. В пользу этого свидетельствует сам факт, что человека как-то волнуют подобные вопросы. Сейчас многие беспокоятся совсем не об этом.