«Музобъект»
Зал органной и камерной музыки Сумской областной филармонии откроется ко Дню независимости
В помещении и на территории Сумской областной филармонии сейчас атмосфера ударной стройки. Точно как в кино о героических и экстремальных периодах истории. Бетономешалки, отбойные молотки, сварка, лопаты… И главное — при всем этом люди, много людей. В конце июля там работали 217 человек.
Короткие этапы большого пути
Директор филармонии Надежда ДЯКОВСКАЯ, что называется, держит руку на пульсе. Прыгающий через ямы и строительного мусора работник культуры больше похож на прораба, но в контексте происходящего это выглядит нормально. В жизни филармонии ответственный этап — теперь он близок к завершению, а начало было положено, как вспоминает Надежда Николаевна, 19 августа 2005 г. Тогда начали первый этап реконструкции. Его цель заключалась в перестройке зала, для того чтобы туда можно было перенести орган, который не один год молча стоял в Троицком соборе. Кое-что сделали — и выделенные деньги кончились. Но, по словам Надежды Дяковской, денежки подбросили меценаты и работы продолжались с января по апрель 2006 г. Потом был небольшой перерыв, работы возобновились 19 августа 2006 г. и не прекращаются с тех пор ни на день. Были периоды, когда денег не было, но люди продолжали работать под честное слово. Слово принадлежало руководству области и, надо сказать, не нарушалось. Руководство поняло, что реконструкция одного только зала — это полумера, значит, нужно заниматься реконструкцией всего здания. Такие возможности нашлись — опять же помогли меценаты. Их много, как много и организаций, приславших своих людей и технику на реконструкцию. Генеральным подрядчиком выступает ЧП «Ремстройсервис „Комфорт-П“».
Зато всех имеющих отношение к этой большой работе вспомнят и поблагодарят поименно 22 августа. На этот день назначено торжественное собрание, посвященное открытию зала органной и камерной музыки.
Это еще не завершение работ. Будет готово только то, что нужно для публики, — сам зал, фойе и т.д. В кабинетах, костюмерной, подсобках работу закончат позже. Но ко Дню независимости сумчане увидят обновленный зал и смогут услышать свой орган после многолетнего перерыва. Уже можно сказать, что «этапы большого пути» по реконструкции заняли сравнительно немного времени.
По Конфуцию
Все здание ставят на новый фундамент, заливая под него бетон. Старый кирпич отсырел, поэтому все строение поражено грибком. Одновременно специальными металлическими конструкциями укрепляются окна, так как на новом фундаменте здание «усаживается поудобней».
Это здание Дворянского собрания, построенное в 1891 г., обросло впоследствии пятнадцатью пристройками. В ходе работ иногда выплывает халтура, тяп-ляп начала прошлого века. Поэтому на ходу приходится находить технические решения. Всех тонкостей конструкции этого здания заранее не знал никто.
Один из рабочих, к слову сказать — выпускник университета, решивший подработать на стройке, сказал о работе так: «Иногда видишь, что какой-то участок проще развалить и построить на этом месте все заново. Но наша задача — из старого сделать не просто новое, а новое старое». Лучшее новое — это старое. Этот факт отметил еще Конфуций.
Участники процесса
Мы, естественно, поинтересовались условиями труда на объекте. Рабочие сказали, что собираться домой начинают около 23.00. Естественно, прозвучал вопрос о заработке, но Надежда Дяковская стала на защиту этой деликатной информации: «Для мужчины это не деньги!!!» Зато работу можно оценить, не задавая вопросов. Копать, долбить, сверлить, таскать — это для мужчин. Причем не слабых. Работают мужчины за «не деньги» и за престиж родного города. Здесь же трудятся солдаты срочной службы. Они от гражданских строителей не отличаются ни внешним видом, ни спецификой занятий.
Рядом со всем этим «дымом коромыслом» шли работы по настройке и интонированию органа. Двери зала плотно закрыты — посторонним вход воспрещен. Пыли и грязи орган не терпит.
Чешские специалисты начали работы по демонтажу органа в Троицком соборе 29 мая 2007 г. Для установки в зале филармонии, как уже говорилось, инструмент нужно было переделать — укоротить трубы, внести другие изменения.
Работали чехи быстро, профессионально. При демонтаже и переносе органа они даже не дали прикоснуться посторонним к специально изготовленным контейнерам для деталей. Рабочий день чешских специалистов — с 6.00 до 22.00. Получасовой перерыв на обед… У этих людей тоже не только зарплата, но и честь фирмы «Ригер-Клосс», изготовившей когда-то орган для нашего города.
Среди чешских специалистов работает Петер БРОДИ. Он когда-то привез орган в Сумы и монтировал его в Троицком соборе. Для него этот инструмент — как родной.
Рядом с фирмачами при настройке постоянно работал солист филармонии, заслуженный артист Украины Михаил ЧИЧЕРИН. Он вел специальный дневник, в который заносил замечания. Позже мы узнали, что по всем вопросам взаимопонимание достигалось полное и без долгих проволочек.
Орган ожил
Зал филармонии 2 августа услышал небольшой, но первый концерт органной музыки. Правда, для весьма узкого круга лиц. Рабочая комиссия принимала «завершенное монтажом и наладкой оборудование», как значится в подписанном акте. Поэтому кроме музыкантов и прочих гуманитариев присутствовали представители МЧС, санэпидстанции и т.д. А что, объект как объект.
К «законченному монтажом и наладкой оборудованию» приблизился Михаил Чичерин. После первых мощных звуков «Токатты» и фуги «Ре-минор» Баха всем стало ясно, что «объект» готов к эксплуатации.
Заместитель директора филармонии Александр ДАНИЛЕНКО, стажировавшийся в фирме «Ригер-Клосс» по настройке органа, заявил, что после Чичерина играть не хочет, так как это будет что-то вроде самодеятельности. Ему заметили, что здесь не концерт, а испытание оборудования. Сыграл и Александр Даниленко, но только после Петера Броди, который «вел» этот замечательный инструмент в этот зал с самой Чехии.
О качестве органа Петер Броди говорить не стал, так как в этом случае хвалить орган — хвалить себя. Зато очень лестно отозвался об акустике зала. Еще в разговоре с журналистом он сказал, что для фирмы перенос и монтаж органов — обычное дело, но переделка инструмента на месте — работа эксклюзивная. Петер Броди сказал, что по ходу дела возникали проблемы, нужна была мастерская, которую нашли, но не сразу. Трудности позади, орган на месте и «в живом виде».
Михаил Чичерин сообщил, что после всех операций инструмент, вопреки ожиданиям, совсем не изменился. Можно даже использовать свои старые записи регистровок, оставшиеся с того времени, когда орган еще звучал в Троицком соборе. Инструмент, по словам Михаила Чичерина, очень удобен для исполнителя — хорошо слышно себя. И у этого органа очень широкий диапазон, то есть одинаково хорошо будет звучать музыка эпохи барокко, французские романтики и другое. Таким свойством обладает далеко не каждый инструмент.
Михаил Чичерин, музыкант, гастролировавший во многих городах и странах, назвал сумской орган одним из лучших в Украине и сказал, что по европейским меркам инструмент выглядит вполне достойно.
В общем, «оборудование» принято в эксплуатацию с оценкой «отлично». Подписывая акт приемки от имени генерального подрядчика, Евгений САВЧЕНКО сказал о чешских специалистах и сотрудниках филармонии: «Я верю этим людям, уверен в их добросовестности, поэтому ставлю свою подпись с чистой совестью».