Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Морская душа

170

Бывший подводник живет на суше по морским законам

Людмила Порсова

Не считая двух лет срочной службы и пяти лет учебы в военном училище, Владимир Семенович СОКОЛОВ посвятил службе на подводных лодках 22 года своей жизни. Для сельского парня (Владимир Семенович родом из Кролевецкого района) призыв служить во флоте стал судьбоносным.

Мечта меня нашла

Владимир Семенович из тех людей, которые в школьные годы не предавались романтическим мечтаниям. В 1959 г. он, как и все его сверстники, пошел служить в армию — во флот. «Стать моряком в мое время считалось очень престижным, поэтому пошел служить с удовольствием», — вспоминает он.
После учебного отряда стал радиомотористом, и срочная служба проходила на острове Русский, до которого от Владивостока на пароме можно добраться за 50 минут. Потом были Сахалин, Камчатка, Чукотка. С последним местом связывает решение стать морским офицером. Капитан II ранга Соколов вспоминает: «В каком-то из складских помещений части я нашел школьные учебники за 10 класс и решил готовиться к поступлению в военное училище». Экзамены матрос Соколов на «отлично» в высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. Попова в Ленинграде. Так матрос стал курсантом подводного факультета, а после окончания училища — специалистом радиолокационной гидроакустической службы.

Глубокое погружение

В 1966 г. Владимир Семенович вместе с погонами лейтенанта получил диплом военного инженера по радиотехнике и назначение в Северный Краснознаменный флот. Первые шесть лет провел на атомной подводной лодке. Первое место назначения — бухта Западная Лица, в 150 км на северо-восток от Мурманска.

Самым ярким его воспоминанием тех лет стала перебазировка лодки через Атлантику и Тихий океан на Камчатку. «Это было четырехмесячное плавание вдоль Европы и Африки. Единственный порт, где мы остановились, — Бербес на Сомали», — рассказывает Владимир Семенович. С тех пор и до увольнения в запас он служил в поселке Рыбачий, где прошел путь от командира гидроакустической группы до флагманского специалиста радиотехнической службы дивизии атомных подводных лодок. В начале службы командовал несколькими матросами, а в конце военной карьеры в его подчинении было до 130 офицеров на десяти подводных лодках.

Флагманский — значит передовой

Работа флагманского специалиста заключалась в том, чтобы поддерживать технику дивизии в боевом состоянии. «Но кроме техники я отвечал и за людей, — рассказывает Владимир Семенович. — В то время на флот поступало много новой техники, и люди должны были ее осваивать, технически обслуживать».

Владимир Семенович утверждает, что привитые военной службой и флотом качества делают человека очень ответственным, пунктуальным и неравнодушным

Владимир Семенович служил на противолодочной подводной лодке. Служба такой боевой единицы заключалась в частых боевых походах с целью слежения за американскими подлодками и авианосцами. «Нам ставили задачу — найти и выследить лодку противника. Противник — ясно кто, американцы. В то время на их подлодках размещалось по 16 баллистических ракет. Потенциально — это 16 пораженных советских городов. В таких походах мы пребывали до двух месяцев», — делится воспоминаниями Владимир Семенович. По его мнению, оружие СССР в годы его службы было лучшее в мире, а вот средства наблюдения за противником отставали. «Потом мы их догнали», — утверждает капитан II ранга Соколов.

Вынужденное всплытие

Моряки-подлодники слово «плавание» не употребляют. «Боевая служба» — так они называют время пребывания лодки в море. Во время одного из таких плаваний около острова Гуам в Филиппинском море, в бухте Апра, произошло небольшое ЧП. На «Щуке», где служил Владимир Соколов, стала «травить прокладка». На атомной подлодке, где много — электропроводки, это угроза пожара и остановки реактора, поэтому лодка всплыла, чтобы устранить неполадку. «Как сейчас помню — ночь, я поднялся на мостик. Лето, очень душно и удивительные звезды над Экватором. Таких ярких и крупных я не видел нигде», — вспоминает Владимир Семенович, в то время — командир боевой части связи лодки. Всплытие помогло — электромеханики поменяли прокладку, а южное небо капитан II ранга Соколов до сих пор вспоминает с восторгом.