Местный эпилог и парламентский пролог
Выборы Верховной Рады состоятся осенью 2012-го. За два ближайших года Виктор Янукович окончательно дистанцируется от Партии регионов, которую ждет серьезное переформатирование и, возможно, ребрендинг
Еще не отгремели баталии местной кампании, нет ее окончательных официальных результатов, еще волнуются майданы (в частности, в Харькове), еще идет пересчет голосов в отдельных округах, еще далеко до окончания судебных перипетий (так, на днях по требованию ВО «Свобода» суд признал недействительными результаты выборов в Черкасский горсовет по партийным спискам), еще проходят повторные выборы, а список политических топ-тем уже возглавила дискуссия о дате и способе избрания нового состава Верховной Рады.
Всю полноту ответственности за определение дня очередного народного волеизъявления власть взвалила на плечи конституционных судей, которые должны указать единственную из четырех возможных дат парламентских выборов. Теоретически голосование можно назначить на 27 марта 2011 года (такую дату определяет вновь вступившая в силу Конституция 1996 года), 25 марта 2012 года (согласно положениям ныне действующего закона о выборах народных депутатов), 28 октября (на эту дату есть указание в тексте законопроекта об изменениях к Конституции) или 25 ноября 2012-го (тогда должны были бы пройти выборы ВР по редакции Конституции 2004 года).
Судьи обещали определиться оперативно — до 22 ноября. В этот день стартовала бы избирательная кампания в случае назначения самой ранней из теоретически возможных дат выборов. Большой интриги, каким будет вердикт судей, нет: решение лояльного президенту Конституционного суда (см. «Равнение под президента») будет таким, каким его хочет видеть Виктор Янукович.
Сакральный смысл даты
После того как Конституционный суд 1 октября реинкарнировал Основной закон формата 1996 года, «истинные регионалы» во главе с вице-премьером Андреем Клюевым вернулись к идее проведения выборов Верховной Рады в марте 2011 года. Свое решение они аргументируют непрекращающимся падением рейтинга президента и Партии регионов, а также необходимостью повторения технологической схемы местных выборов на выборах ВР. По мнению этой группы регионалов, изменив в очередной раз избирательное законодательство под себя и используя еще не заразившийся упадническими настроениями административный ресурс, Януковичу и Партии регионов удалось бы добиться формирования еще более мощного парламентского большинства в Раде нового созыва.
Однако реальность выглядит иначе. Действительно, ближайшей весной Партия регионов сможет относительно успешно выступить на выборах и играть первую скрипку в седьмом созыве. Но главе государства при действующей Конституции собственная политическая сила нужна лишь как статусный аксессуар. Его интересы теперь расходятся с интересами Партии регионов в нынешнем ее составе и формате. Поэтому президент отказался от первоначальной идеи проведения в следующем году весенней парламентской кампании.
Местные выборы продемонстрировали тенденцию снижения популярности регионалов, причем особенно важно это в областях страны, базовых для партии власти. Обсуждение текстов Налогового, Трудового и Таможенного кодексов сопровождается массовыми акциями протеста. Не меньшее возмущение народа вызовут новые инициативы в сфере пенсионной реформы, принятие реального, а не социал-популистского бюджета на 2011 год. Президенту и его администрации совсем не хочется, чтобы прогнозированно невысокий результат Партии регионов на парламентских выборах-2011, в который конвертируется недовольство электората «отсутствием реальных улучшений уже сегодня», был воспринят как вотум недоверия Януковичу и стал оценкой его годичной деятельности на посту главы государства.
Обосновывая необходимость проведения выборов осенью 2012 года, команда главы президентской администрации Сергея Лёвочкина руководствуется и другими доводами. К примеру, зачем прямо сейчас переизбирать и без того лояльную Раду, в которой большинство комитетов контролируют регионалы, а спикер Владимир Литвин ведет политику в русле пожеланий администрации президента? Зачем портить отношения с парламентскими спонсорами, в 2007 году вложившими средства в пятилетние мандаты? Зачем давать шанс на попадание в Раду электоральным конкурентам, таким, как «Сильная Украина» во главе с Сергеем Тигипко, да еще делиться мандатами с потенциальными представителями «новой оппозиции», такими, как «Фронт перемен» или «Свобода»?
После Евро-2012
Условия программы сотрудничества с Международным валютным фондом, необходимость осуществления элементов непопулярных социально-экономических реформ рано или поздно приведет Кабинет Николая Азарова к отставке. Янукович рассчитывает, что к тому времени высокий антирейтинг наберет вице-премьер Тигипко, самая сильная из оппозиций — протимошенковская — перестанет существовать как влиятельный игрок, а политическое поле претерпит серьезные изменения. Водораздел пройдет не по линии «власть—оппозиция» или «бело-голубые—оранжевые», а по линии «президентские—непрезидентские силы». Именно на антипрезидентские (а не антирегиональные) силы и будет направлен «гнев» силовых структур. Виктор Янукович, как некогда Леонид Кучма, собирается опираться на административный аппарат, преданный и обязанный лично ему (по этому принципу уже назначаются губернаторы вроде Ивана Вышиванюка на Ивано-Франковщине или Михаила Цымбалюка на Тернопольщине). А тем, кто не согласится плодотворно работать в команде президента, пользуясь его терминологией, «оторвут головы».
Президент Янукович, ныне и без того чересчур активно перекраивающий под себя все властные институты, будет выглядеть куда демократичнее, дай он отработать нынешней Верховной Раде положенные пять лет
До осени 2012 года можно успеть провести масштабную реформу избирательной системы. Даже принять Избирательный кодекс, а не написать очередные одноразовые правила игры «под ситуацию». Уже понятно, что новый состав ВР станут избирать по смешанной системе, блоков не будет, проходной барьер вырастет, возможно, укрупнятся избирательные округи, изменятся принципы формирования теризбиркомов. Многие нормы правил, по которым будут выбирать депутатов в следующий состав Рады, перенесут из закона о местных выборах. К тому же парламентскую кампанию логичнее проводить на волне позитива от проведения летом Евро-2012 (если, конечно, власть не опростоволосится).
Не следует забывать и то, что Янукович, и так слишком активно сейчас перекраивающий под себя все властные институты, будет выглядеть гораздо демократичнее, дай он отработать нынешней Раде положенные пять лет. Ведь именно на этот срок избиратель выдавал нардепам мандаты в 2007 году.
Выводы для партии
Инспирируя проведение парламентских выборов осенью 2012 года, президент признал, что его не интересует будущее партии, приведшей его к власти. Последнее скандальное назначение — маркер происходящих событий. Виктор Янукович решил призвать Виктора Балогу на пост министра по чрезвычайным ситуациям и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы без уведомления об этом фракции Партии регионов. Действующая редакция Конституции позволяет ему самостоятельно принимать подобные решения, но депутаты-регионалы, конечно, не рады такому повороту дел.
Назначение Балоги, по заверению сопредседателя партии «Единый центр» (ЕЦ) Вадима Карасева, не имеет отношения к налаживанию межпартийного диалога с регионалами. Речь, по его словам, идет о технологическом сотрудничестве президента и влиятельного менеджера. Народные депутаты от ЕЦ не пополнят большевицкие ряды, не будут поддерживать политические идеи и законопроекты регионалов (особенно в гуманитарной сфере).
Примечательно, что таких же принципов придерживаются и многие мелкие политические силы, получившие серьезное представительство в местных советах. К примеру, малоизвестная до последних выборов партия «Совесть Украины» контролирует Полтаву и Винницу, а также проводит свою политику в Запорожье. По словам депутата полтавского горсовета Юрия Исаева, его однопартийцы выдерживают нейтральную позицию по отношению к Партии регионов, не являясь в то же время оппозицией к президенту. Такую же политику проповедуют обосновавшаяся в Ужгороде партия «Эко+25», заявившая о себе в Херсоне и Ивано-Франковске «Третья сила», показавшая хорошие результаты в Чернигове, Житомире, Ужгороде, Ровно и Львове партия «Удар», а также представленная в местных собраниях Сум и Житомира политсила «Родной город». Как это ни парадоксально, они оказались в потенциально более сильной позиции, нежели Партия регионов и ее парламентские союзники. Отход президента от партии всколыхнет центробежные тенденции в ней, а Янукович будет черпать кадровые ресурсы и союзников в рядах вот таких политсил. Тем более что многие из них возглавляются хорошими менеджерами.
Инспирируя проведение парламентских выборов осенью 2012 года, президент признал, что ему безынтересно будущее партии, приведшей его к власти. Символично назначение Виктора Балоги главой МЧС без уведомления об этом фракции Партии регионов
Это понимают многие регионалы-неофиты вроде бывшего социалиста Александра Качного, избранного главой Киевского областного совета. Он очень не любит заострять внимание на своей партийной принадлежности, предпочитая считать себя «человеком государевым». К последним можно отнести и недавно избранного председателя Луганского облсовета Валерия Голенко, которого на участие в борьбе за пост благословил сам глава государства. Правда, предварительно он уволил Голенко с губернаторского поста, отдав это кресло Владимиру Пристюку. Причиной ротации послужила не только непростая ситуация с выборами мэра (этот пост буквально выбил у коммуниста Спиридона Клинкарова регионал Сергей Кравченко), но и борьба за влияние в области ее хозяев — депутатов-регионалов Александра Ефремова и Виктора Тихонова. То, каким образом президент провел замену игроков, позволяет сделать вывод, что она была скорее техническая, чем политическая. После нее руководители области будут больше обязаны главе государства, чем своим партийным кураторам.
Отдаление Януковича от партии позволило свободно вздохнуть одесскому губернатору Эдуарду Матвейчуку, увольнения которого требовали соратники, обвинявшие его в том, что Партия регионов показала в Одессе результат хуже, чем в 2006 году, и выиграла лишь за счет мажоритарщиков. Матвейчук даже рискнул сдать полученный им мандат депутата горсовета.
И уже видно, что под президента, а не под Партию регионов объединяются депутаты в местных собраниях. Так, в ужгородском горсовете представители партий «Удар», «Сильная Украина» и «Эко+25» создали группу «За развитие Ужгорода». Туда же вошли и представители «Фронта перемен», лидер которого Арсений Яценюк предпочитает регулярно заявлять о своей оппозиционности. Однако это оппозиция не президенту, а Партии регионов. Многие местные организации политических сил, стоявших на майданах в 2004 году под оранжевыми флагами, также демонстрируют лояльность главе государства. Отчасти этим объясняется сотрудничество представителей ВО «Батьківщина» с регионалами в Днепропетровском обл- и горсовете, а также в Винницком областном собрании.
Эти тенденции регионалам нужно учесть, подвергнув их тщательному анализу. Иначе Партия регионов повторит бесславные истории других партий власти — Народно-демократической партии, СДПУ(о), «Нашей Украины» (последняя не вошла даже в областной и городской совет на родине Виктора Ющенко — Сумщине). Они разваливались, как только теряли поддержку президента.
Авторы: Наталья Бабанина, Эксперт