Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Марат Немешев. Ананасы в шампанском

268

Молодой писатель из Конотопа стал лауреатом «Русской премии» за роман «Книга для…»

Петр Павловский

Награждение лауреатов литературной «Русской премии» происходило в зале московского театра «Эрмитаж» в Большом Каретном переулке. По хитроумной задумке дизайнеров, зал декорировали в стиле Серебряного века. Под потолком витали серебристые шары, каждый из которых символизировал одно из стихотворений мэтров-“серебренников”.

Накануне соискателям премии было предложено написать короткое сочинение, взяв за основу любое произведение «серебряного» периода русской литературы. Потом выдержки из этих сочинений ведущие церемонии использовали для представления соискателей гостям торжества. Марат выбрал «Ананасы в шампанском» Игоря Северянина.

Когда он вошел в зал и, оглядевшись, протянул руку к ближайшему серебряному шару, в его ладони оказалась карточка со знакомым четверостишием из… «Ананасов в шампанском». Такое совпадение он счел роковым в хорошем смысле и оказался прав. Когда дело дошло до кульминации, ведущий, выдержав театральную паузу, назвал имя лауреата первой премии: Марат НЕМЕШЕВ, автор романа «Книга для…»


[q]r: Марат, как случилось, что Ваш литературный талант разглядели в Москве, а не в Киеве, ведь Вы — уроженец Украины?! [/q]
М.Н.: Да вот, случилось… Родился я в Конотопе. Учился в Сумском государственном университете на механико-математическом факультете. Получив диплом, вернулся в Конотоп. Там я работал начальником вычислительного центра предприятия «Авиакон», занимавшегося ремонтом вертолетов. Одновременно учился на экономическом факультете Киевского национального университета им. Шевченко. Имея два высших образования, понял, что использовать полученные знания смогу лишь в большом городе в Киеве, Москве или Петербурге. Выбирать, правда, долго не пришлось. По принципу материальной целесообразности поехал в город на Неве. В Питере была квартира, где я мог жить. Все, однако, сложилось не совсем так, как планировалось. Работу не нашел. Я и сейчас безработный! Вот тогда-то и занялся прозой.

[q]r: Действительно, чем еще может заниматься безработный украинец в Питере? Конечно, сочинительством! Причем вот так вот, сразу — в дамки. [/q]
М.Н.: Ну почему же «сразу»? В Сумах я писал сценарии и репризы для команды КВН нашего факультета «Полосатый вирус». Но это не главное. Я читал много. А еще думать учился. Тому помогало участие в команде «Эврика» игры «Что? Где? Когда?». Мы играли на чемпионате Украины во взрослой лиге и даже оказались в двадцатке лучших на Кубке мира. Научиться быть писателем, скорей всего, невозможно. Учиться писать по-своему нужно у классиков. Сальвадор Дали сначала препарировал стили художников-классиков, пытался где-то подражать им, а потом уж поражал мир своими полотнами, не похожими ни на чьи картины.

[q]r: И все же, Марат, согласитесь, 25 лет — это не возраст для писателя-романиста… [/q]
М.Н.: Согласен. Но за роман я же не сразу сел! Писал сначала рассказы, новеллы, повести и отсылал их в издательства. Но…

[q]r: Получали горький ответ: «Рукописи не рецензируются и не возвращаются»…[/q]
М.Н.: Ха! Если бы так! Ответов не было вообще! Благодаря техническим возможностям Интернета я пытался обратить на себя внимание пятидесяти издательств, не меньше. В их числе были и украинские, и русские. Ни одно не ответило. Разочарование? Нет. Таких чувств не было. Скорей, наоборот. Появился азарт, как у героев «12 стульев» — каждый пустой стул увеличивает шансы на успех. Но успех не приходил. Тогда я начал публиковать сам себя на электронных сайтах. Их сейчас в «паутине» сотни. И, о чудо! Меня начали читать и даже обсуждать мои работы! В конце концов сесть за роман меня надоумила девушка, с которой я познакомился по электронной переписке.

[q]r: Мир достоин знать ее благословенное имя? [/q]
М.Н.: Конечно! Ее зовут Оксана НЕРОБКАЯ. По крайней мере она так подписывала свои послания. На ее счету уже три опубликованных книги. Оксана сказала, что, читая мои рассказы, она поверила мне и моим мыслям. Но, самое главное, что я поверил в ее искренность. В «нэте» можно писать что угодно, но трудно соврать.

[q]r: Вот с этого момента, пожалуйста, поподробней. Как говаривал один из героев «12 стульев», «колесо Фортуны начало со скрипом поворачиваться!» [/q]
М.Н.: Роман я написал за три месяца. О чем?.. О том, что видел. Классики кинематографа ставили на треногу камеру и снимали жизнь такой, какая она есть. Пока пленка не кончится. А потом монтировали фрагменты, усиливая логическую связь с помощью вставок с участием актеров. Так сделал и я. Мой герой — Марат Немешев. То есть я, но в ином социальном статусе и в другой возрастной категории.

[q]r: А откуда такое странное название — «Книга для…»? [/q]
М.Н.: А на этот вопрос каждый читатель должен найти ответ сам. Мне показалось интересным, если этот ответ не будет обнаружен на последней странице, как в детективе. Сколько людей, поддавшись соблазну узнать, кто убийца, заглядывали на последнюю страницу, но после этого детектив уже не читали. Было неинтересно… С издательствами я решил больше в кошки-мышки не играть и направил роман на рассмотрение комиссий нескольких литературных конкурсов. Решил попытать счастья на украинских — «Коронация слова», «Молодежный городской роман» и российских — «Ступени» и «Русская премия». Счастливый билет выпал на последнем. «Русская премия» — это конкурс для авторов, пишущих на русском языке, но не являющихся гражданами России. Учредитель конкурса — Фонд евразийских исследований при финансовой поддержке генерального спонсора — Фонда Бориса Ельцина. Царствие ему небесное…

Роман «Книгу для…» кто-то называет типично классическим, а кто-то — постмодернистским произведением. Автор согласен и с теми, и с другими: новое и интересное может родиться лишь там, где заканчиваются рамки стандартов и традиции модных течений

[q]r: Нескромный вопрос: каков же материальный эквивалент «Русской премии»?[/q]
М.Н.: Три тысячи долларов плюс контракт на бесплатную публикацию тысячи пробных экземпляров книги. Вторую премию получила поэтесса Анастасия АФАНАСЬЕВА из Харькова, а третью — киргизский прозаик Талип ИБРАИМОВ. На церемонию награждения в Москву приехал мой отец, а мама была на постоянной телефонной связи и волновалась за меня дома. Всех соискателей сначала познакомили друг с другом на фуршете, дали возможность гостям посмотреть на нас и лишь потом… Все было очень здорово. Для меня церемония закончилась лишь на следующий день, на торжественном обеде в Посольстве Украины.

[q]r: Можно ли считать, что с этого момента начался отсчет не только дней литературной славы, но и карьерного роста? На подобные церемонии гости ходят не простые и не просто так… [/q]
М.Н.: Успех или неудачу романа покажет его продажа. Может быть, тогда… Я на это, по крайней мере, надеюсь. А пока опять пишу. Официально же как был безработным, так им и остался.

[q]r: Потому что настоящий художник должен быть голодным? [/q]
М.Н.: Да! Даже если судьба преподносит ему ананасы в шампанском…