В селе Хильково отпраздновали Ивана Купалу по древним традициям
В ночь с 23 на 24 июня в с. Хильково Лебединского района горел высокий костер. Среди полей и озер, в глуши, куда доедет не каждый автомобиль, жители соседних деревень и экологического поселения провели обряды к празднику Ивана Купалы.
Поселенцы решили чествовать праздник по древнему обычаю — в день летнего солнцестояния, когда настает самая короткая ночь в году. Обычно это происходит 21 и 22 июня, но в течение нескольких соседних дней солнцестояния Солнце почти не меняет склонения, поэтому праздник, по сути, можно проводить в любой из этих дней.
Все, что нужно
Место под склоном между двух озер выбрали не случайно — по традиции, в обрядах должна участвовать и вода, и земля, а склон нужен для того, чтобы скатить огненное колесо в водоем. Но начиналось все возле очищающего костра с традиционных просьб об урожае, здоровье для себя и скота. Руководила праздником Ведана — знахарка и общественный деятель из Черниговской области. Она знакомила гостей с древними купальскими обрядами и время от времени читала собственные стихи. Жители соседних деревень, которые пришли на праздник, подверглись процедуре очищающего огня — около 100 человек прошли через огненные ворота и пролезли через плетеный обруч. Всех гостей освятили самодельной «святой водой» и пригласили к праздничному столу, где угощали кулешом, овощным салатом, чаем и лимонадом с печеньем. Гостям предложили также особое блюдо — суру — древний напиток из собранного молока с медом и травами. Каждый должен был отпить три глотка, чтобы быть здоровым и красивым.
Когда стемнело, очередь дошла до двух чучел, которые до этого только позировали для желающих фотографироваться. Чучело украинской женщины по какой-то древней традиции утопили в водоеме, а чучело мужчины сожгли на костре. За женщиной в воду последовало и горящее колесо. Весь праздник сопровождался песнями творческих коллективов из г. Лебедина и с. Ворожба. Хор пел веселые украинские песенки, среди которых гостям запомнилось повествование о выборе жениха и неудаче с африканским мужем: «Чорні і губаті бігають по хаті», — подпевал хор.
«В подготовке праздника мы пытались не углубляться в рассказы о древних богах, поэтому ограничились всем понятными стихиями — водой, огнем, землей. Кажется, представителю отдела культуры Лебединского района понравилось. Они даже попросили выложить наш сценарий в Интернет, — рассказывает Ведана, по паспорту Валентина СТОРИЦА. — Сам праздник Ивана Купалы имеет большое обрядовое значение. В эту ночь солнце переходит в созвездие Рака, начинается лето. Это самый благоприятный день для зачатия детей». По ее словам, столь необычное имя — Ведана — ей выбрала громада. Оно восходит корнями к древнеславянским именам и означает «знающая», «ведающая».
Кто здесь?..
Несколько слов о тех, кто выбрался в глушь Лебединского района поучаствовать в необычном празднике. Организаторами и главным звеном выступали сами экопоселенцы — люди, которые получили по 1–2 гектара земли в районе с. Хильково и обустраивают на них свои так называемые «родовые поместья», выращивают фрукты и овощи. «Салат приготовлен из наших собственных овощей. Длинные столы и лавы — это „переходящее знамя“ между несколькими деревнями. Искать их нужно там, где последняя свадьба была», — рассказывают поселенцы.
Марьяна с подружкой, ее мужем и маленьким сынишкой Любомиром приехали на праздник из Львова. «Взагалі ми приїхали до Валентини Йосипівни на Школу радійства, але спочатку потрапили сюди на свято. Школа радійства триватиме десять днів, там будуть розповідати про родовід, про те, як виховувати дітей. Валентина читала короткий курс у Львові, нам сподобалось, вирішили продовжити навчання», — рассказывает Марьяна. Молодая семья старается быть ближе к природе. По словам девушки, Любчик, как его называют любящие родители, был рожден не в роддоме, а дома. Во время праздника мама кормила его грудью, не стесняясь. Родители позировали перед камерами и просили выслать фотографии по электронной почте. В этой семье причудливо сплелись современность и гармония с природой. «Мирослав, не стрибай через вогонь — у тебе „кроси“ нові», — звучало шутливое предупреждение мужу.
Уже ночью к сидящим возле костра подъехали четыре автомобиля, из них вывалилась толпа молодежи. Вначале некоторым показалось, что местные «пацаны» ошиблись адресом, но оказалось, что девчонки и ребята приехали именно на праздник Ивана Купала. «У нас в Ворожбе молодежи делать нечего. Мы приехали развеяться, пообщаться с людьми», — рассказывает Сергей. Очень скоро молодежь слилась с остальной толпой.
Этот праздник совсем не был похож на те, которые привыкли видеть сумчане — с криками, дебошем и купанием голышом. Но все же что-то в нем было.