Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Куда денутся суды Сум

1,066

Суд и суть. Судебная реформа в Украине: как дорого станет судиться, куда денутся Ковпаковский и Заречный районные суды г. Сумы, будут ли должности судей в Украине выборными и почему иметь адвокатскую лицензию теперь – это круто

Уровень доверия украинского общества к судебной системе, если верить многочисоленным социологическим опросам, не превышает 37%. Большинство украинцев считает, что судебная система Украины коррумпирована. Именно эту ситуацию и должна изменить судебная реформа, которая идет в Украине уже второй год. Пока реформа заметна только по политическим баталиям вокруг создания Антикоррупционного суда. Однако сумские юристы, опрошенные нами, считают, что со временем, когда заработают все механизмы, предусмотренные новым законом «О судоустройстве», судебная система станет справедливее. Время принятия судебных решений сократится, зависимость карьеры судьи от его профессионализма возрастет, доходы судьи и доходы семьи при должном внимании общества окажутся «под микроскопом», что сделает невозможным пользование средствами, полученными от возможных коррупционных решений. Как следствие, брать взятки станет просто невыгодно. В идеале, конечно.

Проблемы и решения
Какие же возможности даёт новая судебная реформа в борьбе с коррупцией среди судей? Это создание Общественного совета по добропорядочности. Совет должен состоять из представителей правозащитных общественных объединений, юристов, адвокатов и журналистов. Они смогут собирать, проверять, анализировать информацию о кандидате на должность судьи, составлять соответствующее заключение и представлять его в Высшую квалификационную комиссию (ВКК). К сожалению, закон не предусматривает право вето Совета по добропорядочности – Высшая квалификационная комиссия теоретически может и не прислушаться к его голосу. Но тогда общественность может засомневаться в самой ВКК – если подобные решения станут не исключениями, а правилом. В помощь общественности также доступность ежегодных электронных деклараций судей, что даёт возможность даже визуально сравнивать способ жизни судьи и его легальные доходы. Не желая попасть под подобный анализ, в ходе реформы уже уволились до трети судей. Некоторые ушли и по причине возраста. В результате в Апелляционном суде Сумской области, например, по состоянию на начало декабря 2017 г. числилось 24 вакансии судей. Когда такое было в последний раз?

Нерадикальные перемены
После революции 2014 г. общество требовало обновления судейского корпуса и увольнения судей, скомпрометировавших себя судилищами над активистами и протестующими. Обсуждался даже вариант увольнения всего судейского корпуса и набора новых судей – по сингапурской модели реформ. Однако на подобный шаг украинские политики не пошли – одновременно заменить всех судей было просто невозможно, к тому же подобный вариант был бы непременно осуждён европейскими институциями как массовое нарушение права человека.
Судебная реформа дала возможность прийти в судебный корпус адвокатам, правозащитникам с юридическим образованием и научным работникам. Минус такого подхода – отсутствие опыта у таких судей, но в этом случае вспоминается выражение известного правозащитника и президента Чехии Вацлава Гавела «Лучше пять лет ошибок, чем пять лет саботажа». Тем более что ошибки судьи всегда есть кому исправить – реформа вернула судебную систему к трехуровневой модели «суды первой инстанции – апелляция – кассация», отменив принятую под давлением экс-президента Виктора ЯНУКОВИЧА четырёхуровневую модель. Избежать ошибок поможет и специализация – теперь каждый судья в местном суде будет специализироваться на рассмотрении определённого вида дел. Например, отдельный судья будет рассматривать дела, субъектами которых являются несовершеннолетние.

Новый Верховный суд
Новые стандарты новым судьям должен задавать и новый Верховный Суд. Весь 2017 год шёл процесс его создания, отбор квалификационной комиссии, отбор кандидатов на должности, обсуждение кандидатур. Планка была задана довольно высокая – из 12 кандидатов-судей от Сумщины в новый ВС попала только одна – бывший судья Апелляционного суда Сумской области Алла МАКАРОВЕЦ. Состав Верховного суда теперь расширен до 200 человек и включает в себя четыре отдельных кассационных суда – административный, хозяйственный, криминальный и гражданский, а также Высокую палату. По идее, это должно повысить профессионализм судей ВС и превратить его из закрытой корпорации в действительно высший судебный орган.
Судебная реформа также серьезно расширила возможности граждан защитить свои конституционные права. Если раньше оспорить конституционность того или иного закона в Конституционном суде могли только высшие должностные лица государства или народные депутаты, то теперь это право получил каждый гражданин.

Антикоррупционный суд
Еще одна новация, вокруг которой сейчас ломают копья президент, украинские политики, представители Евросоюза, Международного валютного фонда и других международных организаций, – создание Антикорупционного суда. Необходимость его оправдывают тем, что дела о коррупции госчиновников часто тормозятся и разваливаются в судах. В Украине уже есть Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ), которое призвано бороться с коррупцией как отдельный правоохранительный орган, работает Специальная антикоррупционная прокуратура, представляющая госинтересы в делах, связанных с коррупцией. Теперь вроде бы должен появиться суд, который будет рассматривать подобные дела. Ожесточенная дискуссия идет об отдельных положениях закона об Антикоррупционном суде, внесённого президентом 22 декабря 2017 г. Европейские партнёры требуют повысить требования к судьям АС, дать право общественному совету ветировать, т. е. отклонять сомнительные кандидатуры судей. Европейцы просят ввести в этот совет представителей не только международных организаций, а и т. н. «доноров», которые выделяют средства Украине. Де-факто Антикоррупционный суд может оказаться под внешним управлением стран-доноров Украины, как это произошло с НАБУ. Президентская администрация в середине января получила прямые ультиматумы от ЕС и Мирового банка относительно этого законопроекта. На кон поставлено многое, в том числе выделение финансовой помощи Украине, а также соблюдение безвизового режима с ЕС. Так что, скорее всего, принятие законопроекта затягивать не будут и большую часть требований извне придется принять. Это, конечно, поставит под серьезный удар бизнес не только окружения президента и министров, но и их окружения.

Хуже и лучше
Для граждан судебная реформа несёт и два неприятных сюрприза. Об одном уже слышали многие: существенно повышены ставки судебного сбора за подачу исков. Минимальная с 1 января 2018 г. составляет 704 грн. для физического лица, например, желающего расторгнуть брак. Сделано это с целью уменьшить нагрузку на суды и заставить граждан более ответственно относиться к подаче исков. Есть и исключения: при подаче исков о восстановлении на работе, взыскании алиментов и других, связанных с защитой личных прав.
Также вводится своеобразная монополия адвокатов: начиная с 1 января 2019 г. только они смогут представлять интересы клиентов во всех видах процессов. Также обвиняемый или истец сможет самостоятельно защищать свои интересы. Защитники же, не имеющие адвокатскуой лицензии, к процессу допускаться не будут. С одной стороны, ничего хорошего это не несёт – цены на квалифицированную адвокатскую помощь и так высоки, а после этого могут ещё вырасти. С другой стороны, адвокатская лицензия – своеобразное подтверждение того, что перед клиентом не шарлатан, не знающий даже основ права.
Есть и приятные сюрпризы – теперь в судах появятся так называемые «типовые решения». Это чем-то будет напоминать прецедентное право, действующее в англо-саксонских странах, – сначала судья примет решение по, допустим, иску пенсионера к Пенсионному фонду, и потом в подобных случаях другой судья будет использовать его как пример, впрочем, все же обращая внимание на особенности того или иного дела. Считается, что это существенно сократит время рассмотрения дел.
Также существенно расширены возможности электронного судопроизводства – теперь с помощью «Единой судебной информационно-телекоммуникационой системы» и цифровой подписи можно будет подавать иски в суд, имея пароль и логин, заходить в личный кабинет, где знакомиться со всем делом и свободно копировать его материалы и многое другое. Таким образом, для тех, кто дружит с компьютером и интернетом, эти положения также сэкономят массу времени.

Сокращение и оптимизация
В новогодние дни президент Пётр ПОРОШЕНКО подписал указ о ликвидации Ковпаковского и Заречного районных судов г. Сумы и создания нового Сумского окружного суда. Новые окружные суды также были созданы по всей области. Однако для сумчан ничего не изменится – судьи останутся в тех же помещениях, изменится лишь их внутренняя структура – соответственно, появится новый глава объединённого суда. Существенных изменений не будет также для жителей райцентров области, в которых районные суды были ликвидированы, – они, как и раньше, смогут подавать иски по месту жительства. Однако не исключено, что в связи с тем, что судьи теперь будут специализироваться на отдельных видах дел, истцам все-таки придётся ездить в соседние города. Однако, как только в полной мере заработает единая телекоммуникационная система, это неудобство исчезнет.

По своему пути
Когда-то в Украине судей выбирала громада, поэтому определённая часть украинцев считает возможным вернуться к этой традиции. Дескать, при такой системе судьи будут зависеть от громады, и это будет стимулировать их оставаться честными и неподкупными. Наши эксперты считают, что, если такие выборы провести сейчас, они станут соревнованием не между лучшими судьями, а между политическим влиянием тех или иных партий. В лучшем случае это будет спор между величиной кошелька спонсоров отдельных кандидатов или, в крайнем случае, популизма самих кандидатов, как это часто бывает на нынешних выборах депутатов разных уровней. Однако теоретически возможность создать институт выборных судей все же есть – ими могут стать так называемые мировые судьи, которые смогут решать мелкие имущественные споры, дела о разводах, нарушении правил парковки, мелких ДТП и т.п. В Европе такая практика существует и себя оправдывает. Для этого снова будет необходимо вносить изменения не только в закон о судоустройстве, но и другие законы. Однако даже дискуссий о подобной инициативе пока нет – общество присматривается к тому, что уже сделано в ходе реформы, и пока восторгов не слышно. Специалисты говорят, что для того, чтобы сложилась новая система и показала себя, нужно не менее трёх-пяти лет. Острое желание немедленной и окончательной справедливости многих украинцев, конечно, будет протестовать против этого срока, но, похоже, иного выхода, нежели постепенное совершенствование созданной системы, у общества нет.
В целом же о судебной реформе можно сказать следующее: хотелось быстрее, радикальнее и лучше, но будет так, как будет. И если будет хотя бы так, то уже хорошо!

Владимир РЫБАЛКА, бывший судья Апелляционного суда Сумской области: «В целом можно сказать: судебная реформа идёт нормально, я оцениваю её позитивно. Возвращение к трехуровневой системе – это нормально, создание нового Верховного суда – хорошо. Кстати, окончательно старый Верховный суд на данный момент до сих пор не ликвидирован. Критика процедуры выборов нового состава Верховного суда в основном была необоснованной – кандидатам давались тесты на компьютере, письменные задания, изучалось досье на каждого, проходили собеседования, обсуждение в Общественном совете добропорядочности. Изменение в законодательстве также позитивны – акценты смещены в сторону активности сторон в процессе, введены механизмы и сроки, призванные предупредить злоупотребления сторон и судей с помощью процедурных уловок и затягивания процесса. Повысилась роль апелляционной инстанции, а это тоже позитив. Если государство выделит достаточно средств, суд постепенно станет электронным, можно будет уходить от этой бумажной круговерти. Относительно адвокатской монополии – во многих случаях теперь разобраться во всех нюансах самому или неспециалисту будет сложно, поэтому считаю этот шаг вполне оправданным. Просто заявлениея с требованием «прошу разобраться» абсолютно недостаточно. У нас достаточно адвокатов, с ними вполне можно договориться о приемлемых расценках. Если гражданин уверен в своей правоте, то затраты, понесённые им в ходе судебного процесса, ему будут компенсированы проигравшей стороной.
Относительно предложений полного очищения судебной системы путем одновременного увольнения всех работающих судей – это откровенная демагогия. Судебная система может развиваться только эволюционно, способов контроля за жизнью и доходами судей теперь достаточно. Возможностей оспорить профессионализм принятия решений судьи сейчас достаточно – на сайте Высшей квалификационной комиссии можно заполнить готовую форму, и им займутся по полной программе».

На первую
В украинском обществе высок запрос на качественную судебную реформу

На вторую
Радикальные изменения в судах невозможны по многим причинам, в том числе из-за обязательств в сфере прав человека

На третью
В Сумах создан новый окружной суд, но его функции и состав судей остались прежними

Сергей Бондаренко, “Панорама” №5