Какое моторное масло лучше подходит для мягкой зимы?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, стоит вначале заглянуть в инструкцию вашего автомобиля, производитель которого, по идее, должен указать требования к моторным маслам, отвечающим эксплуатационным характеристикам вашего двигателям. Однако подобным требованиям может соответствовать целый ряд моторных масел, обладающих примерно похожими характеристиками. Как быть в этому случае?
Давайте попробуем разобраться в маркировке моторного масла, и тогда, возможно, это облегчит нам проблему его выбора. Напомним, что цифры, содержащиеся в маркировке масла, обозначают его вязкость — пожалуй, основную его характеристику. Ведь если масло не будет обладать должной степенью вязкости, ему не выполнить главной задачи, возложенной на него, — масло не сумеет не допустить сухого трения между деталями и узлами двигателя. Поскольку большинство читателей этой статьи живет в местности, где зима не отличается крепкими морозами, мы предлагаем проанализировать моторные масла, подходящие для эксплуатации в условиях мягкой, не очень холодной зимы.
Итак, начинаем выбирать масло, изучая маркировку на упаковках: SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50, SAE 60 (аббревиатура SAE означает Society of Automotive Engineers – “Сообщество автомобильных инженеров”, составившее данную классификацию моторных масел). Отставляем эти масла в сторону. Не подходят. Потому что цифры в маркировке указывают на то, что данные масла относятся к классу летних. Сами же цифры характеризуют степень вязкости масла при высоких температурах (+100 — +150°С). Чем больше эта цифра в маркировке, тем выше вязкость моторного масла. Для зимних условий эксплуатации, когда при понижении температуры окружающей среды масло становится гуще и стартеру все сложнее провернуть холодный двигатель, эти масла не подходят, поскольку обладают большой вязкостью. Нам же нужно масло как раз именно для зимы, то есть обладающее невысокой степенью вязкости.
Поэтому продолжаем знакомиться с маслами дальше: SAE 0W, SAE 5W, SAE 10W, SAE 15W, SAE 20W. Вот, это уже то, что нам надо: буква “W” указывает, что данные масла относятся к классу зимних, а цифра перед буквой характеризует степень вязкости, достигаемую при низких температурах. Чтобы понять при каких именно температурах можно использовать какое-либо зимнее масло, нужно произвести два арифметических действия. Возьмем для примера масло с первой маркировкой — SAE 0W. 1. Вычтя из нуля 40, мы получим -40°С — минимальную температуру, при которой масляный насос холодного двигателя сможет прокачать данное масло по системе, притом так, чтобы между деталями двигателя не возникло сухого трения. 2. Если же мы отнимем от нуля число 35, то получим минимальную температуру проворачиваемости двигателя, залитого маслом SAE 0W, то есть -35°С.
В начале статьи мы задались целью выбрать масло, пригодное для эксплуатации в условиях мягкой, нехолодной зимы. “Сибирское” масло SAE 0W нам явно не подходит: его максимальная вязкость при низких температурах минимальная среди зимних моторных масел, другими словами оно обладает наибольшей текучестью. Для теплой зимы лучше выбрать масло с большей степенью вязкости. Тем более если ваш двигатель далеко не нов. Ведь известно, что чем дольше срок эксплуатации автомобиля, тем больше зазоры в парах трения двигателя. А это в свою очередь требует применения более вязкого масла, в противном случае не будет обеспечено необходимое давление в масляной системе двигателя. Поэтому, помня указанную выше формулу, мы можем использовать для наших целей моторное масло, например, SAE 15W (температура прокачиваемости — -25°С, температура проворачиваемости — -20°С).
В настоящее время все популярней становятся всесезонные масла, которые выполняют функции и летних, и зимних масел. Эти масла маркируются следующим образом: SAE 0W30, SAE 0W40, SAE 5W30, SAE 5W40, SAE 10W30, SAE 10W40, SAE 15W40, SAE 20W40, где цифра слева от буквы “W” характеризует степень вязкости масла при наиболее низкой температуре, при которой возможно его использование, а цифра справа от “W” — показывает степень вязкости масла при температурах +100-150°С. Согласно условиям нашей задачи, требующей найти масло, пригодное для теплой зимы, нам вполне подойдет масло SAE 15W40, ибо температурный интервал его использования от -15°С до +45°С (по нашей формуле, температура прокачиваемости должна составлять -25°С, но реально это масло пригодно при температуре не ниже -15°С).
Помимо температурной универсальности, масло 15W40 обладает еще рядом замечательных качеств. Прежде всего, хочется отметить бюджетный характер этого масла. Как правило, оно является минеральным, при его изготовлении используются экономичные базовые масла и комплекты присадок, что, однако, ни в коей мере не приводит к ухудшению характеристик данного масла, но зато делает его доступным для многих автовладельцев. Масло 15W40 особенно “прописано” дизельным двигателям грузовиков, в которых из-за ряда причин (неполного сгорания топлива, наличия в продуктах сгорания большого количества сажи, а также из-за высокого давления в камере сгорания) быстрее происходит процесс окисления и старения масла. 15W40 способно поддерживать вязкость масла на уровне, необходимом для обеспечения защиты двигателя от износа, как при экстремально высоких температурах окружающего воздуха, так и при очень низких благодаря созданию на поверхностях деталей двигателя стабильной масляной пленки.
Несмотря на экономичный характер присадок, используемых при производстве масла 15W40, все они обладают прогрессивными свойствами, препятствующими загустению масла, которое наступает из-за накопления сажи, а также обеспечивающими защиту двигателя от коррозии, окисления и образования лаковых высокотемпературных отложений.
Если же вы собираетесь залить масло 15W40 в легковой автомобиль то это желательно сделать лишь после того, как выработка вашего двигателя превысит 75% планового ресурса.