Ивар Калныньш. Шумел Калныньш
Известный латвийский актер считает, что, если женщина не моет посуду, с ней нужно расходиться
Любимец женщин и главный «европеец» советского кино Ивар КАЛНЫНЬШ привез в Сумы 20 января «Мастера и Маргариту». Прибыв в театр им. Щепкина всего за полтора часа до спектакля, актер дал интервью журналистам «r», рассказав о творческих планах, отношении к политике и украинцам. 61-летний актер предельно сдержан и немногословен. Не оправдались волнения его мамы о том, что, став актером, сын начнет громко говорить — Ивар ведет себя очень тихо и интеллигентно.
Ивар КАЛНЫНЬШ родился в 1948 г. в Риге, окончил театральный факультет Латвийской консерватории. Благодаря аристократической внешности с самого начала карьеры был обречён на роли первых любовников и последних романтиков.
Личная жизнь Ивара развивалась так же бурно, как и актёрская. Первый раз он женился в 1971 г., с женой Илгой прожил долгих двадцать лет и воспитал двух дочерей. Разошлись супруги в начале 90-х, после того как однажды просто признались друг другу, что чувства остыли. Второй женой Калныньша стала латвийская актриса Аурелия АЛУЖИТЕ, с которой Ивар познакомился на съёмках фильма. Она моложе Калныньша на 25 лет — ровесница его старшей дочери. Брак продлился пять лет, у них родился сын Микис. Но Аурелия не смогла смириться с многочисленными романами супруга и рассталась с Иваром. Сейчас Калныньш пылает чувствами к некой Ольге, которую он несколько лет назад встретил на южном курорте.
[q]r.: Мы знаем, что всего несколько дней назад Вы вернулись с отдыха. Где Вы были? [/q]
И.К.: Всего три дня назад я прилетел из Кении — праздновал там Новый год. Было очень весело. Надеюсь, что, несмотря на все препятствия и кризисы, которые обещают нам в этом году, все будет хорошо.
[q]r.: И как Вам после теплых стран наши холода? [/q]
И.К.: Мы, актеры, так и живем — на контрастах. Сначала тепло, теперь холодно. Сейчас вот кризис остановил почти все проекты, которые были задуманы. В кино пока маленькое затишье, зато есть театр. К счастью, это искусство удовлетворяет меня как творческую личность.
[q]r.: А вдруг случится так, что у Вас не будет работы ни в театре, ни в кино? Видите ли Вы себя в чем-то другом? До того как стать актером, Вы ведь работали слесарем… [/q]
И.К.: Да, действительно, я неплохой ремесленник, и по дереву, и по металлу. Кстати, в молодости еще я зарабатывал музыкой. Поступив на работу в театр, понял, что у моих детей не будет даже хлеба, если только этим заниматься. Мы создали квартет — без аппаратуры, с парочкой акустических гитар — и в конце 70-х ездили по колхозным клубам, давали какие-то шефские концерты, случалось, в теплицах выступали, в конюшнях. Поэтому я думаю, что искусство песни и театра всегда будет нужно. Даже во время войны.
Последний герой
[q]r.: В кино Вы сыграли более ста ролей, в театре и того больше. Есть ли любимая роль и какие персонажи Вам близки? [/q]
И.К.: Главное не то, что мне близко, а то, что интересно зрителю. Время показывает, что востребовано. Конечно, сейчас у меня появляются новые роли — возраст предлагает свою тему. Что-то уходит, что-то приходит. Вообще, любой жанр хорош, кроме скучного.
[q]r.: А каким образом Вы попали на передачу «Последний герой»? Вы авантюрный человек или в этом проекте были другие интересы? [/q]
И.К.: Это была чисто телевизионная авантюра. Мне было интересно узнать, почему эта передача так популярна, — и больше ничего. Я не мог на два месяца уехать на этот остров Гаити, поэтому согласился приехать туда под конец — нас с Верой ГЛАГОЛЕВОЙ закинули туда как «джокеров», когда на острове уже осталось всего несколько человек. Больше всего проблем было с едой. Когда ее не хватало, организовывали конкурсы, чтобы можно было поймать рыбу или получить что-то съедобное. Владимир ПРЕСНЯКОВ-младший, когда не было еды, готовил морских звезд и меня угощал. Очень противная еда. Было непросто, но, несмотря на дух соперничества, на острове мы жили дружно. Я смотрел на своих коллег и радовался за них: все похудели, похорошели, стали меньше курить… К тому же было интересно узнать изнутри, что это за бизнес. Оказалось, что это потрясающие съемки. Некоторые конкурсы снимали по десять раз. Под водой, три оператора! О таком любой режиссер может только мечтать.
[q]r.: Вы — очень активный человек. Играете в кино, театре, участвуете в телепередачах и даже однажды полгода были депутатом. Как так получилось и почему Вы решили не быть политиком? [/q]
И.К.: Знаете, я не занимался политикой, просто одна латвийская партия использовала меня «как мебель» — им нужно было моё лицо. Я человек аполитичный — в советские времена не был ни пионером, ни комсомольцем, ни коммунистом. Но после путча 1991 г., когда мне предложили стать депутатом, было очень интересно посмотреть, как у нас работает правительство, как принимаются законы. Я сделал небольшой экскурс длиной в полгода, и мне хватило. Политика — это не моё: я человек творческий, а целыми днями совещаться — это так скучно. Для меня это была шутка, хотя все же некоторые актеры довольно неплохо работают во власти. Тот же Рейган с плюсами вышел из президентства. Вообще, в политике не хватает немножко культуры, поэтому, возможно, актерам стоит ею заниматься. Но жертвовать ради этого своим творчеством не следует.
Латвийское кино
[q]r.: Всенародную известность вам принес фильм «Театр», в котором вы играли с великолепной актрисой Вией АРТМАНЕ. О том, как вас взяли на эту роль, ходит множество слухов. Говорят, будто вы были ее любовником… [/q]
И.К.: Эта история достаточно растиражирована интернетом, но подана, мягко говоря, не совсем верно. Это был бенефис актрисы, и Вия якобы приехала на Рижскую киностудию, бегло оглядела претендентов и пальцем указала: «Ты будешь играть моего любовника!» На самом деле тогда эти вопросы решал худсовет. Это был заказ центрального телевидения, и кто будет играть, решали в Риге и в Москве. Правда, спустя десять лет, когда вышла эта картина, ко мне подошел режиссер, сидевший в том худсовете, и сказал, что был против моей кандидатуры. Он извинился и сказал, что ошибался. Что касается Вии Артмане, с ней мы еще потом работали в одном театре и пересекались на сцене. В кино на съемочной площадке эта встреча оказалась первой и последней, к сожалению.
[q]r.: Расскажите, как сейчас обстоят дела с кино в Латвии. Много ли картин снимают? [/q]
И.К.: То, как развивается наше кино, показывает фестиваль «Большой Кристап». В основном там представлены короткометражки, телевизионные проекты. В маленьких странах большое кино не развивается. Ведь если говорить объективно, то кино — это не только творчество, но и производство. Здесь нужны огромные вложения, многомиллионная аудитория. Таковы законы рынка, и от них никуда не денешься. У нас делают по три фильма в год. Есть западные фонды, помогающие экс-соцстранам в развитии кино. На деньги этих фондов у нас тоже снимают фильмы.
[q]r.: Вы неоднократно приезжали в Украину на гастроли. Что можете сказать об украинской публике и об украинцах вообще? [/q]
И.К.: Украинцы — эмоциональные люди, поэтому здесь очень приятно выступать. Они воспринимают театр как чуть ли не главное искусство. Я очень рад, что сейчас наши гастроли проходят по Украине.
Тарелки – главное
[q]r.: В одном из своих интервью Вы когда-то сказали, что в отношениях с женщинами пользуетесь советом своей бабушки: «Не бегай за девушками и за трамваями — все равно придет следующий». А какие бы Вы могли дать советы мужчинам? [/q]
И.К.: Я могу посоветовать заботиться о своих близких и достойно вести себя. Ну и, конечно, уважать мнение бабушки.
[q]r.: А что бы Вы рекомендовали девушкам? Какие качества Вы цените в женщинах, а какие не терпите? [/q]
И.К.: В женщинах я больше всего ценю верность и хозяйственность. Если тарелки не моет, я бы с такой женщиной не мог бы жить. Тарелки — самое главное!
Чудесный роман
Сумчане 21 января смотрели на щепкинской сцене «Мастера и Маргариту». Ивар Калныньш исполнял в спектакле три роли: Коровьева, понтия Пилата и Фагота.
Эту постановку труппа привозит нам не первый раз — и зал полон. Хотя отзывы о спектакле самые разные — от восторженных до хулительных. Например, две школьные учительницы литературы (раньше — русской, а теперь — зарубежной) предпенсионного возраста недовольны: «Нельзя так уродовать Булгакова!» Сорокалетняя медсестра Ирина пришла на «Мастера и Маргариту» второй раз: «Год назад я смотрела этот спектакль, но опять пришла, потому что с детства обожаю Калныньша».
Понравился спектакль и 20-летним студенткам СумГУ Насте и Юле: «В школе мы булгаковский роман изучали поверхностно, на украинском языке, и многого не поняли. Теперь хочется перечитать произведение: спектакль нас заинтересовал. А московские актеры — просто прелесть, особенно Ивар Калныньш».
«Не нравилось бы зрителям — не приходили бы! — заметил пенсионер Николай ПРОКОПЕНКО. — Раз идут на спектакль, значит, им интересно. А актеры приезжают, потому что на них ходят. Мне лично понравилось».
[q]r.: Ивар, в Сумы вы опять приехали с «Мастером и Маргаритой». Почему Вы играете разных персонажей в спектакле? [/q]
И.К.: У меня сразу несколько ролей: и Фагот, и Коровьев, и Пилат. В зависимости от ситуации. Спектакль антрепризный, мы с огромным успехом отыграли его уже в 150 городах России. С разными Маргаритами — в этой роли побывали и Ольга КАБО, и Ольга СУМСКАЯ, и Вера СОТНИКОВА. Думаю, мы своей работой доказали, что сцена роману не противопоказана: там очень много ярких моделей — и комических, и трагических. Конечно, одним спектаклем не произвести полностью все раскопки, которые надо было бы в этом романе сделать… Но своей версией, надеюсь, мы можем вызвать желание перечитать Булгакова. Поверьте, это счастье — иметь дело с гениальной литературой!
[q]r.: Считается, что в этом произведении есть много мистического, поэтому с актерами часто случаются неприятности. Вы верите в такие чудеса? Вы суеверный человек? [/q]
И.К.: Я считаю, что это просто чудесный роман, поэтому чудеса и происходят. Булгаков создал прекрасное произведение, но в эту мистику я не верю. Есть, конечно, приметы, которые я соблюдаю, например, не говорю о проектах, которые намечаются. Хвастаться заранее не стоит — Бог располагает.