На местных выборах 25 октября 2015 г. сумчане вновь проголосовали за мэра Александра Лысенко и его команду, которая реально заняла властные кресла после революции 2014 г. До местных выборов остаётся всего один год (а возможно, и меньше) – значит, время подводить предварительные итоги.
Кто-то скажет: нынешняя команда все делает правильно, а пяти лет мало для коренных изменений. Отчасти с этим можно согласиться – изменить все действительно было невозможно, но достичь успеха в двух-трёх направлениях было можно.
Окончательную оценку работы команды Александра ЛЫСЕНКО горожане дадут на местных выборах уже в следующем году
Что же удалось сделать и чего не удалось… Мы постарались составить сбалансированную оценку, собрали ТОП-7 достижений и ТОП-7 неудач городских властей.
От побед до неудач
Революция 2014 г. и смена центральной власти дала мэрам областных центров Украины и их командам уникальный шанс. Благодаря политике финансовой децентрализации, инициированной экс-президентом Петром ПОРОШЕНКО и экс-премьером Арсением ЯЦЕНЮКОМ, бюджеты развития этих городов выросли единовременно в десять-двадцать раз. Это давало возможность мэрам решать стратегические задачи развития городов и менять качество жизни горожан в них. В эпоху беглого президента Виктора ЯНУКОВИЧА у Сум практически не было средств для развития: те, что были, изымались в центральный бюджет, а часть оставшегося расходилась по коррупционным схемам. С 2015 г. все изменилось – только за последние три года (2017-2019 гг.) бюджет развития города составил чуть больше миллиарда гривен! Сумела ли нынешняя властная команда распорядиться им с пользой для города? Однозначно ответить не получится. И подобная неоднозначная ситуация в каждой сфере городского хозяйства – немало сделано, но коренного перелома и изменения качества обслуживания (работы) все же не произошло.
Революция 2014 г. и общественный подъем после неё создал общественный запрос на новое качество власти, её открытость, прозрачность, оперативную работу с запросами громады вообще и требованиями отдельных граждан в частности. Также возник запрос и на стратегическую коммуникацию с громадой – проще говоря, все действия власти должны были делаться только с учётом общественного мнения горожан. С открытостью у нынешних властей неплохо – согласно индексу публичности областных центров за июнь-август 2019 г., Сумы находятся на 11 месте. А вот с качеством работы самих властей не задалось – достаточно проанализировать выговоры мэра чиновникам на аппаратных совещаниях за провалы и невыполнение поручений.
Двигаемся на ощупь. За годы работы нынешних властей Сумы так и не получили стратегию развития – документ, согласно которому они должны развиваться в ближайшие десять лет
Многие локальные городские проблемы, которые можно было бы решить за месяц-два за скромные в масштабах бюджета деньги, не решаются годами. Качество работы многих коммунальных предприятий и контроль за работой частных подрядчиков также остаются низкими. Общественные экспертные комиссии, созданные ещё в 2014 г. для повышения уровня коммуникаций с громадой, к 2019 г. на решение городских проблем перестали влиять окончательно – их просто не слышат.
Топ-7 провалов
Дорогое противостояние
В 2016-2018 гг. противостояние экс-президента Петра Порошенко и лидера ВО «Батьківщина» Юлии ТИМОШЕНКО в Киеве приводило к подобному противостоянию на местах. Но такая ситуация не была правилом – часто чиновникам на местах было проще договориться, чем воевать. Но сумские власти с областными договориться не смогли. В результате в 2018 г. областные коммунальные предприятия были перерегистрированы в ближайших районах области. Из-за этого бюджет Сум в 2018-19 гг. уже потерял и ещё потеряет до 150 млн грн., а это масса нерешённых городских проблем.
Центр в упадке
Исторические кварталы Сум уже многие десятилетия пребывают в упадке – эта черта невыгодно отличает Сумы от соседних Полтавы и Харькова. В начале каденции городские власти планировали разработать детальный план территории центральной части города и хотя бы начать работу по реконструкции исторических кварталов. Но ничего подобного за время их работы так и не произошло – частично заменили только плитку на Соборной и Воскресенской – и то ее качество оставляет желать лучшего.
Маршрутки forever
Запрос горожан на качественные транспортные услуги диктовал городским властям политику постепенного избавления от маршрутных такси и замену их вместительным коммунальным транспортом. Для этого депутаты горсовета приняли программу развития коммунального транспорта на 2016-19 гг., согласно которой предполагалось закупить 54 троллейбуса и 33 автобусов в основном большой вместимости. Но эта программа так и не была выполнена – коммунальному транспорту Сум по-прежнему не хватает подвижного состава, водителей и современной системы управления. Еще хуже ситуация с частными маршрутками – транспортный конкурс 2017 г. зафиксировал их преобладание в схеме перевозок города. В то же время контроль за частными перевозчикам поставлен очень плохо – горожане годами страдают от отсутствия маршруток после 20:00, в транспорте грязно, культура водителей низка. Учёт реального пассажиропотока, средств от пассажиров и, соответственно, обоснованные тарифы на проезд частных перевозчиков тоже остаются проблемой.
Бессилие планов
Всем известно, куда вымощена дорога, устланная благими намерениями… Городские власти, начиная ремонт пешеходного перехода возле Харьковского моста, вряд ли планировали, что он растянется неизвестно насколько. Тем не менее все было сделано, чтобы именно так и произошло. За два месяца до конца 2019 г. сказать, когда же закончится ремонт, не может никто. Подобная ситуация сложилась и с проектом реконструкции Театральной площади, стадиона «Авангард», молодёжного центра «Романтика», городского пляжа – они стартовали, но из-за неправильных управленческих решений и организационных ошибок время завершения проектов отодвинуто в неизвестность.
«Дырища» ЖКХ
«Дырищей» сферу коммунального хозяйства Сум ещё в 2016 г. назвала одна из политических активисток. С тех пор относительно отрасли принято несколько основополагающих законов, но коренного перелома в этой сфере добиться так и не удалось. После банкротства КП «Сумыжилье» обслуживание домов перешло в основном частным компаниям, но коренных изменений в качестве услуг это не дало. Последовательной, целенаправленной работы по созданию объединений совладельцев многоквартирных домов или хотя бы домовых комитетов нет. Качество уборки снега зимой хоть и слегка улучшилось по сравнению с 2015-16 гг., но далеко от идеала. На эту тему можно писать очень много, но позитивного – практически ничего.
Незаконная торговля
Стихийную торговлю можно увидеть во многих городах Украины, но такого размаха, как в Сумах, нет нигде. Городские власти последний раз брались за решение этой проблемы в 2016 г., но все осталось по-прежнему.
Без стратегии
За пять лет Сумы так и не получили документ, согласно которому они должны развиваться в ближайшие десять лет. Отсутствие стратегии приводит к распылению средств не только бюджета развития, но и средств из других строчек городского бюджета. Они идут на “латание дыр” или решение второстепенных проблем соответственно «хотелкам» чиновников или отдельных «групп влияния». Работа над созданием стратегии Сум идёт – в 2019 г. прошло несколько мероприятий в этих рамках, но ясно, что этот процесс запоздал.
ТОП-7 успехов городской власти
Стабильность власти
Политическое противостояние в других городах страны и области нередко доводило до паралича власти, а городское хозяйство и бюджетную сферу – до упадка. Стоит только посмотреть на ситуацию в Глухове, где из-за подобного противостояния два года не принимался городской бюджет. Нынешний сумской градоначальник Александр Лысенко и его команда, несмотря на перманентное противостояние с областными властями, временами непростую ситуацию в горсовете, все же сумела сохранить дееспособность городской власти. Более того – в горсовете существует ситуативное большинство из депутатов разных фракций, которое оппозиционным депутатам победить не удаётся.
Евродворы и бюджет участия
Значительные суммы в бюджете позволили начать городским властям ещё в 2015 г. ремонт дворов многоквартирных домов и междворовых дорог, получивших название «программа евродворов». За четыре года проведена реконструкция нескольких сотен дворов. «Сорок (тридцать, двадцать) лет ничего не делали, а наконец навели порядок!» – такие восторженные оценки можно услышать от многих сумчан. Критики программы «евродворов» указывали на непрозрачность определения дворов для реконструкции, отсутствие в проектах дождевой канализации, часто плохое качество работ и т.п. Но тем не менее благоустройство «евродворов» большинству сумчан нравится.
В 2016 г. в Сумах впервые стартовал проект так называемого партиципаторного бюджета( бюджета участия), согласно которому часть городского бюджета выделяется на проекты, предложенные и поддержанные горожанами. Пока согласно бюджету участия реализуются в основном локальные проекты, но внимание властей к нему не ослабевает.
Дороги и строительство
Самые значительные средства из капитальных вложений город тратил на ремонт дорог – за последние три года на эти цели было потрачено около 350 млн грн. Проведены капитальные ремонты ул. Ильинской, Роменской, 20 лет Победы и др., и многие автомобилисты утверждают, что качество дорожного покрытия в Сумах стало лучше.
Более 50 млн грн. за последние годы было потрачено на строительство новой ветки канализационного коллектора в Заречном районе. Он необходим на случай возможных аварий для оперативного переключения сточных вод, чтобы не оставить город без воды. Также значительные средства ушли на ремонт самотёчных канализационных коллекторов, порывы которых участились в 2015-26 гг.
В 2016-18 гг. были построены новые троллейбусные линии на ул. СКД, Набережной р. Стрелки и Ковпака, что позволило начать там движение троллейбусов. В 2019 г. наконец-то завершена эпопея со строительством молодёжного скейт-парка в Сумах, который сумская молодёжь требовала уже лет 15.
Помощь ветеранам
В немногих областных центрах уровня Сум существуют центры услуг (фактически реабилитации) ветеранов АТО-ООС и их семей. В Сумах он открылся в июле 2017 г. и с тех пор успешно работает. В целом властям Сум при поддержке властей Сумского района удалось снять остроту проблемы выделения земли ветеранам АТО-ООС, для них приобретено 59 квартир. Также с проблемами и скандалом, но в 2019 г. завершено строительство мемориала погибшим в российско-украинской войне.
Да – декоммунизации
Политика декоммунизации, проводящаяся с 2015 г., многими мэрами городов Восточной Украины была встречена фактическим саботажем. Первым саботажником, несомненно, был мэр соседнего Харькова Геннадий КЕРНЕС. В Сумах же процесс переименования улиц сопровождался реальными общественными слушаниями с привлечением краеведов и историков. В итоге декоммунизация в городе практически завершилась, хоть и с некоторым опозданием относительно рамок закона. Городские власти также отстояли переименование улиц в рамках этой политики в суде.
Нет поборам
Немалые средства в бюджете позволили мэру и городским властям в 2016-17 гг. провести кампанию против незаконного сбора средств в школах и детсадах города. На содержание и текущие расходы школы были выделены дополнительные средства, в результате поборы в школах если и не удалось полностью прекратить, то снизить до минимальных – точно.
Время экономить
Значительные средства за последние годы городские власти тратят на ремонт и энергомодернизацию бюджетных учреждений, в частности школ и больниц. С 2018 г. реализуется совместный с Евросоюзом проект повышения энергоэффективности школ №7, №9 и №20. За средства бюджета 2018 г. закончена энергомодернизация школы №24, в рамках городского проекта на аналогичную модернизацию шести школ города потратят 32 млн. грн. В 2016-19 гг. проведены частичные ремонты различных отделений во всех больницах и поликлиниках города, закупалось новое оборудование. Также сейчас при помощи Германии реализуется проект утепления детской больницы им Св. Зинаиды на ул. Троицкой.
Комментарии
Дмитрий ЛАНТУШЕНКО, глава фракции «БПП Солидарность» в горсовете:
«В 2015 г. Александр ЛЫСЕНКО шёл на выборы под главным лозунгом понижения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. За четыре года все тарифы, регулирование которых зависит от городских властей, были, наоборот, повышены: на проезд в транспорте, на воду, на вывоз мусора, обслуживание жилья. Вранье так и осталось враньём. Последние пять лет вообще можно назвать временем нереализованных возможностей для Сум. Тот огромный шанс, который подарила городу бюджетная децентрализация, не был реализован. Ни один из больших проектов, начатых властью за последние годы, – МЦ «Романтика», стадион «Авангард» и другие, – не доведён до успешного конца. И никто не может сказать, когда это произойдёт, а относительно «Романтики» – никто не знает даже, как она будет использоваться».
Владимир ШИЛОВ, член фракции ВО «Батьківщина» в горсовете:
«За эти годы сделано очень много. Это и дороги, и евродворы – само собой, много поменяли канализационных сетей – это одна из самых больных проблем. Реализовано немало проектов партиципаторного бюджета. Много сделано тротуаров, немало отремонтировано жилья. Много создано ОСББ – это очень большой плюс. В целом я бы оценил сделанное на твёрдую четвёрку по пятибалльной системе. Реконструкция «Романтики» – как бы кто ни говорил – это тоже большой плюс. Если его запустят на Новый год, увидите, сколько будет там детей. Единственный минус пока я вижу в сфере жилищно-коммунальных услуг – сказывается кадровый голод».
Богдан Михальчук
Панорама №44-2019