Индокитай
Часть третья. Лаос: долгая дорога в Паксе, Вьентьяна, золотые храмы и Таиланд через дорогу
Наш план предполагал, что самое главное – это добраться до границы и уже там искать возможности для пересечения – благо пункты перехода на карте обозначены. Далее мы хотели пересечь с юга на север весь Лаос и в завершение въехать в Са Па, знаменитую горную местность, где живут малые народы Вьетнама, после чего спешить обратно в Ханой на самолет.
Чего не следует делать в Индокитае – так это пытаться переехать в другую страну в выходные или праздничные дни. На границе с Лаосом мы провели несколько часов, причем без видимых на то причин, и не мы одни – пограничники никуда не спешили. Нам оставалось только вспоминать о гостеприимной Камбодже и добродушных кмхерах. Кстати, забыли рассказать об одной интересной традиции. Кхмеры – люди очень семейные и чуть ли не на физическом уровне не переносят одиночества. Нет для кхмера более печального зрелища, чем человек, который вынужден ужинать в одиночестве. Поэтому там очень развита одна очень интересная профессия – «ужинщицы». Т.е. приезжает человек по делам, например, в Пномпень и, чтобы не выглядеть несчастным в глазах окружающих, нанимает себе компанию для ужина – в основном это женщины, конечно. Работа «ужинщицы» состоит в том, чтобы поддерживать беседу и хорошо кушать – и ничего личного.
Мы уже успели выпить чаю и позавтракать, как подошел, наконец, водитель нашего буса и сообщил, что наша украинская виза будет стоить столько, сколько и американская – мол, наш МИД чего-то там не подписал и все такое. Мы принялись было спорить – написано же, что 25 долларов, но он отправил нас к начальнику, который дал понять, что если не нравится, то мы можем подождать до понедельника. Ясно, что ждать никто не хотел – мы заплатили и поехали и совсем почему-то не обратили внимания, что автобус наш свернул налево. Оказалось, что на границе произошла пересадка, но мы, занятые визами, отсутствовали, и этот путь ведет к «сорока тысячам островов» – тоже, надо сказать, судя по описанию в путеводителе, великолепному месту. Но как там у Высоцкого: «…открыт Париж, но мне туда не надо!» Подъехав 10 км на попутном минибусе с противной теткой из Германии, мы оказались на пустой воскресной трассе возле кафе, где равнодушный дядя сообщил, что автобус, может быть, приедет часов через шесть. А может, и нет, воскресенье ж…
Это был наш первый автостоп в этой поездке: через полчаса мы уже мчались в кузове пикапа «Тойота» по практически идеальной трассе в сторону Паксе, где планировали осмотреть все, что осматривается (например, плантации местного кофе). Нас привезли на автовокзал, из «Тойоты» вышла вся семья – мужчина лет шестидесяти, его жена и две дочери. Хозяин авто, узнав, что мы из Украины, очень обрадовался, потому что когда-то он учился в России. «А в каком городе?» – поинтересовались мы.-«В Баку!» Стоило больших усилий не рассмеяться, и не только по причине географии. Дело в том, что накануне вечером я перечитал небольшую книжицу известного российского путешественника Нестеренко, который примерно так описывает свой первый автостоп в Лаосе: застопил пикап «Тойота», в конце пути из машины вышел мужик с семейством, оказалось, что учился в России, на вопрос, в каком городе, ответил: «В Ташкенте!» Вы понимаете теперь нашу реакцию – удивительное же совпадение!
Из всего интересного мы выбрали монастырь Ват Пху, который входит в список ЮНЕСКО. Прекрасная нежаркая погода, хорошие мопеды, отличная дорога, живописные пейзажи – что еще нужно путешественнику для счастья?! Пятьдесят км пролетели как один, и вот сам древний монастырь – точнее, то, что от него осталось, – уничтожен пожаром почти полностью, сейчас ведут восстановительные работы, но дальше, ближе к вершине горы, сохранились и каменный слон, и крокодил, и отпечаток ноги Будды. Словом, местность очень атмосферная. Единственное, что омрачало мысли, – это вести из дома: наш близкий друг Игорь Корнющенко уже несколько дней находился в коме.
На обратном пути мы совсем уже никуда не спешили, несколько раз останавливались, чтобы сделать видеосъемку более детальной, завернули в одно из сел около реки, где обнаружили совершенно необычных Будд, пообедали рыбой и пепси-колой (Лаос – это страна победившей пепси-колы), а потом заехали в монастырскую школу, где как раз был обеденный перерыв. Нас никто не трогал, ни о чем не спрашивал, и мы около часа могли спокойно наслаждаться тенью, медленной монастырской жизнью и огромной рекой, по которой сновали лодки рыбаков. К нам подошли мальчишки-ученики монахов, о чем-то мы поговорили, а о чем, так никто и не понял толком, но все остались довольны беседой. Это был один из самых лучших дней нашего путешествия. И один из самых грустных.
Вечером мы уехали во Вьентьян.
Утром рано нас сгрузили на автовокзале, где на сонных бекпекеров накинулись рикши с плохим произношением чисел на английском. Потом-то мы поняли, когда снова столкнулись с этим трюком: это делается специально, ведь мало кто из приезжих готов спорить и доказывать свою правоту, проще заплатить, не такие уж и большие деньги. Но мы не американцы, не англичане, не немцы, мы не так богаты и у себя на Родине привыкли бороться с обманом каждый день, поэтому в нашем лице рикши нашли достойных оппонентов. Вечером дело дошло даже до вытащенного ножа, которым водителем размахивал, обещая найти и поквитаться. Так что следует обратить на этот аспект путешествия в столице Лаоса пристальное внимание; лучше писать цену на бумажках и указывать, за сколько человек, чтобы не иметь неприятностей. Гостиницу нашли быстро – там их целая улица, вполне дешевых (4-5 долл./чел.), с хорошей террасой на втором этаже и видом через реку прямо на Таиланд. При желании можно сходить туда на прогулку, но какой смысл, когда по вечерам Таиланд сам приходил сюда – торговать товаром и телом.
Однако наши интересы лежали в иной области. Как обычно, пешком мы предприняли большую ознакомительную прогулку по городу, который ничем особо не запомнился, но храмы, храмы здесь просто неимоверно великолепны! Когда мы уже устали их осматривать, зашли в один из них, был обед, и все служащие спали на полу. Легли на пол и мы, вы даже не представляете, какое блаженство в безумно жаркий день уставшему человеку лежать на прохладном полу храма и рассматривать красивые рисунки на стенах и потолке! Никто на нас не обращал внимания, мы находились в буддийском храме столько, сколько хотели, а отдохнув, вернулись в гостиницу.
В путеводителе вычитали, что где-то на окраине, км в 10-12, есть известный монастырь – центр медитации, которая начинается на рассвете, т.е. около 4 утра. Один из нас оказался более безумен, чем другой, и Саша, невзирая на то что рикша не приехал в установленные 3 ч. ночи, пошел без карты, просто в направлении монастыря. И дошел, хотя, конечно, этот путь был не из самых приятных. Познакомившись с основами буддийских медиативных практик и внушительной группой не по-буддийски настроенных монастырских псов, Саша выяснил, что знаменитые местные бани-сауны находятся также там. Тем же днем мы некоторое время отказывались верить, что вот эти вот замызганные строения и есть бани, но, подойдя ближе, узрели и установленный на земле котел, который топили дровами, и саму баню, и веранду на втором этаже. На ней мы разглядели лиц европейской национальности, что окончательно нас убедило: мы пришли.