Индокитай
Путешествие по Юго-Восточной Азии. Часть 1. Доброе утро, Вьетнам!
В феврале во Вьетнаме — зима: +17+20, и это, вероятно, для местного населения – лютый холод. Многие ходят в свитерах, куртках, даже в шубах, тогда как иностранцы щеголяют в футболках и шортах. Солнца мы за два с половиной дня там не видели, однако неизвестно, по какой причине: то ли из-за пасмурности неба, то ли из-за смога. Конечно, это не Пекин, где первые дни першило в горле, и света белого не было видно по причине промышленных выбросов в атмосферу, но, скорее всего, такая загазованность – от невероятного количества мопедов, на которых здесь самостоятельно ездит все население, начиная лет с двенадцати и до самой смерти. Казалось бы, после Индии хаосом на дорогах уже сложно удивить, но кишащие мопедами и орущие класксонами ханойские улицы сходу вышибают из равновесия человека, не привыкшего к такому разнообразию перемещений по проезжей части. Впрочем, разница есть: если в Индии кузова практически всех машин и моторикш носят изрядные отметины взаимных контактов, то вьетнамская дорожная техника выглядит вполне нормально.
Наверное, это и есть самое сильное первое впечатление – сумасшедший дорожный трафик, практически полное отсутствие дорожных знаков; все за рулем – от мала до велика, и в результате на дороге, кажется, на тебя беспорядочно едут сотни мотоциклов! Добавьте сюда еще и пешеходов, пересекающих проезжую часть в произвольном порядке. Но, тем не менее, если присмотреться, то этот хаос – единый живой организм, который живет и дышит ритмично и гармонично. Никаких столкновений, никаких эмоций, все водители очень спокойно и умело управляются со своими транспортными средствами, включая школьников и ярко накрашенных женщин на высоких каблуках и в мини-юбках, – тебя обязательно объедут, притормозят, предупредят громким сигналом. Какофония не смолкающих с восьми утра до двенадцати ночи звуков – это то, с чем приходится эмоционально смириться, но кроме смирения нужна еще и привычка.
Пешеходы и водители, кажется, наперед на несколько секунд знают, что они будут делать дальше, поэтому взаимодействие идеально; повторюсь: кажется, что это один тысячерукий и тысячеколесный человек, а не многомиллионный Ханой, движется по улицам. И если посидеть на оживленном перекрестке и минут пятнадцать понаблюдать за этим бесконечным броуновско-мопедным движением, то вы уйдете оттуда с абсолютно однозначным убеждением, что находитесь в середине единого организма.
Парадоксальное для нашего уха резюме: ничто так не подчеркивает единство нации, как хаос и отсутствие формальных правил дорожного движения. При этом сравнительная статистика ДТП такая: в Украине на 100 тыс. жителей приходится 25,1 погибший, в России — 26,2, во Вьетнаме — 16,1. К слову, в Европе этот средний показатель равен 10,2. Показатель Вьетнама чуть меньше среднего по Юго-Восточной Азии – к сожалению, более подробных данных о структуре ДТП у нас нет.
Чему и надо было бы поставить памятник во Вьетнаме, так это мопеду. Реально вся экономика страны без этой двухколесной техники – полный ноль. Семья из четырех человек едет на работу – пожалуйста! Товары для магазина, нагруженные на мопед в человеческий рост, – нет проблем! Доски, тумбочки, шкафы, мешки, ящики в невообразимом количестве – крепко привязали и поехали! Надо забрать детей из школы – садитесь и мои, и соседские. Словом, мопед и скутер во Вьетнаме прочно заменили велосипеды, и это притом, что автомобилей здесь не очень много: пошлина на ввоз – 100%, а своего автомобилестроения здесь нет.
Мопед, с которым ловко управляются практически все, устанавливает не только ритм жизни, но и стиль. Вьетнамская женщина, если хочет выглядеть модно, обязательно подбирает цвет сумочки и шлема к мопеду или скутеру. А чтоб считаться иконой стиля, нужно ко всему перечисленному надеть мини-юбку и сапоги на высоких каблуках, а маска на лицо должна гармонировать с блузкой. В таком наряде успех обеспечен, и, надо признаться, многие девчонки выглядели на мопедах действительно очень эффектно.
Отдельно нужно сказать о шлемах и масках на лицо. Выбор шлемов просто бесконечен и поражает воображение, есть специальные магазины только для головных уборов для мотоциклистов, и даже специальные программы на телевидении, посвященные шлемам. Расцветки и модели – самые разные, достаточно сказать, что есть специальные женские шлемы с отверстиями на макушке для заплетенных в хвостик волос. Очевидно, что девушки имеют несколько шлемов на разные случаи жизни и надевают их в зависимости от повода, одежды и прически.
Маска на лицо (или, как их иногда называют туристы, «намордник») – также предмет фетиша и не праздная деталь туалета. Хотя она функционально и имеет прямое практическое предназначение – защитить от пыли и выхлопных газов, расцветка и фасон также имеют значение. Если женщина едет в деловом костюме, она никогда не наденет фривольный «намордник» в цяточку – только в тон костюму. Соответственно, каждая вьетнамская женщина-модница наверняка имеет с десяток разных масок на все случаи жизни…
И вот такие красивые и уверенные в себе вьетнамские женщины сохраняют посреди суматошного уличного движения хладнокровие, которому впору позавидовать украинским мужчинам. Кстати, один из самых популярных рисунков на вьетнамских сувенирных футболках – закрученный в тугой узел замысловатый узор мопедов и ездоков «Трафик в Ханое». Долго говорили между собой, в чем же секрет вьетнамского дорожного движения, и пришли к однозначному выводу – доверие друг к другу. Доверие обеспечивает надежность и безопасность не только на дороге, доверие обеспечивает то, что можно назвать «беспрерывным существованием нации» во всей исторической перспективе.
Вписаться во вьетнамскую дорожную жизнь иностранцу, как ни странно, не сложно – достаточно вести себя на дороге рационально и предсказуемо и не лихачить – вьетнамцы ездят не очень быстро, точнее сказать, никуда не спеша, но всегда достигая цели.
Как американцы собирались победить такую нацию, чем думали их генералы, когда посылали сюда своих солдат умирать в джунглях? Ведь даже обычное небольшое наблюдение за тем, как живут улицы этой страны, скажет о том, что этот народ будет сражаться до последнего солдата, точнее, до последнего человека.
Кстати, не скажем точно, каким конкретно, но каким-то опросом вьетнамцы были признаны лучшими солдатами в мире. Война здесь закончилась совсем недавно, в 1978 г., т.е. еще живо и здорово целое поколение солдат, прошедших горнило передовой, умеющих выживать в любых условиях и не забывшее, как убивать врага.
В итоге вьетнамцы отстояли не только территориальную целостность в войне с Китаем, но и независимость от метрополии (Франция, Япония) и свой собственный социализм (гражданская война между Севером и Югом, которая переросла в войну с США). И во всех этих войнах вьетнамцы ни на секунду не дали миру усомниться в своем праве жить так, как они хотят сами. И живут. Да, небогато, но, судя по всему, достаточно счастливо и самодостаточно.
Особенности национальной парковки, или Почему украинцы паркуют автомобили хуже всех в мире
Евгений Положий
Характер и ментальность нации можно определить по самым неожиданным деталям. Конечно, ни одна из них в отдельности не даст исчерпывающей характеристики и не ответит на все вопросы, но все же некоторые особенности подчеркивает очень убедительно. Расскажу две истории, которым был свидетелем в разных уголках мира – США и Сирии. Понятливый читатель сразу отметит: сложно найти более противоречивые цивилизации, чем эти. В США – протестанты и атеисты, в Сирии — мусульмане; там – неолиберализм и демократия, тут – феодализм с элементами социализма и государственной олигархии; там – свобода слова, здесь – диктатура. Словом, ничего общего, на первый взгляд.
Раннее утро в Дамаске прекрасно. В том, конечно же, довоенном Дамаске. Свежо, пусто, около бордюра припаркован один автомобиль, мы ждем нашего товарища, который должен заехать за нами и отвезти к автобусу. Потихоньку подъезжают машины и очень плотно паркуются друг к другу и бордюру. Очень, кстати, мастерски это делают, арабы вообще в основной своей массе – хорошие водители (к водителям автобусов не относится, однако). На наш взгляд, это выглядит странно – места много, паркуйся себе, как удобно, хоть вдоль, хоть поперек. Однако ответ на этот вопрос заставил нас устыдиться: «Как почему так паркуемся? – ошалел араб. – Скоро люди приедут, им тоже место надо!» – «А, твои друзья приедут?» – догадались мы. – «Нет-нет, не друзья, другие люди» – «Ну ты же их знаешь?» – «Нет-нет!» И тут до нас дошло: это человек паркует свой автомобиль удобно не столько для себя, сколько для других людей, здесь так принято – думать и о других людях тоже, потому что другие люди тоже подумают о тебе, и не только, когда паркуют автомобиль.
Одного мне не понять: как такие добрые и толерантные люди, как сирийцы, умудрились развязать гражданскую войну?
В США мы были по обмену профессиональным опытом, в г. Портленд. Переводчиком у нас был Володя, который уехал из Борисполя пятнадцать лет тому. Хорошо владеет английским и испанским, что позволяло ему работать переводчиком в местном суде. Времени свободного у нас было крайне мало – скажем так, не было вообще, и поэтому выпавший на удачу час (куратор группы как раз отсутствовала) мы выпросили у Володи для прогулки по городу. «В Америке две проблемы, – шутил он, – как похудеть и где припарковаться!» Места, обозначенные для парковок, в Портленде широкие: все-таки американцы предпочитают большие автомобили, да и риска меньше. Словом, оставили машину, Володя заплатил парковочному автомату, и мы пошли прогуливаться.
Время пролетело незаметно, и когда наш гид и переводчик глянул на часы, то ужаснулся: до окончания срока оплаты парковки оставалось чуть больше десяти минут. «Стойте здесь, никуда не уходите!» – это все, что он успел крикнуть на бегу, и что есть сил помчался по направлению парковки.
Когда он вернулся, весь в пене и мыле, но счастливый, мы спросили, неужели это так принципиально. Ну, подумаешь, просрочишь на полчаса? «Нет, это не принципиально, – ответил Володя, – это дорого! Очень большой штраф, еще и машину могут на штрафплощадку забрать – это вообще сумасшедшие деньги!»
«Да, вот он, звериный оскал капитализма!» – подумали мы, однако ни одной неправильно или плохо, или там, где не положено, припаркованной машины мы не видели.
И войны на территории США уже нет очень давно. Но это к слову.
Как паркуются в Украине и в Сумах, в частности, комментировать излишне – бестолковее в мире, по моим наблюдениям, не паркуются нигде. Именно бестолковее, потому создают проблемы сначала другим, а потом и себе. И это есть часть нашей национальной культуры – умение создавать проблемы на ровном (а иногда и не очень) месте, чтобы потом тратить время и нервы на их решение. Об окружающих у нас думать не принято: украинцы слишком нескромны для этого, а законов у нас либо нет, либо они не работают. И так и паркует украинец свой автомобиль вкривь и вкось между Востоком и Западом. Нам и война не нужна – люди и так каждый день в диком нервном напряжении, как на войне, жувут. Главное – это им нравится.