Одним из самых знаковых видов одежды в Украине считалась белая вышитая сорочка. По ней было легко понять, из какой местности человек.
Опытные специалисты без труда отличат полтавскую вышивку от подольской, гуцульскую от полесской. Каждой из техник присущи свои орнаменты, технические приемы и цветовая гамма.
Традиции вышивания существовали еще в дохристианский период, что подтверждено многочисленными археологическими находками. Данные археологии свидетельствуют, что первые вышивки появились в эпоху первобытной культуры. Связано это с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI-V вв. до н.э. За все время существования материалом для рукоделия служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка, шелка… Часто с целью украшения одежды умельцы использовали жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты. Вышивка была тесно связана с бытом и культурой народности и отражала национальное своеобразие и мастерство каждого народа. Украинские вышиванки имеют свой стиль и национальный колорит.
Вышивкой в Украине, как правило, занимались женщины, используя для этого занятия каждую свободную минуту. Именно поэтому вышивки столь изысканны и женственны. Украинская вышивка не ограничивалась сорочками. Вышитые орнаменты украшали не только сорочки, но и рушники, фиранки.
По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы: геометрические (абстрактные), растительные, зооморфные (животные).
В вышивках животных орнаментов чаше всего изображаются лошадь, заяц, рыба, лягушки; из птиц — петух, сова, голубь, кукушка; из насекомых — муха, бабочка, паук, летучие жуки. Чаще всего животные орнаменты отображают личные предпочтения автора вышивки. В каждом изображении отражается индивидуальное видение узора мастерицы. В вышивках центральных областей часто встречаются изображения птиц. Соловей и кукушка вышивались на девичьих рушниках. Очень часто пернатых изображали на ветке калины, как символ продолжения рода. Павлины — птицы очень важные, часто над их изображением располагали венок или венец. Принято считать, что эта птица несет в себе солнечную энергию жизни, поэтому она является символом семейного счастья. Молодоженов символизируют соколы, голуби и петухи. Необходимым требованием для свадебных рушников являлось изображение птиц головкой к головке. Они либо держат в клювиках ягоду калины, либо сидят у корней дерева — символа новой семьи.
Дуб и калина — самые популярные мотивы на юношеских сорочках. В своем единстве они символизируют объединение красоты и силы. Дуб — священное дерево, воплощение Перуна, бога грома и молнии. Предполагалось, что сорочка с дубами свидетельствует о силе и мужестве мужчины, надевшего ее.
Сейчас в Украине историки и искусствоведы насчитывают около ста уникальных «техник» вышивки. Территориальная принадлежность того или иного узора является определяющим фактором аутентичности вышивки. К примеру, на Полтавщине вышивают преимущественно белыми нитками. В этом регионе редко используют красные и серые цвета. В старых образцах манишку белых сорочек украшали белым узором, выполненным гладью. Узор обводился черными или цветными полосами. Наиболее распространенные техники вышивания — шов «вперед иголкой», «крестик», шов «позади иголки». На Слобожанщине техника вышивания схожа с формами вышивки, характерными для центральных областей Украины. Отличительной особенностью Харьковского региона считают своеобразные полихромные орнаменты, создаваемые полукрестиком или крестиком. Такие орнаменты вышивают чаще грубой нитью, поэтому узоры выглядят рельефно.
Женские рубашки вышивались гладью, преимущественно белыми, коричневыми и синими нитями. Орнаменты, характерные для Слобожанщины, — это «ломаная ветвь». В нашем регионе также носили тканые плахты. Полотенца вышивались тамбурным швом красными и синими нитями.