Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Дорогие ученики

200

Пока будущие школьники самозабвенно развлекаются, их родители и педагоги готовятся к началу учебного года

Людмила Порсова
Инна Битюк
Вера Костина

Каким бы солнечным и веселым ни был август, 1 сентября никто не отменял. Чтобы звонок, зовущий в классы, не застал врасплох, к учебному году нужно готовиться. Поэтому у педагогов сейчас «горячка». Им нужно подготовить школу к приему детей. А задача родителей — экипировать чад для учебы, чтобы те получили всестороннее образование, готовя себе почву для самостоятельной жизни.

В магазин как на службу

Ирина РУДЧЕНКО воспитывает семилетнюю Валерию сама, и ей приходится работать в двух местах. Учитывая непростое материальное положение, готовиться к переходу дочери во второй класс Ирина начала еще в середине июля: присматривалась к ценам и ассортименту школьных товаров. Последний выходной посвятила походу по магазинам. «На школьном базаре были, нам не понравилось: выбор не устроил. Пошли по детским магазинам. Хочется дочь одеть и красиво, и модно», — рассказывает Ирина. На школьную и спортивную формы дочери она планирует потратить 400–500 грн. Плюс 200 грн. уйдут на покупку канцтоваров. Это мама знает из опыта прошлого года.
Во втором классе девочка должна быть одета в форму черного цвета — юбка или брюки с пиджаком, сарафан. Нужны еще как минимум две блузки, одна из которых обязательно белая — на праздники. Содержимое школьного портфеля пополнится еще и после начала учебного года, когда учитель даст список необходимых специальных тетрадей.

Дети школьного возраста растут быстро — к весне девочки с трудом втискиваются в купленные к 1 сентября сарафаны

«Мама, я хочу эту юбку!» — зовет Лера. «Нет, доченька, эту юбку мы покупать не будем. Ты же не на бал идешь? Зачем тебе воланы и оборки?» — отвечает предусмотрительная мама. Она хочет купить сарафан, как в прошлом году. Утверждает, что это практично и удобно девочке. «Ищу натуральную ткань, лучше шерсть. Она не вредит ребенку, как синтетика, и лучше в носке и стирке», — считает практичная Ирина. Примерка — дело ответственное, но много времени не занимает. Сразу видно, как сидит на ребенке изделие. По мнению Ирины, выбор одежды для девочек у нас небольшой, но все же лучше, чем в прошлом сезоне. Появились новые модели, хотя и цены подскочили.
Рядом, прямо перед глазами примеряющих костюмы детей, находятся витрины с игрушками. «Ты смотри мне костюм, а я пойду куплю машинку», — предлагает своей маме Давид, троюродный брат Валерии. Он здесь тоже со своей мамой.
Елена ГАЛЛО пришла за покупками с сестрой Ириной — так веселее и посоветоваться есть с кем. Давид — будущий первоклассник. Ему пребывание в супермаркете явно в тягость: внимание то и дело переключается с одежды на «суперменов» и «покемонов». Семилетняя Валерия, поддавшись влиянию брата, тоже тянет Ирину в отдел игрушек: «Мама, пошли, я что-то покажу тебе».
Светлана КОВАЛЕВА почти год работает продавцом отдела детской одежды. Она очень довольна работой: «Приятно обслуживать детей, наблюдать, как они выбирают товар сами. Школьную форму детям родители выбирают по-разному. Одни хотят, чтобы подешевле, другие ищут хорошее качество и фасон. Обычно побеждает качество».
Поход сестер в магазин за покупками к 1 сентября оказался успешным. Из детского супермаркета они выходят с обновками, а глаза Давида сияют — ему купили новую машинку. На сарафан и блузку дочери Ирина потратила 224 грн. «Пиджак Валере подарит крестная ко дню рождения», — говорит молодая мама. Давид пойдет в первый класс в костюме за 205 грн. У Елены еще непростая задача — купить сыну обувь.

Безымянные производители

В Сумах с 1 августа работает школьный базар. Предполагается, что сделано это для удобства покупателей: пришел — и в одном месте оделся, обулся и затарился канцтоварами на весь учебный год. В этом году, как и в прошлом, ему отвели место в конце «клетки» на Центральном рынке. Продавцы не в восторге: не каждый покупатель дойдет туда и разыщет прилавки со школьными принадлежностями среди секонд-хэнда и яиц. Покупатели недовольны по тем же причинам.
Сроки проведения школьного базара — тоже горячка, по мнению реализаторов. С середины августа — в самый раз. Тогда народ начнет возвращаться к реальности после отпусков, вспомнит о начале учебного года и потихоньку потянется на рынок. А последняя неделя перед сентябрем — аншлаг, когда опомнившиеся школьники и родители метут все подряд. И лишь неопытные мамашки первоклассников на протяжении целого лета ходят между прилавками с длиннющим списком школьных причиндалов, надиктованным строгой учительницей. И все им хочется самое лучшее: и форму самую красивую и качественную, и портфель самый удобный, и дневник, в котором будут только отличные оценки, и ручки-самописки, и прочее, и прочее.
К сожалению, не все мечты могут быть реализованы в сумской торговле. Начнем с одежды. В большинстве городских школ введена форма. Требования сводятся в основном к цвету. Предприниматели, «специализирующиеся» на школьной форме, знают это и стараются привозить «актуальные» цвета. Например, молоденькая продавщица Лена продемонстрировала записи в блокноте: ООШ №15 — зеленый (мл. кл.)/черный (ср.кл.); №22- бордовый верх, любой низ; №25 — бордовый/черный и т.д. Не значатся в этом списке Александровская гимназия (шьют в ателье) и ООШ №23, в которой носят «свои» свитера. Учащиеся школ, где цвет формы значения не имеет, предпочитают синий и черный. Эти же цвета привлекают и сельских жителей.
Что же касается фасонов школьной экипировки, то тут глаза разбегаются: «двойки», «тройки», «четверки» и т.д. то есть юбка+пиджак+жилет+блузка+брюки+сарафан — в общем, любая конфигурация. Рюши, оборки, складки, отделка из других тканей, бантики, аппликации, молнии, элементы бижутерии, стразы — это из серии прибамбасов. Но, походив по рядам, обнаруживаешь, что процентов на 60 ассортимент в палатках совпадает. После примерки широта выбора сужается еще наполовину.
Большинство юбок и жакетов сшиты из полиэстера с незначительными добавками вискозы или шерсти. А блузки — в основном из 100% синтетики в разных ее проявлениях. Может, и практично, но не совсем комфортно. А встречаются прикиды, в которых и в борделе неудобно появиться, но продавцы это почему-то называют школьной формой.
Одеть мальчика, казалось бы, гораздо проще. Ведь костюмы бывают двух видов: «двойка» и «тройка». А как выяснилось, пиджаки бывают двубортные, однобортные, с одним разрезом посередине, с двумя по бокам или вообще без разрезов, с разными карманами и т.д. Кроме того, у детей фигуры, как правило, нестандартные, и подобрать костюмчик весьма сложно. Ткани, опять же, самые разные: мягкие, шуршащие, скрипящие, гладкие, в рубчик. Хотя на этикетках указан одинаковый состав.
Еще нюанс: многие производители не утруждают себя подшиванием брюк: дескать, все равно укорачивать или удлинять. Рост тоже не считают нужным указывать в детских изделиях. Некоторые продавцы с умным видом впаривают, что это последнее ноу-хау, и что даже взрослые брюки не подшиваются. Типа покупатели идиоты и в магазины не ходят.
Кстати, о производителях. Продавцы, в основном, затрудняются ответить на вопрос, где сделан товар. «Смотрите на этикетке», — говорят. А там — полная неразбериха. Например, стоят рядом две палатки. В обеих — одинаковые костюмы. Но один «Made in Italy», а второй — почему-то в ЕС. У третьей реализаторши такой же комплект «привезен из Харькова, значит, там же и сделан». В общем, прав был Остап Бендер о Малой Арнаутской.
Вспоминается история из школьной жизни. Школьница хвастается однокласснице: «Смотри, мне джемпер купили фирмы „Версаки“». Та ее поправляет: «Не „Версаки“, а „Версаче“». Вмешивается третья: «Это у тебя „Версаче“, а у нее „Версаки“: видишь нитки везде торчат».

Канцтовары по понятиям

В чем ходить в школу, выбрали. Теперь определимся, с чем ходить. Правда, это волнует обычно учеников до 9 класса. Цена школьного портфеля колеблется от 15 до 250 грн. Хотя слово «портфель» неуместно: с такой «тарой» и профессора редко увидишь. Школьники предпочитают рюкзаки и сумки. Оптимальный вариант — гривен за 100–130. Если это рюкзак, то должна быть уплотненная, но не очень жесткая спина, широкие прочные лямки, удобные отделения, прочные молнии. В современных рюкзаках обязательны отделения для мобильников, плиеров, есть отсеки для ноутбуков, чертежей. Расцветки — на любой вкус: дикие розовый, оранжевый, зеленый, флуоресцентные, в цветах, черепах, надписях.
Правда, есть старшеклассники, которые ходят в школу с пустыми руками (сигареты и мобильник умещаются в карманах), а старшеклассницы — с небольшими сумочками для хранения косметики и телефона. Приложив усилия, можно запихнуть в нее ручку и дневник, свернутый в трубочку.
Кстати, о дневниках. Примитива больше нет! Самое простое, что можно найти на прилавках, это дневник в яркой картонной обложке стоимостью от 4 грн. На титуле все что угодно — от милых котят до эротических див с мудрыми жизненными советами, несовместимыми с учебным процессом. Обложки бывают также ламинированными, поролоновыми и т.д. А какие тетради продаются в магазинах! Тут вам и для готов, и для рокеров, и для фанов практически всех современных исполнителей и для почитателей футбола, авторалли, головоломок и т.п. Привлекают внимание тетради с явно трансовыми картинками. Аня, торгующая канцтоварами, говорит, что многие школьники, а особенно школьницы, целенаправленно приходят «за кадетами», «за Сталлоне» или за кем-нибудь еще. Для детей без особых пристрастий есть «нейтральные» тетради. Например, сидит скелет за партой, а под ним подпись: «Я здесь просто сохну». Надо полагать, скелет — это ученик, павший на ниве образования и рекомендующий владельцу тетради не сушить мозги. Или многозначительные надписи: «Не прощелкай», «Отсеки все лишнее», «Главное не размер» и т. д. С такими тетрадями и ученик не будет скучать на уроке, и сосед по парте тоже. Да и учитель посмеется или поплачет, проверяя. А голубенькие и зелененькие «зошити» сегодня не в почете. Лежат они незамеченные, хотя стоят от 35 до 90 коп. за штуку, и покупают их только по указанию непродвинутой учительницы, не желающей видеть «голых девок» на ученических тетрадях. И далеко не на всех «сереньких» тетрадях печатают таблицу умножения или алфавит, которых, кстати, некоторые старшеклассники не знают.

Ноу-хау от образования

Министерство образования и науки Украины к началу учебного года готовит новые проекты. Например, с 1 сентября 2008 г. вводит во всех школах новый предмет — «Основы потребительских знаний». Цель его — сформировать потребительскую культуру у подрастающего поколения. Предполагается, что на «потребительских» уроках ученики 1–12 классов узнают свои права, научатся разбираться в штрих-кодах и этикетках, маркировках и сроках реализации пищевой продукции и т.п. Эта программа апробирована в Киеве, Одессе, Луганске и Львове. В некоторых сумских школах курс основ потребительских знаний читался как факультатив.

Головняки образования

По словам начальника управления образования и науки в Сумской области Любови ПШЕНИЧНОЙ, ежегодно количество первоклассников в области уменьшается. В 2007 г. в 64 школах области не было первых классов, в этом году к числу «беспервоклассных» школ добавятся еще десять. 1 сентября на Сумщине первый раз за парту сядут 8 тыс. детей.
Невостребованной и непрестижной стала профессия учителя. С 15 августа к работе приступят около тысячи выпускников Сумского и Глуховского педуниверситетов, Лебединского педучилища и Путивльского педколледжа. Они будут «сеять разумное и вечное» в дошкольных, общеобразовательных, профтехнических и высших учебных заведениях. В сельских малокомплектных школах молодые специалисты работать не хотят.
Зато улучшилось обеспечение школ учебниками, которые приходят в область почти ежедневно, уже получено 27% пособий. «Это прогресс по сравнению с прошлым годом, когда книги поступали только в последние дни августа», — говорит Любовь Пшеничная. В основном это книги на украинском языке, т.к. в Сумской области 97% учеников обучаются на украинском языке.