По словам заместителя директора областного центра экстренной медицинской помощи Галина Белоус, пока номер 112 работает только для жителей Сум. Для жителей районов актуальным остается только 103. Набрав 112 вы попадаете на диспетчера Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, который, при необходимости, переадресует обращение медикам.
В связи с новыми правилами сумская служба экстренной медицинской помощи разработала новый алгоритм выезда бригад по вызовам пациентов. Как сообщают в Сумском областном центре экстренной медицинской помощи, в зависимости от состояния пациента, обращения на 103 делятся на четыре категории: критические, экстренные, неэкстренные и непрофильные.
Это определяет диспетчер вызова оперативно-диспетчерской службы. От выбранного им приоритета будет зависеть время прибытия бригады. ВШ разбирался – к кому скорая приедет, а каких пациентов направят к семейному доктору.
Критическое состояние
К категории критических относятся обращения, которые непосредственно угрожают жизни человека, требуют выполнения реанимационных мероприятий и сопровождаются отсутствием дыхания (неэффективным дыханием) и признаками массивной кровопотери (кровотечения). Они обусловлены всеми видами травм, влиянием внешних факторов (поражения электрическим током, молнией и т.д.), интоксикацией и отравлением (в том числе – укусами животных и насекомых), острыми и хроническими заболеваниями.
Если диспетчер определяет, что пациент находится в критическом состоянии, тогда норматив прибытия скорой составит 10 минут с момента обращения. В случае пробок, осложненных метеоусловий и прочих обстоятельств, не зависящих от бригады медиков, допускается превышение указанного норматива – но не более чем в 25% случаев.
Экстренный случай
К категории экстренных относятся вызовы при неотложных состояниях пациента, несущие угрозу его жизни и здоровью, которые могут привести к резкому ухудшению состояния – в случае несвоевременного оказания медицинской помощи. Они сопровождаются нарушением сознания, признаками кровотечения, острого коронарного синдрома, острого мозгового инсульта, расстройствами дыхания и пр. Такие состояния обусловлены: всеми видами травм, влиянием внешних факторов (поражения электрическим током, молнией и т.д.), интоксикацией и отравлением (в том числе – укусами животных, насекомых), острыми и хроническими заболеваниями.
К пациенту в экстренном состоянии скорая должна доехать за 20 минут. Допустимое превышение норматива – не более чем в 15% случаев.
Неэкстренный случай
Если диспетчер узнает, что состояние пациента не угрожает его жизни, а отсрочка оказания медпомощи не приведет к ухудшению состояния здоровья – тогда он порекомендует обратиться больному к семейному врачу или в ближайшее отделение экстренной (неотложной) медицинской помощи. Или же – такой вызов может быть переадресован в Центр первичной медико-санитарной помощи. В случае отсутствия такой возможности диспетчер направления отправит к пациенту бригаду скорой, которая не задействована на критических или экстренных вызовах.
Непрофильное обращение
К категории непрофильных относятся звонки по поводу пострадавших или больных, состояние которых не является неотложным и не требует оказания медицинской помощи в пределах, предусмотренных квалификационными требованиями бригад скорой помощи. В таких случаях пациент не нуждается в проведении оценки состояния здоровья на месте, и диспетчер порекомендует ему обратиться к врачу первичной медицинской помощи, с которым у пациента заключена декларация. В случае необходимости -ответственный медработник оперативно-диспетчерской службы должен предоставить медицинскую консультацию дистанционно.