r: Людмила Михайловна, закон еще окончательно не принят, он обсуждается, но предлагаемые дополнения опубликованы. Вы могли бы высказать свою оценку перспектив в библиотечном деле, связанных с возможными дополнениями?
А. С.: Самое обнадеживающее в законопроекте – то, что закон “Про бібліотеки і бібліотечну справу” может стать более конкретным. В законопроекте об изменениях четко сфомулированы некоторые положения, например правовой механизм формирования современной библиотеки. Дается конкретное определение, что такое библиотечная сеть, что такое современная библиотека. Конкретно определяется статус государственных библиотек, обозначается, что такое городская или сельская библиотека. Во-вторых, мне понравилось, что закон защищает библиотеки от закрытия.
r: Разве такая проблема актуальна? В нашем городе что-то не слышно о том, чтобы закрывали библиотеки, да и вообще звучит это как-то по-варварски.
А. С.: Раньше местная власть могла спокойно закрыть любую библиотеку, городскую или сельскую. Просто проголосовать решение, что она не нужна. У нас даже высказывались такие идеи, что вот есть одна центральная библиотека, областная, а остальные не нужны. Просто все мы, сотрудники библиотек, боролись, не дали закрыть ни одного библиотечного филиала, хотя попытки были. Своей работой мы поднимали авторитет библиотек в каждом микрорайоне, наши филиалы активно посещают люди, читатели никогда не согласятся с тем, что библиотека в Курском микрорайоне или на Луке не нужна. Теперь, возможно, библиотеки, то есть интересы людей, читателей, будут защищены законом.
r: Нам известно, что у работников библиотек низкие зарплаты. Должно ли что-то измениться в лучшую сторону?
А. С.: Действительно, не было никакой социальной защиты, наши библиотекари и сейчас получают минимальную зарплату. Молодые люди, даже закончив библиотечный факультет, стараются найти себе более оплачиваемую работу. В новом варианте закона сказано пока общими фразами о зарплатах и социальной защите библиотечных работников. Думаю, что эти моменты будут доработаны и конкретизированы. Должны появиться подзаконные акты, согласованные с Минфином, и т. д.
r: Какие новые формы работы библиотек предусмотрены в законопроекте?
А. С.: Есть такая форма – нестационарное обслуживание. Если в районе нет библиотеки, мы приезжаем туда, привозим книги. Мы это делали давно, по собственной инициативе, но такая форма обслуживания не была прописана в законе. Сейчас должно появиться четкое определение.
Новый вариант закона – только перспектива. Но мыслят наши законодатели, кажется, в правильном направлении. Не испортилось бы все на практике!
r: Получается, что закон идет вслед за требованиями жизни?
А. С.: Ну пока это только законопроект, поправки еще не приняты. А если говорить по сути, то с 1995 г., когда вступил в силу основной закон о библиотеках, многое изменилось. Сейчас другой технический уровень. Мы работаем над созданием общего электронного каталога, который включает в себя все носители информации. Сотрудничаем с коллегами из Днепра. Вообще, нужен общий каталог по линии: город – область – Украина и далее. Еще в начале 90-х годов не было широкого распространения Интернета, потом он внедрился в нашу жизнь. Мы старались идти вслед за требованиями времени, хотя это не было прописано в законах. В новом варианте закона дается юридическое определение, напимер, что такое электронный документ. Мы это знали, с этим работали, но без четкого законного обоснования. Еще была и есть такая форма работы, как межбиблиотечный абонемент. Это обслуживание читателей с использованием фондов других библиотек. Заказал книгу – получил. Даже если она есть в какой-то другой, удаленной библиотеке. Мы и раньше практиковали это.
r: Вы могли бы четко определить, что лично Вам нравится и не нравится в предложенных поправках к закону о библиотеках?
А. С.: Например, в законопроекте есть четкое определение библиографии. Это нужно каждой библиотеке. Библиография обеспечивает учет изданий документов, касающихся по содержанию определенного района, города. Наш библиографический отдел занимается учетом всех носителей информации, касающихся истории Сум, прошлого, настоящего и возможного будущего. Но строгого определения, что такое библиография и для чего она, до сих пор не было. Теперь, возможно, появится. Еще положительный момент в новом законопроекте – финансирование библиотек. До сих пор библиотеки финансировались по остаточному принципу. В законопроекте четко сказано, что финансирование должно проводиться на уровне, который позволяет библиотеке выполнять поставленные перед ней задачи. Комплектование и пополнение фондов, обновление оборудования, ремонты – все это должно стать предметом государственной ответственности и контроля. В законопроекте есть конкретизирующие статьи, которые придают юридический смысл тому, что мы, собственно, уже делаем. Например, говорится о том, что мы имеем право и должны открывать специализированные библиотеки для определенных категорий читателей со специальной комплектацией литературы, особыми мероприятиями и т.д. У нас уже есть такие. Одна – в Доме природы. Там основная тематика – экология, сад-огород и все сопутствующее. Другая – наш семнадцатый филиал, который акцентирует работу для людей с ограниченными возможностями. Проводятся разнообразные мероприятия: встречи и консультации с юристами, врачами, психологами. Даже выходящие за рамки информационных услуг, как, например, встреча Нового года. Семнадцатый филиал – это наша базовая библиотека в такой работе, мы были первыми в Украине, выиграли грант, закупили компьютеры, к нам приезжали из других городов за опытом.
Не понравилось лично мне то, что новый закон будет касаться только государственных библиотек, тех, которые входят в систему Министерства культуры. Ведь очень много библиотек создано в школах, вузах, на предприятиях – они как бы за кадром.
r: Что принципиально нового обещают дополнения к закону?
А. С.: Например, раньше не было понятия частных библиотек. Они существовали, к нам приходили люди консультироваться по библиотечному делу, по организации, но мы не знаем, как дальше все это развивалось. Сейчас должно быть определено, какие права и обязанности имеют частные библиотеки. В принципе, такие библиотеки могут быть основаны меценатами, международными фондами – любыми официальными структурами. Важный пункт – защита собственности, которая есть у библиотек, – помещений, зданий, приусадебных участков. И еще в дополнениях к закону сказано, что часы работы библиотек должны согласовываться со свободным временем основной массы читателей. Ну, наша центральная библиотека им. Шевченко всегда работала до семи и восьми вечера. Занятые на работе люди приходят после пяти, а пенсионеры идут с утра. Стараемся подстраиваться, сотрудники работают посменно. Но если будет принят новый закон, главное в нем, я повторюсь, это финансировние из госбюджета, гарантирующее библиотекам выполнение своих задач. Конечно, через какие-то подзаконные акты, которые все это конкретизируют, но главное – государственный контроль над выполнением задач.
Алексей Сикорский
Панорама №39-2021