Бюджетная абетка
В 2008 году бюджет города составит 506 млн. грн.
Бюджет г. Сумы этого года как только не называли: напряженным, дефицитным, не идеальным, сложным, социально направленным, бюджетом проедания. Если бы не перевыполнение бюджета прошлого года и возможность «перекрыть» недостачу, его расходы значительно превысили бы доходы.
Как заявила начальник городского финансового управления Светлана ЛИПОВАЯ, доходы городского бюджета составят 506,4 млн. грн. Этой суммы недостаточно даже для минимального покрытия расходов. Чтобы сбалансировать бюджет, в расходной части расписали 15,7 млн. грн. свободного остатка. Эти средства планируют направить исключительно на капитальные расходы: ремонт жилья — 4 млн. грн., благоустройство — 9,4 млн. грн., приобретение техники для коммунальных предприятий — 2,250 млн. грн., финансирование программы по энергосбережению — 60 тыс. грн.
Я его слепила из того, что было…
По сравнению с прошлым годом бюджет увеличился, но не так значительно, как инициативы правительства по увеличению минимальных зарплат, пенсий и других социальных выплат. Львиная часть (367,5 млн. грн.) приходится на социальные выплаты. Эти расходы превышают 80% бюджета, что специалисты считают очень плохим показателем. По мнению Светланы Липовой, нормальная структура бюджета, когда капитальные расходы и социальные составляют 50 на 50.
В нынешнем бюджете учтен индекс инфляции 9,6% и возможное подорожание энергоносителей. Вот только бюджет развития подкачал — всего 9,9 млн. грн. Это, собственно, и все средства на развитие инфраструктуры.
Как-то один из киношных героев весомо заявлял: «Пенсия у меня хорошая. Маленькая, но хорошая». Так и наш бюджет — маленький, но все-таки хороший. Конечно, практически на каждой сессии в бюджет вносятся изменения, и эти цифры к концу года будут иными, есть надежда, что по некоторым доходным статьям будет перевыполнение. Кроме того, все знают, что на март-апрель запланировано внесение изменений в госбюджет, так что бюджетам на местах остается только «построиться и взять под козырек».
Этому дала, этому дала, этому не дала…
В этом году законодательством предусмотрены изменения, касающиеся службы в органах местного самоуправления. Теперь не горсовет будет согласовывать условия оплаты труда сотрудников, а постановления Кабмина. «Постановлением Кабмина нам будет доведена типовая структура и штаты. Сами понимаете, нас ожидает сокращение», — охарактеризовала суть новшества начальник финуправления.
Денег на оплату труда работников образования, медицины, культуры и прочих пойдет больше, а на ремонт, развитие и благоустройство — меньше.
Чтобы понять, какой блеф из себя представляет пресловутая социальная составляющая, достаточно проанализировать стоимость питания и лечения.
Один койко-день в медицинском учреждении профинансируется теперь на «щедрые» 6,36 грн. на медикаменты и 3,57 грн. на питание одного человека. Комментировать не будем. Это при том, что по сравнению с прошлым годом стоимость продуктов не уменьшилась, а увеличилась. Стоимость питания в дошкольных учреждениях — 4,25 грн.
Бюджетные новшества
Бюджет сформирован с учетом нового источника пополнения. С 1 января 2008 г. перечень доходов общего фонда местных бюджетов расширен поступлениями 80% средств, полученных бюджетными учреждениями за сданные в виде лома и отходов золото, платину, металлы платиновой группы, драгоценные камни и 50% средств, полученных за сданные в виде лома и отходов серебро. Ранее эти средства шли в Госбюджет.
В этом году почти в два раза увеличилась сумма изъятия средств в госбюджет. Сумы должны отдать более 27,8 млн. грн., тогда как в прошлом году — только 12,4 млн. грн.
Кроме того, в городском бюджете нынешнего года оговорено, что компенсации и гарантии для почетных граждан города даются в том случае, если их доходы за предыдущий год без учета денежного вознаграждения не превышают величины пяти прожиточных минимумов, установленных законов о госбюджете.
Больше нововведений нет.
Земля и люди
Благодаря принятым горсоветом в 2007 г. решениям в 1,6–1,9 раз увеличилась нормативная оценка земли, которая является базой для земельного налога (1% от нее). Она же служит базой для определения арендной ставки за землю. При применении новых коэффициентов и новой денежной оценке предприниматели должны платить за аренду в 3,7–3,9 раз больше, чем они платили ранее. При увеличенных социальных обязательствах национальной политики подобный нюанс многим может стоить собственного дела.
«Надо отработать так, чтобы мы не задавили наших предпринимателей многократным увеличением ставок», — считает председатель планово-бюджетной комиссии Александр ТЕЛЕЖЕНКО.
По всей видимости, депутаты намерены менять нормативы в действующей методике. «Если бы не пересматривали денежную оценку, методика выполняла бы свою функцию — и экономическую, и регулирующую. Теперь же надо либо перейти, как было в процентах от денежной оценки, или оставить методологию, но по некоторым зонам уменьшить коэффициенты и выровнять до экономически обоснованных», — считает депутат.
Мэр хочет, но не может
Крайне легкомысленно депутаты отнеслись к бюджетным предложениям мэра. Их было много. Практически все они касались жилищно-коммунального хозяйства. Учитывая неудовлетворительное состояние жилого фонда и дорожной сети, мэр предложил все собственные средства направить на коммуналку. 40 млн. грн. — на капитальный и текущий ремонт дорог; 7–8 млн. грн. — на капремонт водопроводов; 4 млн. грн. — на приобретение троллейбусов; 3 млн. грн. — на погашение кредитов и финансовую помощь КП «Электроавтотранс»; 2,5 млн. грн. — на благоустройство городских парков и скверов; 1,5 млн. грн. — для уличного освещения. Не сложилось. Мечте мэра о приобретении нового асфальтобетонного завода, для чего необходимо около 8 млн. грн., уготована та же участь. Денег пока нет, и неизвестно, когда появятся.
Стройки и покупки — 2008
В бюджете заложено 2,25 млн. грн. на приобретение техники для коммунальных предприятий. В частности, планируется выделить 1,5 млн. грн. для приобретения уборочной машины для ГКП «Дорремстрой», 250 тыс. грн. для приобретения вышки для КП «Горсвет». 300 тыс. грн. выделено для приобретения трактора с насадками для КП «Зеленстрой» и 200 тыс. грн. для покупки мусороуборочной машины для КП «Спецкомбинат». По словам Светланы Липовой, впервые эти средства заложены при планировании бюджета. Ранее средства выделялись только после перевыполнения доходной части бюджета.
Кроме того, в бюджете запланировано 100 тыс. грн. для получения кредитного рейтинга, необходимого для проведения займов, 150 тыс. грн. на разработку плана детальной планировки, 150 тыс. грн. — на программы землеустройства.
За счет бюджета развития выделят 150 тыс. грн. для строительства школы №29 на ул. Заливной,25. 250 тыс. грн. направят на строительство спортзала и туалета школы №5 по ул. Доватора; 1,724 млн. грн. — на реконструкцию кровли Александровской гимназии на ул. Дзержинского,5; 1 млн. грн. — на реконструкцию роддома, еще 118,8 тыс. грн. — на реконструкцию акушерско-физиологического отделения; 800 тыс. грн. — на реконструкцию помещений городской больницы №4; 437,5 тыс. грн. — на реконструкцию травмпункта горбольницы №1.
Выделено 894 тыс. грн. финансовой помощи КП «Муниципальный спортивный клуб по хоккею на траве „Сумчанка“».
Комментарии
Председатель планово-бюджетной комиссии Александр ТЕЛЕЖЕНКО:
«Необходимо ввести положение о формировании целевого фонда за счет взносов инвесторов. Закончить разработку и принять на сессии горсовета правила застройки г. Сумы. Разработать Положение и механизм формирования компенсационных фондов в части дополнительного финансирования медучреждений. Разработать и внедрить механизм местного займа с методикой обеспечения гарантий за счет коммунального имущества и локальных земельных участков. Необходимо провести переоценку целостного имущественного комплекса Сумской ТЭЦ, пересмотреть условия договора аренды в части размера арендной платы и поступления в бюджет части прибыли от хозяйственной деятельности ООО „Сумытеплоэнерго“.
Нужно обратить внимание мэра на необходимость разработки ряда городских стратегических планов, касающихся доходной части: транспортную стратегию, стратегию формирования новых городских узлов тяготения, что приведет к определению новых экономико-планировочных зон. А это приведет к пересмотру ставок арендной платы, в том числе за аренду земли и коммунального имущества. Разработать стратегию дополнительного внебюджетного финансирования учреждений здравоохранения за счет средств социальных пакетов работодателей, стратегию равномерного размещения объектов социальной сферы по территории города, что уменьшит транспортную нагрузку. Разработать стратегический план выделения земельных участков для развития, стратегию формирования объединений собственников многоквартирных домов, стратегический план переоценки стоимости объектов коммунальной собственности.
Считаю, что в доходной части бюджет сбалансированный, и если учтем при его формировании предложения комиссии, то доходная часть может существенно увеличиться. Можно добавить 3–4 млн. грн. поступления от доходов физических лиц, чуть-чуть по земле и арендной плате».
Мэр города Геннадий МИНАЕВ:
«Распределение средств на жилищно-коммунальное хозяйство меня более-менее удовлетворяет, но совсем не выделены средства на уборку парков. Повторится та же ситуация, как и в этом году. Опять губернатор будет кричать, что трава не покошена. По Басовскому парку хотели сделать хорошую рекреационную зону.
Асфальтовый завод отвергнут. То, что на 5 млн. грн. увеличилось финансирование капитального и текущего ремонта дорог, радует. Значит, с учетом повышения стоимости на битум, на гранотсев сделаем не меньше, чем в 2007 году. Для меня это важно. На освещение добавлено, и еще добавим. Тех сумм, которые хотел на водоканал и троллейбусное управление, нет, но я буду бороться…
Бюджет — тришкин кафтан. Другое дело, что есть надежда, что мы увеличим доходную часть путем аукционов».
Начальник городского финансового управления Светлана ЛИПОВАЯ:
«Приоритетом бюджета этого года является ЖКХ. В прошлом году на нужды ЖКХ было выделено 33,5 млн. грн. Теперь планируем 40 млн. грн.: на капремонт дорог — 17 млн. грн., капремонт уличного освещения — 1 млн. грн. Капрасходы на озеленение — 600 тыс. грн. — заложены впервые. Понятно, что при такой запущенности и нефинансировании отрасли этого недостаточно. По сути, бюджет в этом году даже с привлечением 15,7 млн. грн. свободного остатка равняется бюджету прошлого года. Бюджет ограничивает наши возможности. Структура неудовлетворительная, хоть он из года в год улучшается».
Управляющий делами исполкома Виктор ВОЛОНТЫРЕЦ:
«То, что мы достигли продажей и арендой земли и имущества, мы финансируем целевые социальные программы государства, а свои внутренние — не можем. Государственные дотации составляют в бюджете 24%. Помню, пять лет назад на заседании Ассоциации городов Украины речь шла о том, чтобы достигнуть 40% субвенций и дотаций из бюджетов при том, что органы местного самоуправления практически на 60% выполняют делегированные полномочия».