Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Бобры и бобрики: загадки Сумщины

714

Какие легенды, истории и факты кроются за названиями населенных пунктов Сумщины
Если развернуть современную карту Сумщины и вдумчиво читать названия больших и мелких населенных пунктов, то глубокое недоумение, переходящее в ступор сознания, гарантировано. А все от некомпетентности нашей, от непонимания того, что многие названия появились во времена, когда и язык был другим, и люди здесь жили совсем непохожие на нас, вот для них все названия были вполне живыми и понятными. В самом деле, уже много сказано о том, что на название нашего города повлияли названия рек, гидронимы Сума и Сумка (Стрелкой реку назвали гораздо позже). Так вот, речки эти текли по этой территории гораздо раньше, чем здесь появился наш прекрасный город. И какой скиф, угро-финн или тюрок впервые произнес что-то похожее на эти привычные нам слова, теперь никто не скажет. Но именно из языков трех упомянутых этносов разные исследователи выводят названия рек и нашего города. Но не будем повторяться о Сумах – посмотрим карту области внимательнее, с увеличительным стеклом. Можно обнаружить кое-что не совсем понятное и даже странное. Например, массу одинаковых или очень похожих названий населенных пунктов в разных углах Сумщины. И происхождение самих слов для современного человека не всегда лежит на поверхности.
Коллекция Бобриков
Любой местный житель не раз слышал название Бобрик, но при этом не всегда понятно, о каком именно селе идет речь. Действительно, сел с таким названием в области четыре с Малым.
Бобрики есть в Роменском и Белопольском районах, плюс еще Московский Бобрик на Лебединщине и самый «главный» — Великий Бобрик в Краснопольском районе, знаменитый своим целебным источником в урочище «Образ». Церковные предания говорят о том, что несколько веков назад там была найдена чудотворная икона. Люди исцеляются до сих пор, есть свидетели-современники. Рядом находится еще Малый Бобрик, но он относится к тому же сельсовету, поэтому в наш список не вошел. Сразу скажем, что к модной стрижке 60-х гг. эти названия не имеют никакого отношения, так же как и к бобриковым шубам. Шубы, между прочим, шьются совсем не из маленьких бобров, а из меха особого кролика породы рекс королевский, которого еще прозвали шиншилловым. Когда в наших краях стали появляться Бобрики как населенные пункты, об этом звере еще никто не слышал. А названия эти села получили по наименованию двух рек-тезок. Две речки Бобрик протекают по территории Сумщины, одна — приток Сулы, этот Бобрик покрупнее; другая река Бобрик впадает в Псел, она помельче, но тоже упомянута в Экологическом паспорте Сумщины по состоянию на 01.01.2017 г. Вот от названий этих речек и пошли названия сел — та же история, что с Сумой и Сумами. А сами реки названы уже в честь облюбовавшего их с глубокой древности зверя — уважаемого бобра. По крайней мере, Украинская Советская Энциклопедия утверждает, что «Бобрик» – очень древнее славянское название. В самом деле, Бобрики — реки и населенные пункты — есть в Белоруссии и России, но Украина — мировой чемпион по Бобрикам — восемь населенных пунктов с таким названием, а Сумщина — чемпион Украины — четыре Бобрика — наши. Упоминания о селах справочники датируют XVI – XVIII веками, а реки протекали по этой земле еще со времен окончания последнего ледникового периода. В Сумах даже есть хоккейная команда – «Сумские бобры».
Слобожанские Слободы
Как же на Слобожанщине да без Слобод? Сел с таким названием на Сумщине достаточно, но с вариантами. Есть просто село Слобода в Бурыньском районе, но там же существует еще и Червоная Слобода, а еще одна Червоная Слобода — в Недригайловском районе. Если верить современной Википедии, то слово «Червоная» является тупым переводом советских времен названия «Красная Слобода». А называли так населенные пункты вне всякой связи с коммунистической идеологией — просто красным в старину называли все красивое. Ну а почему «Слобода», думается, объяснять не надо, у нас все вокруг исконно слободское, слобожанское. Свободной или «слободной» жизни искали люди, вот и селились здесь. Оправдывались ли надежды — другой вопрос. Слобода, которая в Бурынском районе, уже в XVIII в. принадлежала князьям Голицыным, что подтверждается письмом Александра Голицына, в котором он поручает заботу о судьбе своих земель со всеми обитающими на них крестьянами – отнюдь тогда не свободными — некой Варваре Челищевой. В Курском областном госархиве сохранилось также «Дело о спорной земле между крестьянами с. Попова Слобода Путивльского уезда Н. З. Колбасой и его дядей М. К. Колбасой». То есть не обрели мужики ни свободы, ни мира.
Свои «Катынь» и «Хатынь»
Самое знаменитое «слободское» село Сумщины — Новая Слобода под Путивлем, одно из самых крупных сел Сумщины. В отличие от других упомянутых сел, люди здесь жили еще с IV тысячелетия до н. э. Найдены следы времен неолита и бронзы, городище скифских времен. Путивльские краеведы рассказывали, что эти места вообще были густо заселены скифами-земледельцами. В 1593 г. к Молченскому монастырю в Путивле был приписан поселок Слобода — это первое упоминание села в документах. В 1653 г. крестьян приписали к Софрониевской пустыни. С середины ХVIII века село называется Новая Слобода. Оба монастыря играли огромную рольне не только в духовной, но и экономической жизни села, все-таки «приписать» – термин очень мягкий, мы прекрасно понимаем, что это означает статус, со свободой – «слободой» – не имеющий ничего общего. Софрониевский монастырь, или, правильнее , Софрониевско-Молченская Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь, находится в непосредственной близости от села. Этот комплекс разрушали, из материала строили колхозные коровники, в начале 2000-х гг. пошел обратный процесс — кирпичи, оставшиеся от разрушенных коровников ,стали использовать для восстановления монастырских построек. Сейчас монастырь постепенно возрождается, многое отстроено заново, но фронт восстановительных работ по-прежнему открыт. Еще одна страница из истории села, которую долго предпочитали не вспоминать, очень трагична. Во время Второй мировой войны, 7 июля 1942 г., оккупанты (в основном венгры) провели здесь массовую карательную акцию, в ходе которой были убиты 586 жителей, в основном – дети, женщины и старики. Еще живы сельчане, которые чудом тогда спаслись. Причина совершенного зверства была стандартной — помощь партизанам. Или подозрение в этом. Люди не очень охотно рассказывают, что партизаны наведывались в село действительно часто и отказать им в «гостеприимстве» было сложно. Впрочем, мы при этом не присутствовали, не будем утверждать однозначно. Но вот, оказывается, и Хатынь на свете не одна.
Другие «тезки» и курьезы
При том, что на территории Украины имеются три Чернетчины, на Сумщине расположены две просто Чернетчины — в Краснопольском и Ахтырском районах и вдобавок Великая Чернетчина – под Сумами. А есть еще и Малая Чернетчина, примыкающая к с. Токари. Этимология названия подсказывает, что все эти села были связаны с монастырями, ведь «чернец» – это монах. По крайней мере, около Великой Чернетчины точно существовал монастырь, теперь — только храм Иоанна-Богослова. Монастыри на Сумщине активно упразднялись в процессе правления Петра I и Екатерины II. Не то чтобы державные особы были против религии как таковой, но они старались укрепить церковную дисциплину, влиять на церковь и главное — прибрать к рукам накопленное ею имущество.
Многие населенные пункты имеют «однофамильцев» не только на Сумщине, но и в Украине и за ее пределами. Да и все замечательные названия не перечислишь. Есть у нас, например, села с названиями, которые объяснить трудно: Чемодановка, Бочечки, Кузьки, Раковая Сечь, Слоут и т.д. Но об этом мы расскажем как-нибудь в следующий раз. К сожалению, не все истории сел прослежены и записаны, хотя кое-где этим занимаются краеведы-патриоты, собирающие сведения о малой родине по крохам.
Алексей Сикорский, “Панорама” №4