Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Bach-fest в Сумах традиционно собирает аншлаги (Фото)

169

Этот фестиваль давно стал известным среди профессиональных музыкантов, исполняющих музыку барокко и немало поспособствовал славе нашего небольшого города как одного из центров музыкальной культуры. Это уже 23-й Bach-fest в Сумах и 56-й из организованных общественной организацией “Органум”. Всего в этом году в программе фестиваля семь концертов, и к концу прошлой недели три из них уже состоялись.

“Те, що Бог вирішив дати нам у слові, написано в Біблії, а те що Він вирішив в словах не втілювати, дано нам в музиці. Зокрема, в музиці Баха”, – Орест КОВАЛЬ, продюсер фестивалю

Первым в зале Областной филармонии выступил уже известный по прошлым фестивалям музыкант из Польши Марек ТОПОРОВСКИЙ. Он собрал аншлаг, его исполнение высоко оценили профессиональные музыканты, да и простые любители настоящей музыки тоже прониклись. Музыкант исполнил произведения И.С. Баха. Марек Топоровский исполнил для сумских слушателей ряд произведений французских композиторов Ж. Дюфли, Ж. Ф, Рамо, Ф. Куперена и чешского композитора Я. Дусика. Об уровне мастерства Марека Топоровского может свидетельствовать и то, что он является лауреатом Национального конкурса органистов в Жешуве – 1981 г. и Национального конкурса клавесинистов им. В. Ландовского в Кракове -1985 г. Преподает в Катовицкой академии музыки. Совершенствовался на мастер-классах как органист и клавесинист во Франции, Германии и Польше. На этом концерте Марек Топоровский играл на трех инструментах попеременно: на клавесине, органе и рояле. В нашей филармонии ему еще пришлось поучаствовать и в техническом обеспечении концерта — двигал клавесин туда-сюда вместе с продюсером фестиваля Орестом КОВАЛЕМ.

Золотые, музыкальные руки, но не белоручка. Второй концерт фестиваля состоялся 15 октября. В том же зале выступал и музыканты из Одессы – «Прахт-ансамбль». Коллектив довольно молодой, основан в 2014 г Андреем Прахтом, композитором и клавесинистом. Его состав: Елена Рихтер – сопрано, Ирина Лукьянчук – мандолина, Анна Лукацкая – флейта, Дмитрий Земский — лютня, Владимир Борисенко – контрабас. Характерно то, что старинную музыку музыканты исполняли на аутентичных инструментах и в исполнении старались донести изначальное звучание музыки барокко. Ансамбль занят поиском забытых шедевров и также знакомит слушателей с творчеством современных композиторов. Особое внимание музыканты уделяют культурному воспитанию молодежи, поэтому «Прахт-ансамбль» часто выступает в учебных заведениях перед молодой публикой.

Два первых концерта фестиваля были благотворительными, вообще таковыми запланированы пять из семи. Деньги от продажи записанных компакт-дисков будут использованы для помощи раненым бойцам АТО — музыка музыкой, а война н отпускает. Это понимают и сумчане, и музыканты, приглашенные на фестиваль.

Времена меняются, а музыка вечна. Уже 23-й Bach-fest в Сумах и 56-й из организованных общественной организацией “Органум”

Третий из состоявшихся концертов прозвучал в католическом храме Рождества Пресвятой Богородицы. Скрипач из Киева Кирилл СТЕЦЕНКО, внук легендарного украинского композитора с такими же именем и фамилией. Львовянин по рождению, закончил Киевскую ССМШ им. М. Лысенко, Киевскую консерваторию им. П. Чайковского, лауреат Всеукраинского конкурса скрипачей им. М. Лысенко 1974 г. и Всесоюзного конкурса скрипачей 1977 г. Работал солистом Ровненской областной филармонии, дал более трех тысяч концертов по всему миру. Это не просто талант, это огромная энергия. В Сумах Кирилл Стеценко исполнял произведения И. С. Баха, которые именно в храме звучали особо мощно. Хотя музыкант говорил, что находит в этой музыке барокко некоторые джазовые ассоциации и некоторые намеки на блюзы Led Zeppelsn, и другую музыку, к эпохе барокко никак не относящуюся. Его игра — сочетание артистизма и глубокого интеллекта.

Как благотворительный концерт в программе обозначен не был, но добровольные пожертвования для помощи раненым украинским воинам пришедшие на концерт все-таки собрали. Увы, приходится сочетать в жизни высокое искусство с грубой реальностью и правильно реагировать на то и это.