Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Ас из асов

118

Легенда Второй мировой войны, трижды Герой Советского Союза, маршал авиации, самый результативный советский летчик-истребитель, на счету которого 62 сбитых немецких самолета и ни единого ранения… Иван Никитович КОЖЕДУБ, наш земляк.

Эльвира Мамонтова

Ваня был пятым, самым младшим ребенком в бедной крестьянской семье, нежданным «последышем», родившимся после большого голода. Официальная дата его рождения, 8 июня 1920 г., неточна: де-факто — 6 июля 1922 г., т.к. два года были очень нужны, чтобы поступить в техникум.

Досье

Иван Кожедуб родился в Украине в селе Ображиевка ныне Шосткинского района Сумской области в крестьянской семье. Первые шаги в авиации сделал, занимаясь в Шосткинском аэроклубе. С 1940 г. — в рядах Красной Армии. В 1941 г. окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, в которой начал службу в должности инструктора.

В 1964–1971 гг. — заместитель командующего ВВС Московского военного округа. С 1971 г. служил в центральном аппарате ВВС, а с 1978 г. — в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1985 г. И. Н. Кожедубу присвоено воинское звание маршал авиации. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2–5 созывов, народным депутатом СССР.

Награждён двумя орденами Ленина, семью орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденами «За службу Родине в Вооружённых силах СССР» 2-й и 3-й степени, медалями, иностранными орденами и медалями.

Скончался 8 августа 1991 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Бронзовый бюст установлен на родине в селе Ображиевка. Его Ла-7 (бортовой №27) экспонируется в музее ВВС в Монино.

Отец его был незаурядным человеком. Разрываясь между фабричными заработками и крестьянским трудом, он находил в себе силы читать книги и даже сочинять стихи. Человек религиозный, тонкого и взыскательного ума, он был строгим и настойчивым воспитателем: разнообразив обязанности сына по хозяйству, он приучил его к трудолюбию, упорству, исполнительности. Как-то отец, невзирая на протесты матери, стал посылать пятилетнего Ивана сторожить ночью сад. Позднее сын спросил, к чему это: воры тогда были редки, да и от такого сторожа, случись что, мало было бы проку.”Приучал тебя к испытаниям”, — таков был ответ отца.

К шести годам по книжке сестры Ваня выучился читать и писать, а скоро пошел в школу. После окончания семилетки он был принят на рабфак Шосткинского химико-технологического техникума, а в 1938 г. судьба привела его в аэроклуб. Нарядная форма учлетов сыграла в этом решении отнюдь не последнюю роль. Здесь в апреле 1939 г. Кожедуб совершил свой первый полет, испытав первые летные ощущения.

Красоты родной земли, открывшиеся с полуторакилометровой высоты, произвели на любознательного юношу сильнейшее впечатление. В Чугуевское военное авиационное училище летчиков в начале 1940 г. Иван Кожедуб был принят, где последовательно прошел подготовку на УТ-2, УТИ-4 и И-16. Осенью того же года, совершив два чистых полета на И-16, он, к своему глубокому разочарованию, был оставлен в училище инструктором.

Боевая судьба

Он много летает, экспериментирует, оттачивает пилотажное мастерство. «Было бы можно, кажется, не вылезал бы из самолета. Сама техника пилотирования, шлифовка фигур доставляли мне ни с чем не сравнимую радость», — вспоминал Иван Никитович.

“Точный маневр, ошеломляющая стремительность атаки и удар с предельно короткой дистанции”, — так Кожедуб определял основу воздушного боя

Поздней осенью 1942 г. после многочисленных просьб и рапортов старший сержант Кожедуб в числе других инструкторов и выпускников училища был направлен в Москву на пункт сбора летно-технического состава, откуда попал в 240-й истребительный авиационный полк.

Свой первый бой Кожедуб провел из рук вон плохо. Вылетев на боевое дежурство над собственным аэродромом в один из мартовских дней 1943 г. со своим ведущим младшим лейтенантом Габуния, Кожедуб потерял его из виду сразу же после взлета, потом чуть не потерял ориентировку, увидел группу «Мессершмиттов-110» и решил атаковать их, но во время атаки был подбит немецкими воздушными охотниками, попал под обстрел собственных зениток и едва посадил свой израненный «лавочкин».

И только во время 40-го боевого вылета на Курской дуге, сам уже став «батей» — заместителем комэска, в паре со своим неизменным ведомым В. Мухиным Кожедуб сбил своего первого немца — бомбардировщик «Юнкерс 87». Уже на следующий день сбил второй, а 9 июля сбил сразу два истребителя Me-109. Первое звание Героя Советского Союза Кожедубу было присвоено 4 февраля 1944 г. за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника.

Взыскательный и требовательный к себе, неистовый и неутомимый в бою, Кожедуб был идеальным воздушным бойцом, инициативным и исполнительным, дерзким и расчетливым, отважным и умелым — рыцарем без страха и упрека. Он был рожден для боя, жил боем, жаждал его.

Три Звезды Героя

За войну он сменил шесть «лавочкиных», и ни один самолет не подвел его. И он не потерял ни одной машины, хотя случалось гореть, прилетать с пробоинами, садиться на усеянные воронками аэродромы.

С мая 1944 г. Иван Кожедуб воевал на Ла-5ФН (бортовой №14), построенном на средства колхозника-пчеловода Сталинградской области В. В. Конева. В августе 1944 г. он был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка и стал воевать на новом истребителе Ла-7. Второй медали «Золотая Звезда» Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 г. за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолетов противника.

К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени — гвардии майор, летал на Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника. Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2 FW-190, Кожедуб провёл в небе над Берлином. За всю войну Кожедуб ни разу не был сбит. Третью медаль «Золотая Звезда» Кожедуб получил 18 августа 1945 г. за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленные на фронтах войны.

После войны

После войны гвардии майор Кожедуб продолжил службу в 176-м гиап. В конце 1945 г. в монинской электричке он встретил десятиклассницу Веронику, которая вскоре стала его женой, верным и терпеливым спутником всей жизни, главным «адъютантом и помощником».

В 1949 г. он окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию, в 1956 г. — Военную академию Генерального штаба. Во время войны в Корее командовал 324-й истребительной авиационной дивизией (64-й истребительный авиационный корпус). Но самому ему летать запретили. За год боёв лётчики дивизии сбили 239 самолётов противника.

До 1970 г. Иван Никитович регулярно летал на истребителях, освоил десятки типов самолетов и вертолетов. Последние полеты он совершил на МиГ-23. С летной работы ушел сам и сразу. С должности командующего ВВС Московского военного округа он вернулся на должность Первого заместителя начальника Управления по боевой подготовке ВВС, откуда был переведен почти 20 лет назад. Безупречный воздушный боец, летчик и командир, офицер, беззаветно преданный своему делу, Кожедуб не обладал «вельможными» качествами, не умел и не считал нужным льстить, интриговать, лелеять нужные связи, замечать смешную, а порой и злобную ревность к своей славе.

Последние годы жизни Иван Никитович тяжело болел: сказывались напряжение военных лет и нелегкая служба в мирные годы. Он умер у себя на даче от сердечного приступа 8 августа 1991 г.