Уроки истории: От требований пролетариата до презентации капитала
Первомай в Украину пришел не с индустриальных Юзовки или Екатеринослава, а «цехового» Львова. Да и колоны протестантов в те времена возглавляли рабочие, а не работодатели, как сейчас
Самым пролетарским городом в Украине надо называть не шахтерский Донецк или машиностроительные Днепропетровск с Запорожьем, а, казалось бы, далекий от проблем индустриализации Львов. Именно там впервые в Российской империи колоны протестантов прошлись перед мэрий с «трудовыми» требованиями.
С некоторой натяжкой можно утверждать, что празднование Первомая учредил царь Петр Алексеевич. Первый российский император не только перевел календарь на европейский лад, но и решил, что фейерверки необходимо запускать и 1-го января (Новый год), и 1-го мая – день, когда якобы заложен первый камень на месте будущего Санкт-Петербурга.
По прошествии боле полутора сотни лет на другом конце глобуса случилось то, что побудило граждан выходить на маевки, нести красные знамена и транспаранты с кричащими лозунгами. В 1886 году, в американском городе Чикаго 1-го мая началась забастовка рабочих, которые требовали восьмичасовой рабочий день (некоторые из протестующих работали и по 15 часов в сутки). Акция протеста переросла в столкновение с полицией, беспорядки продолжались четыре дня (на что следует обратить внимание отечественным работодателям, которые и на два дня отпускают своих подчиненных с небольшой охотой).
Кстати, столь любимых современными демонстрантами алых стягов тогда в Чикаго было относительно немного. Преимущественно протестанты шли под черными флагами анархистов и черно-красными флагами анархо-синдикалистов.
Теперь о Львове. Именно в этом городе впервые в истории городов, входивших в состав бывшего Советского Союза, в 1890 году произошло празднование Дня международной солидарности трудящихся. Мероприятие состоялось не на забытых Богом и людьми окраинах, а во дворе Ратуши, где тогда, как и сейчас, располагался муниципалитет. В митинге участвовали пять тысяч человек. При этом учтем, что заводов в городе на то время было не так уж много, да и все население Львова тогда не дотягивало до 300 тысяч.
Праздновать Первомай Львов начал на год раньше Питера или Москвы. Но в городе есть еще один день, который мог бы составить конкуренцию чикагскому мероприятию. 14 апреля 1936 года польская полиция расстреляла 50-тысячную демонстрацию безработных, возглавляемую Владиславом Козаком. Тогда народу погибло намного больше, чем в Чикаго – около ста человек.
Львовянам пришлось бы удовлетвориться лишь барельефами о событиях тех давних лет и жертвах Первомая. Однако, сегодня в столице Галичины 1–го мая празднуют день батяра. Другими словам – день шалопая или хулигана. Найти соответствующий термин в русском языке трудно. Можно даже сказать, что батяр – это асоциальный элемент (но с романтическим флером).
Официальный сайт городского совета гласит: «Батярство имеет все шансы в ближайшее время стать молодежным мейнстримом, поскольку уже сейчас этим явлением заинтересовались вне границ Львова, поэтому оно перестает быть лишь региональным». Таким образом, похоже, местные власти хотят в будущем отобрать историческую славу Чикаго в контексте первого мая.
Однако пока в этот день Украину будет сотрясать не пение батярских песен, а марш колон наемных рабочих. Которые с важным видом возглавят работодатели и мультимиллионеры. Дабы самим присутствие на Первомае подтвердить свой статус влиятельного человека в этой стране.
www.comments.ua