Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Коллекционеры по разрешению

123

Новый законопроект Банковой грозит создать трудности для коллекционеров: им нужно получать разрешение на коллекционирование, платить налоги, а отобрать у них ценности можно будет через суд.
О том, что с охраной историко-культурных ценностей в Украине дело обстоит не так и благополучно, не говорит только ленивый. Эту сферу то и дело сотрясают скандалы, связанные с теневым оборотом культурных ценностей, кражами, поделками и незаконным вывозом ценных раритетов. Не будь в этой сфере хаоса, безответственности и неразберихи, не случился бы и неприглядный международный конфликт вокруг памятников трипольской культуры из коллекции “Платар”. Пока Анна Герман сокрушается по поводу неправомерного вывоза уникальных экспонатов за границу, а представители “Платара” и принимающая американская сторона доказывают обратное – в недрах Администрации президента созрел законопроект, который еще больше запутает и без того непростую ситуацию с охраной культурного наследия.
Сейчас уже трудно сказать, то ли история с “Платаром” дала этому толчок, то ли “Платар” был выбран в качестве показательной иллюстрации, то ли это простое совпадение, но в Администрации президента решили всерьез заняться охраной культурного наследия, результатом чего стало появление на свет нового проекта закона “О национальном культурном наследии”. Надо полагать, его создатели исходили из самых лучших побуждений. Во всяком случае, в преамбуле документа они достаточно высокопарно записали желание “защищать традиционный характер среды существования в интересах нынешнего и будущего поколений”. Также в законопроекте есть упоминание о том, что “охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти и органов местного самоуправления”. Но остается открытым вопрос, насколько это удалось творцам законопроекта? Да, новый закон выдержан в духе последних законодательных инициатив Банковой, в которых повышается разрешительная, контролирующая и распределительная роль государства. Но попытки регулировать такой сложный процесс, как коллекционирование (а фактически немалая часть законопроекта отведена именно ему) культурных раритетов, может иметь последствия, совершенно противоположные заявленным. Например, государство берет на себя право разрешать или запрещать коллекционную деятельность, в первую очередь в коллекционировании предметов археологии. Оно также достаточно категорично заявляет о своем праве в ряде случаев конфисковывать объекты коллекционирования. Проект больше похож на ультиматум, и совершенно непонятно, почему его создатели считают, что коллекционеры будут играть по совершенно невыгодным для них правилам, а не уйдут в тень?
Оставим в стороне, такие риторические вопросы, как способность государства доказать археологическую природу артефактов, как понятийная нетождественность “предмета старины” и “археологического предмета”, как защита прав добросовестных приобретателей коллекционных предметов и мн. др. Поставьте себя на место коллекционера, приобретшего какие-то предметы, имеющие культурную ценность, который вдруг узнает, что по новому закону он должен оформить разрешение на владение этими предметами в ближайшем органе по охране культурного наследия? Причем перед этим он должен (согласно статье 58 законопроекта) сдать эти предметы на предмет государственной регистрации и денежной оценки, в противном случае не заявленные к регистрации предметы будут считаться незаконно приобретенными и изыматься согласно решению суда. Не больше и не меньше. Остается только представить, с какими сложностями столкнутся коллекционеры, которые захотят выставить свои собрания в иностранных музеях и сколько тонн бюрократической макулатуры им нужно будет для этого согласовать, собрать и подписать. К чему все это приведет? Насколько мы можем судить по украинским реалиям, к появлению бюрократических структур, ведающих всевозможными разрешениями на создание коллекций, а также на право иметь в их составе те или иные предметы. Именно так: что можно хранить в коллекциях согласно той же статье 58 законопроекта
также будет определяется органами охраны культурного наследия(!). Так что никто не застрахован от возникновения таких ситуаций, когда разрешения на вашу коллекцию (хоть бы она находилась в вашей собственности уже двадцать лет) могут и не дать.
Первый прогноз действия такой системы – будет разработана такая система регистрации со всевозможными справками, актами и тому подобными бумагами, которую практически невозможно реализовать. Зато со временем рядом с нашими бюрократами появятся фирмы-прилипалы, которые будут давать все разрешения за определенную плату. С появлением же посреднических фирм, любую идею в нашей стране можно считать благополучно похороненной, так как со временем они входят во вкус, торгуя разрешениями направо и налево. Таким образом, как это часто бывает в Украине, ситуация с учетом и охраной культурных ценностей остается в том же удручающем состоянии, как и была до этого.
Кстати, о налогах. Как мы помним, теперь каждый коллекционер должен будет в течение месяца после принятия закона не только получить разрешение на владение предметами археологии, но и сделать денежную оценку своей коллекции. И вот почему это надо: теперь коллекционирование облагается налогами! В законе “О национальном культурном наследии” целый раздел из пяти статей посвящен вопросам налогообложения археологических коллекций. Им вводится ставка налога на владение и пользование археологическими предметами в размере 0,1 процента от их денежной оценки. Не правда ли было бы более логично, если бы государство, которое само не в состоянии защищать государственные коллекционные собрания, наоборот, стимулировало бы частных коллекционеров путем “вычетов из налогообложения”… Но логики здесь искатьбессмысленно, зато еще одна статья, 75-я снова-таки угрожает за неуплату этого налога аннулировать разрешение на владение и пользование археологическими предметами и коллекциями и их изъятие.
Не беремся оценивать экономическую адекватность подобного предложения, отметим только тот факт, что те немногие коллекционеры, которые захотят играть в эту игру с государством, окажутся перед дилеммой: занижать стоимость своих экспонатов с целью оптимизации налоговых выплат и как следствие, занижать стоимость и уровень коллекций в целом, либо же платить высокие налоги за владение коллекциями, которые они не смогут самостоятельно развивать, формировать и выставлять.
Нет, скорее всего сотрудники Администрации президента, разрабатывавшие этот законопроект, не хотели никому зла. Возможно, они считают коллекции “предметами роскоши”, о повышении налогов на которые в последнее время не говорил только ленивый. Идея собирать налоги на ровном месте, могла показаться привлекательной. Обидно только, что в новоявленном законопроекте нет духа партнерства между государством и коллекционерами, зато присутствует откровенная барщина и диктат. Создается впечатление, что вместо борьбы с теневым оборотом антиквариата и вместо противодействия “черным археологам”, получился законопроект, который ущемляет права легальных коллекционеров, делает их “отщепенцами” и загоняет в тень.
Как бы там ни было, остается еще надежда на то, что президент все-таки пересмотрит самые неоднозначные формулировки законопроекта до его внесения в парламент. К подготовке законопроекта, как минимум, необходимо привлечь тех людей, которые имеют непосредственное отношение к коллекционированию, а как максимум, привлечь грамотных экспертов из стран, в которых эффективно защищают собственное культурное
наследие.
Честно говоря, трудно найти какой-то смысл в радикальном закручивании гаек в пользу государства, в столице которого уже шестой год не могут найти места для выселенного из помещения “Музея истории Киева”…

Павел Донской

www.podrobnosti.ua