Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Аргумент кино

218

Гоголь и Дьявол / Жириновский Сделал Пришивание / Украина-Русь. Украденные Имена / За Что Нас Не Любит Россия?

Евгений Положий
специально для читателей

Интересно, сколько раз переворачивается Николай Васильевич Гоголь в гробу во время показа фильма «Тарас Бульба»? Раз десять, не меньше. Минимум столько вольностей в отступлении от сюжета романа наблюдается в одноименном фильме, который при аншлагах демонстрируется сейчас в украинских кинотеатрах. Авторы должны были заявить этот фильм как снятый «по мотивам романа Николая Гоголя», но никак не «по роману Николая Гоголя», как они заявили, хотя бы затем, чтобы сохранить потустороннее спокойствие великого писателя. Его и так часто тревожили после смерти. Но не написали, и таким образом Николаем Гоголем теперь можно прикрыть все, что происходит совсем в другом художественном произведении.
Дьявол, как известно, прячется в деталях.

Любопытно, что примерно в одно время с премьерой «Бульбы» Украину заполонили билборды, на которых изображена карта Российской Федерации в границах Советского Союза. «Проект Россия» написано на билбордах. Наверное, нет смысла спорить с тем, что такие вещи случайно не происходят. Это действительно проект, идеологическая атака наших друзей, братского славянского народа, миролюбивых соседей, выступающих за прагматичные отношения между двумя государствами и т.д. Горькая ирония, звучащая в этих словах, к сожалению, нивелируется горькой иронией истории. Мы смотрим фильм, снятый бывшим украинским режиссером Бортко на деньги телеканала «Россия», с актерами-украинцами в главных ролях по произведению великого украинца, который писал на русском языке. В такой ситуации мы должны радоваться тому, что за билет в кино платим гривнами, а не рублями. «Тараса Бульбу» хотел снимать Ежи Гофман, снявший «Огнем и мечом», к Виктору Ющенко обговаривать детали своего «Бульбы» приезжал Жерар Депардье, но в итоге стопроцентно наш украинский сюжет реализовал российский коммунист Бортко.

Впрочем, партийная принадлежность и смена гражданства не мешала режиссеру реализовывать до сих пор свой уникальный талант — потрясающие экранизации «Мастера и Маргариты», «Собачьего сердца» и «Идиота» тому свидетельство. Однако, как показывает практика, Булгаков – это Булгаков (хотя, однако, тоже киевлянин), «Мастер…» — это «Мастер…», а Гоголь и «Тарас Бульба» — это совсем разные задачи. К сожалению, очень хороший с точки зрения кинематографии фильм портит идеологическая составляющая, ошибочно, но не случайно заложенная в него авторами. То, что режиссер Бортко вслед за своими идеологическими товарищами-имперцами Жириновским и Зюгановым (компания, однако, дружно вставшая на защиту режиссера) повторяет «Мы – один народ!», еще полбеды. Хотя кто такие эти «мы», так и непонятно, а в устах сына юриста и внука раввина совсем уж путает карты. Беда заключается в том, что, прикрываясь прямыми цитатами Гоголя, перенесенными без соответствующего комментария в современный контекст, фильм создает ошибочное представление об исторических реалиях того времени. А значит, и нашего. Речь прежде всего идет об использовании этнонима «Русь», который так часто употребляют в книге и фильме запорожские казаки. У девяти из десяти современных украинцев он вызывает только одну стойкую ассоциацию, фундаментально усиленную огромным логотипом телеканала «Россия» в самом начале сеанса (чтобы никто и не сомневался), а именно – Российскую Федерацию. Более того, режиссер и не скрывает, что толкует историю именно так – Украйна для него как Полтавщина или Слобожанщина, т.е. не государство, не суверенная территория, а название местности, которая является неотъемлемой частью России-Руси. Но историческая правда, подкрепленная многочисленными письменными источниками, говорит нам о том, что в XVI веке, когда, по фантазии Гоголя, и происходили события романа, никакой России не существовало и близко. Была Московия, Московское царство, в котором смешались мордва, мерь, чудь, моксель и другие финно-угрские народы с татарами и славянами, и называться Русью им и в голову не могло прийти. Потому что Украиной-Русью называлась территория современного государства Украина, а жители ее от Карпат до Дона идентифицировали себя как русичи. Именно этот смысл вкладывал Николай Гоголь в слово Русь, а иного и не могло быть в то время! И именно это нужно рассказывать и объяснять украинцам, которые да, что правда то правда, это самоназвание приняли только в конце XIX-начале XX вв. Потому что у нас отняли не только национальное самосознание, язык, но и имя. Наши предки были русинами (русичами), но не русскими! Это очень важный момент — следует отличать имя существительное (кто?) от имени прилагательного (чей?). А мы теперь – украинцы. За этой темой идет огромный исторический спор, который имеет прямой геополитический подтекст. Но нам стоит помнить: именно в Киеве возле исторического музея лежит камень, на котором написано: «Отсюда есть пошла земля руская». И что именно Киев – отец городов русских. И что именно в Киеве была первая и потому самая главная митрополия, подлым образом потом перевезенная в Москву и нечестно отобранная. За это и идет геополитическая война – за славянское первопрестолие. И пока Киев стоит, Москве не будет покоя.

А фильм, в принципе, если убрать всю эту фальсификацию, очень даже хороший. Не такой, конечно же, сильный, как «Огнем и мечом» Гофмана, но намного лучше нашего маразма «Богдан Хмельницкий». Отлично показано запорожское казачество, какие типажи — эх, жаль, что все не в ту копилку! Богдан Ступка положительно хорош, да и вообще, там, где сохранены гоголевские диалоги, там, где Гоголь цел по размаху и по духу, фильм просто великолепен, но там, где его «причесывали» под правильный идеологический посыл, – извините, это совсем другой уровень. Наверное, в режиссере до последнего момента боролись художник и политик, в результате последнему несколькими эпизодами удалось превратить возможный шедевр во всего лишь хорошую агитку.

Социологические опросы говорят о том, что россиян не любит около 8% украинцев, в то же время украинцев не любит более 50% российских подданных. Еще пять лет назад эта цифра была в три раза меньше. Что же произошло, что мы им сделали, за что нас так невзлюбили? Не Ющенко-Тимошенко, а именно простых украинцев — простые россияне? В принципе, их можно понять и нужно пожалеть. Потому что это – не они, это – телевизор. Ужасные потоки дезинформации об Украине, которые обрушиваются на головы россиян, другого результата принести и не могут. Они ведь теперь совершенно искренне убеждены, что украинцы – их враги. Скажите, кому-нибудь из нас в голову может прийти такой идиотизм относительно россиян? Уверен, что только крайне немногим крайне психически неуравновешенным типам, делающим на «образе врага-москаля» неплохой гешефт.

Теперь Россия и ее «проект» с экранов и билбордов хотят убедить украинцев в одном бесспорном, на российский взгляд, факте – украинцев нет, не было никогда и уж точно поэтому не будет. Это война, на которую нужно отвечать точно такими же методами. А вы представьте в центре Москвы билборд с картой Киевской Руси «от Сяна до Дона» с надписью «Проект Украина». Это невозможно. Через два часа все причастные и стоявшие рядом летели бы спецрейсом в Магадан. А у нас – стоят. И никто никуда не едет. И никто ничего не снимает. Кроме «Свободы», «Свободы слова» и другой политической шелухи.

Что же, как правильно написала моя коллега, за неимением украинского будем смотреть российское. Однако интересно получается: Польша свою версию сняла (кстати, намного более национально толерантную), Россия тоже. Что же, пора Украине через пару лет давать свой ответ. Останется ли кому его давать, вот в чем вопрос.

Будьте приветливы, со светлым вас праздником. Жизнь прекрасна!