В сложное время на должность начальника участковых инспекторов назначили женщину
Когда пришло время пенсии, подполковник милиции Ольга ВАКАЛ решила службу не оставлять. Сейчас она занимает должность старшего инспектора по работе с обращениями граждан в милицию. О своей работе говорит скромно: мол, ничего особенного. А в 1996 г. Ольгу Алексеевну знали во всей Украине как единственную женщину-начальницу участковых инспекторов милиции. И подчинялись ей тогда около 500 мужчин!
Работа – праздник
Ольга Алексеевна рассказала, что в милицию пришла служить поздно — в 30 лет: «Если бы раньше я знала о милиции больше, то пришла бы служить сразу после окончания педагогического института».
О праздновании 8 Марта говорит с улыбкой: «Конечно, все мои подчинённые старались поздравить меня с этим праздником — присылали открытки, звонили, а многие приходили в отдел с цветами. Букеты были такими красивыми, что я замечала в глазах других женщин управления огоньки зависти. Особенно мне запомнились огромные розы — белые с фиолетовым оттенком. Люди ко мне очень хорошо относились, наверное, потому что я и сама их любила и обожала свою работу».
По словам Ольги Вакал, руководить таким количеством мужчин было и тяжело, и легко. Тяжело — потому что на службе требовалась полная самоотдача. Легко — потому что за плечами уже был опыт работы с людьми. «На должность начальника отдела меня назначили не сразу — сначала была заместителем. Но так получилось, что начальник участковых, проработав около двух месяцев, заболел, пошёл на больничный, а потом на пенсию», — вспоминает она.
Быть начальником
Ольга Вакал призналась, что страха перед работой она никогда не испытывала: «К началу вступления в должность я уже была подполковником милиции, проработав несколько лет на руководящих должностях. Но волнение было. Я хорошо запомнила первый день работы. У начальника шло совещание, на котором присутствовало всё областное начальство. Так с первого дня я и окунулась в оперативную работу, и мне стало понятно, на что в первую очередь нужно обратить и своё внимание, и внимание моих подчинённых».
Ольга Алексеевна призналась, что все её распоряжения участковые инспектора всегда исполняли в срок и никогда их не оспаривали. И это не потому, что она была старше по званию. «Мужчины во мне, прежде всего, видели не начальника в погонах, а женщину. Я часто замечала, как сослуживцы рядом со мной старались быть мужчинами во всём. Они стали следить, чтобы их форма всегда была отутюжена. Многие из них после совещаний признавались, что до моего назначения на эту должность никто из них так тщательно к выступлению не готовился», — улыбается она.
Ольга Вакал убеждена, что присутствие женщин в милицейских рядах делает человека в погонах, несущего государственную службу, мягче: «Женщины как бы сглаживают все углы. Для женщины-руководителя главное — не командовать, а вовремя проверять выполнение приказа. Участковые знали, что если они в течение рабочего дня не доложили о выполнении распоряжения, то и ночью потребую отчёт».
Смутное время
По словам Ольги Алексеевны, в 1996 г. ей пришлось пережить многое. Беспредельщики в спортивных костюмах и чёрных шапочках устанавливали в обществе свои порядки. «Если требовалось, приходилось вставать и посреди ночи. Часто с сотрудниками ГАИ ночью ездили по сёлам, чтобы проверить, как несут службу сторожа в колхозах. Среди них были такие, что можно было всех коров украсть вместе с ними — настолько крепко спали. Такая же ситуация была и на некоторых автотранспортных предприятиях», — рассказывает она.
До назначения на должность начальника участковых области Ольге Алексеевне пришлось поработать старшим оперуполномоченным по особо важным делам управления по борьбе с организованной преступностью: «Я всегда присутствовала при задержании. Был случай: в 9-м микрорайоне иностранцев захватили в заложники. Преступники требовали выкуп. Мы разработали операцию по освобождению. Я, как женщина, должна была разыграть хозяйку квартиры, расположенной ниже этажом, которую якобы заливает вода. Когда мы приехали на место, оказалось, что квартира с заложниками находится на первом этаже. Тогда я подошла к двери, позвонила и сказала, что принесла срочную телеграмму и, пока в журнале не распишутся в её получении, никуда не уйду. Как только дверь открыли, заложников освободили».