Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Исторический фестиваль

336

Осенний «Bakh-fest» cтал частью городской жизни

Алексей Сикорский

В фестивальной программе на этот раз было пять концертов. В Сумы приехали замечательные музыканты. Музыка, как обычно, эпохи барокко, XVIII век.

Гости

Первый концерт сразу задал высокий тон. Играли музыканты из Польши Анна КАТЫНСЬКА (виолончель) и Марцин СВЬОНТКЕВИЧ (клавесин). Концерт второй подарили Галина ЖУК (виолончель) и Габриэла АСТАЛОШ (фортепиано) из Львова. Обе учились в Львовской музыкальной академии им. Н. Лысенко. Музыка изысканная, по мнению некоторых слушателей, исключительно камерная, в репертуаре — автор, именем которого назван фестиваль. Исключение — вариации на тему Баха, написанные З. АЛМАШИ. В этих вариациях слышно нечто современное, торопливое и в то же время сильное…

Юрий ФОМИН, наш земляк из Конотопа, музыкант со сложной биографией. Его инструмент — гитара. Люди, которые имеют право рассуждать и произносить оценочные суждения, едины во мнении, что Юрий — виртуоз. «Он всегда хороший музыкант, — сказал автор и исполнитель своих песен Виктор СЫРОВАТСКИЙ, — но в некоторых вещах он просто гениален!» Такая вот оценка, невыпрошенная, некупленная…

Борис ЗОБИН из Израиля выступал на третьем концерте. Фортепиано. Двадцать четыре прелюдии и фуги «хорошо темперированного клавира». Один музыкант в течение двух часов.
Борис тоже наш земляк. Окончил Сумское музыкальное училище им. Бортнянского, учился в Украинской национальной музыкальной академии, закончил образование в Иерусалимской академии музыки им. Рубина. Он стал лауреатом многочисленных национальных и международных конкурсов пианистов, в частности, конкурса Иерусалимской академии на лучшее исполнение концерта с оркестром — первая премия в 1999 г. Первая, но не последняя его премия — все перечислить невозможно. Сейчас Борис преподает в муниципальных консерваториях израильских городов Нес Цион и Реховот.

В начале июля этого года он осуществил то, что впоследствии назвали настоящим подвигом пианиста: исполнил двадцать четыре фуги… Баха на закрытии Международного фестиваля камерной музыки Chamber Musik Session в Киеве.

Фейерверк звезд

Финал сумского фестиваля — выступление московского камерного ансамбля The Pocket Symphony. Эти музыканты покорили многих. Ансамбль создан сравнительно недавно, в 2000 г., но успел завоевать репутацию коллектива элитарного, утонченного. В своих выступлениях использует гибкую модель — от трио до оркестра. Выбор зависит от репертуара. В Сумах выступали трое из постоянных членов ансамбля и Виктория КРЫЛОВА (флейта-траверсо) в качестве специально приглашенного гостя.

Основатель и художественный руководитель ансамбля — Назар КОЖУХАРЬ, лауреат Всесоюзного конкурса скрипачей им. Д. Ойстраха (1988, Одесса) и Международного конкурса скрипачей (1995, Амстердам). Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру, стажировался в Бостонском университете, преподавал в Московской консерватории, где по его инициативе был создан факультет исторического и современного исполнения. Был организатором, участником и членом жюри многих международных фестивалей.

О музыкальных предпочтениях сумчан Орест Коваль сказал: «О вкусах не спорят, их воспитывают»

В последние сезоны Назар Кожухарь осуществил ряд проектов, среди которых «Все инструментальные произведения И. Баха», дирижировал премьерой новой редакции «Реквиема» В. Моцарта. Вместе с Петером ШТАЙЕРОМ ансамбль исполнил «Страсти по Иоанну» И. Баха в большом зале Московской консерватории. Впервые.
Мирослав МАКСИМЬЮК — тоже выпускник Московской консерватории. Учился по классу контрабаса, но впоследствии освоил игру на виоле да гамба и стал одним из первых в России исполнителей на этом инструменте.

Петр АЙДУ — еще один выпускник Московской консерватории и аспирантуры. Его инструмент — фортепиано. Петр — лауреат Международного конкурса пианистов в Риме (1997, 2 премия) и дипломант Международного конкурса Musica Antiqua Bruggle 2004 г. (хаммерклавир). Освоил игру на хаммерклавире и клавесине. Дает много концертов. Участвует в фестивалях и музыкальных проектах.

Виктория КУРИЛОВА — выпускница Львовской музыкальной академии им. Н. Лысенко. Артистка оркестра львовского национального академического театра оперы и балета им. С. Крушельницкой и симфонического оркестра «INSO-Lviv».Говорят, что толчком к пониманию музыки эпохи барокко для нее послужили мастер-классы Уильяма ДИКИНСОНА и Карла КАЙЗЕРА. Флейта, которая звучала в Сумах, — копия флейты-траверсо бельгийского мастера Г. А. РОТТЕНБУРГА.

Хозяева

Настоящими хозяевами фестиваля были сумчане. Простые слушатели, рискнем назвать их так. В зале не было замечено «премьерной» публики, но истинные ценители пришли. Кто-то посвятил фестивалю всю неделю, другие выбирали свой, особенно дорогой им концерт. И кризис, наш постоянный кризис в этой ситуации теряет силу. «Сумские музыкальные фестивали, — сказал один из слушателей, — это факт культурной жизни, подобного которому я не встречал в „нестоличных„ городах. Назвал бы их визитной карточкой города».

О возможных неожиданностях фестиваля лаконичнее всех сказал сам Орест Коваль: «Боюсь только неприятных неожиданностей, а все музыканты выступили на ожидаемом уровне». С этой мыслью согласились почти все, с кем мы общались на заданную тему.

Справка

10-й фестиваль «Bakh-fest» проходил в Сумах с 24 ноября по 7 декабря 2008 г. Первый фестиваль состоялся в марте 1993 г. По причине финансовых «негараздов» были «прогулы».

Продюсер

Человек, без которого событие не состоялось бы, — Орест КОВАЛЬ. Фестивали классической музыки, которые стали привычными для нашего города, — его детище. И поучительный пример к вопросу о роли личности в истории культурной жизни одного маленького городка.

В нашем городе Орест Романович живет с 1974 г. Окончил Киевскую консерваторию, там же получил квалификацию концертного органиста. В Сумах работы для музыканта не нашлось. Работал органистом в филармонии г. Ровно, с 1991 г. по предложению Сумской филармонии сам организовывал свои концерты. Это подвело к мысли о серии концертов выдающихся музыкантов в нашем городе. Так родилась идея фестиваля, и повелось — «Bakh-fest» каждую осень, а «Organum» — весной. О добровольных помощниках фестиваля Орест Коваль сказал так: «Никогда не удается убедить оказать помощь тех, кого можно назвать по-настоящему богатыми. Помогают не те, у кого много денег, а те, с кем у нас совпадают взгляды на поддержку и развитие культурной среды в городе. Оказывают помощь бывшие выпускники музучилища. Они — хозяева небольших предприятий, но наши усилия ценят. Фестивали в последнее время регулярно транслируются по ТВ, таким образом появляются спонсоры, нуждающиеся в имиджевой рекламе. А что касается средств, которые стали выделяться из бюджета, то они покрывают только часть расходов».

Спрашивали заинтересованные люди и о джазовом фестивале, который когда-то мелькнул на горизонте, но традицией так и не стал. Орест Коваль объясняет это тем, что на организацию джазового фестиваля средств потребуется гораздо больше, чем на «Bakh-fest» и «Organum», т.к. прошлый джазовый фестиваль состоялся 13 лет назад. А во время фестиваля этого года мы имели солидного партнера — Павла КАЧУРА.