Пограничные будни: 20:00 как начало нового дня, ежедневные 30 км и постоянная готовность защищать родину
Командующий пограничными войсками Украины генерал-полковник Валерий ГУБЕНКО 20 октября 1992 г. подписал приказ о создании Сумского отряда пограничного контроля. В Сумы прибыло командование отряда, а с начала декабря личный состав отряда стал пополняться, стала прибывать техника. Первые пограничные наряды были выставлены в пунктах пропуска Зёрново и Бачевск.
Из Черновицкого погранотряда в Сумы прибыли пять пограничников, среди которых был и прапорщик Владимир БАНЯ. Сейчас он майор, старший офицер погранично-представительской работы Сумского пограничного отряда.
Владимир Баня хорошо помнит то время. По его словам, первый пограничный наряд заступил на службу на трассе Киев-Москва, недалеко от с. Толстодубово. Как таковой границы ещё не было. Пограничники разместились на специализированном посту милиции. Они разъясняли людям, пересекающим пока что условную границу, что в этом месте создаётся контрольно-пропускной пункт. У иностранцев уже тогда проверялась виза, осматривался транспорт. «Мы начали нести службу 3 января 1993 года. Люди по-разному относились к этому нововведению. Одни — с пониманием, другие — с возмущением. Пограничный наряд на пост привозил и увозил крошечный автомобиль ЛУАЗ. Был у нас ещё и ГАЗ-66», — вспоминает он.
Личный состав комплектовался из числа пограничников, прикомандированных из других пограничных отрядов и отдельных контрольно-пропускных пунктов, а также военнослужащими из разных родов войск. Владимир служил на КПП «Буковина». Опытным специалистам пришлось приложить немало усилий, чтобы научить новоиспечённых пограничников этой нелёгкой науке.
По словам пограничника, первое пополнение имело пёстрый вид. Среди солдат, прибывавших из разных родов войск, были и артиллеристы, и ракетчики, и десантники. «Всех сразу невозможно было одеть в одну форму, поэтому солдаты ходили в своей. Часто случались казусы. Пограничники заходили в купе поезда и просили пассажиров предъявить паспорта. У одних были красные погоны, у других — чёрные. Пассажиры думали, что это шутка. Разбирающиеся даже говорили: „Ты что, брат, ты же артиллерист!“» — с улыбкой рассказывает Владимир.
Первые КПП располагались в строительных вагончиках в местах, где по карте проходила административная граница. Пограничники с местными властями (часто это были председатели колхозов) определяли место строительства будущего КПП.
Рассказывая о своей службе, Владимир говорит: «Ничего особенного — работа как работа. Её надо любить».
Пограничная служба — круглосуточная. Народная мудрость, «Солдат спит, а служба идёт» относится явно не к ней. Мало кто знает, что за время дежурства наряд проходит около 30 км. А если к этому прибавить то, что пограничники при этом ходят с автоматом, средствами связи, биноклем, подсумками, то становится ясно, что свою работу они действительно любят.
«Сейчас современный пограничник экипирован немного по-другому — более эстетично и практично. В так называемом разгрузочном жилете можно поместить пистолет, портативную радиостанцию, газовый баллончик и наручники. При необходимости пограничник может применить и дубинку. За 16 лет поменялось многое, но стрелковое оружие осталось то же», — говорит он.
Пограничники живут по своему времени. Пограничные сутки начинаются в 20:00. Это время является для пограничника точкой отсчёта новых суток. Многие по “своему времени даже встречают Новый год и получают поздравления. Владимир говорит, что такое время исчисления удобно для планирования выхода пограничных нарядов. «Служба по охране границы для каждого пограничника начинается с ритуальной площадки, где под государственным знаменем страны он получает приказ: „На охрану государственной границы шагом марш!“» — сказал Владимир Баня.