Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Сплошное субкультурье

424

Модная, яркая, нестандартная сумская молодёжь самовыражается через музыку, поведение и манеру одеваться

Александра Веснич

Во все времена молодые стремились отличаться от общей массы людей. Быть не такими, как все, чувствовать свою исключительность и видеть особую философию, глубокий смысл в своём увлечении. В этом плане Сумы не отстают от крупных городов.

Год тому назад тысячи юных умов скосила мода на эмо, хотя сейчас она уже угасает. Достаточно у нас также готов, панков, рэперов и поклонников клубной культуры. Они не так многочисленны и эпатажны, как, скажем, киевские. А все потому, что развиваться им приходится самостоятельно. Сумская молодёжь отмечает, что в городе не хватает фестивалей, громких событий и тусовок.

Эмачки и эмальчики

Крашенные в чёрный цвет волосы с чёлкой набок, в одежде — преобладание чёрного и розового, обтягивающие майки с детскими рисунками. Желательна болезненная худоба. Так выглядят классические эмо-бои и эмо-гёрлы. «Эмо» — от слова «эмоциональный», т.е. чувствительный, где-то даже плаксивый. Молодёжь эмо объединяют прежде всего музыкальные предпочтения. Они слушают рок-музыку, где обязательно есть сентиментальный вокал. На сумских улицах много парней и девчонок, соответствующих такому образу. Но не каждый готов публично признаться, что он — эмо. Прежде всего потому, что достичь эталона непросто и не хочется перенимать абсолютно всё, в том числе и негатив стиля (например, эмо должны быть настолько чувствительными, чтобы влюбляться даже в людей своего пола, ведь главное — душа). Также, будучи эмо, ты рискуешь выглядеть отставшим от моды, т. к. до Сум новые неформальные движения доходят с опозданием.

Ребята, с которыми мы познакомились, слушают эмо-музыку, но на 100% эмо себя не считают. Владимир и Ярослав — студенты Сумского государственного университета. Их любимая музыка — эмо-кор, калифорнийский панк (Blink 182, Sum 41). Владимир узнал об эмо из книги «Философия панка: больше чем шум» Крейга О’Хара, и ему понравилась философия этой субкультуры. Но, в отличие от представителей псевдокультуры, каких в Сумах достаточно, он не ставит на первый план внешний вид. «Слушать музыку, общаться с теми, кто разделает твои взгляды, веселиться и легко проводить время — вот что такое эмо-тусовка. Для меня близки темы песен эмо-групп, и это мой способ самовыражения», — объясняет парень.

Ребята рассказали, что обязательная модель поведения эмо на концертах — slam и mosh. Slam — толкание у сцены или просто в толпе, mosh — это когда ещё и размахивают руками так, что можно получить травму (mosh — махать). В Сумах таким тоже занимаются.

Готика

Кирилл ощущал себя готом ещё до того, как в нашем городе появилась такая субкультура. Ему нравится одеваться в чёрное, воспринимать мир через призму мрачных фильмов, готической музыки и находить в этом особую красоту. «Готика — это гремучая смесь чопорности в одежде и абсолютного индивидуализма, романтического взгляда на жизнь», — утверждает Кирилл. Классическая готическая музыка — The Sisters of Mercy, Diary of Dreams. Мейнстрим-готика — HIM, Rammstein и т.д. до непризнанной в свое время готики Виктора Цоя и «Кому Вниз». Кирилл слушает в основном музыку в стиле Ambient, играет на гитаре, флейте, но только для себя. По его словам, многое о готике можно понять, посмотрев фильм «Ворон». Его главный герой, рок-музыкант, перешёл дорогу мафии, был убит и воскрес для возмездия. Вся картина снята в мрачных готических тонах. Культовости ей прибавляет тот факт, что исполнитель главной роли умер на съёмках, после чего стал «иконой» готов.

Мода на отдельные способы самовыражения приходит и уходит. Остаются лишь движения, где есть качественный продукт — музыка, литература, фильмы

Тех, кто считает себя готом, в Сумах можно встретить по вечерам возле театра им. Щепкина или в Академическом переулке. Но всё же там собираются в основном представители псевдокультуры. Настоящих готов у нас совсем немного, они держатся вместе, иногда устраивают тусовки на кладбищах, ездят на готические фестивали в другие города и устраивают свои.

«Я увлекаюсь готикой, одеваюсь в чёрное не для того, чтобы кто-то это увидел и оценил. Просто так я чувствую себя по-особому, это моё специфическое „черное“, иронически-философское отношение к окружающему миру», — объясняет Кирилл.

Били-били, недобили

Музыка сайкобилли — это смесь панка и рокабилли: скоростная игра, экспрессивная подача с использованием культового инструмента — контрабаса (некоторые используют бас-гитару). В общем, нужно услышать, чтобы понять. Если кто знает украинскую группу «От винта» — то в её творчестве чувствуется влияние сайкобилли. В неформальной сумской тусовке также есть поклонники этого направления.

Группа Rebel-gang создана год тому назад. Солист и гитарист Иван, Михаил играет на контрабасе, Влад — на барабанах. Музыка сайко технически тяжёлая для исполнителя, но Михаил, например, самостоятельно осваивает контрабас. Ребята исполняют песни без каких-либо «заморочек» о религии, политике или социальной жизни. Тексты шуточные, лёгкие и представляют собой стёб над треш-культурой (герои комиксов, второсортные малобюджетные фильмы ужасов, фантастика).
Форменная одежда в стиле «психов» — джинсы «ливайсы», туфли на высокой ровной подошве а-ля «манная каша», или military-обувь, и «косухи» — кожаные куртки с косой змейкой. Самый шикарный атрибут — причёска квиф (в Украине — клин). Волосы сбривают по бокам и на затылке, а то, что осталось, выставляют трамплином и выкрашивают в неестественный цвет. Из-за причёски «сайков» путают с панками.
Группа Rebel-gang утверждает, что её субкультура очень стильная, и старается её придерживаться даже в повседневной жизни. В Сумах на внешний вид музыкантов бывает разная реакция: от крайне положительной до гиперотрицательной.
В ближайшее время выступление «психов» можно увидеть в клубе Undergraund. 29 июня на Psychobilly invasion Rebel-gang будут выступать Dillberrizz и Outer Space из Киева. Ребята выступают на концертах в Харькове, Киеве, приглашают к нам команды из других городов. Например, в апреле выступали на одной сцене со знаменитостями жанра из разных стран «Украбіллі вибух».

Субкультура сайкобилли — это экзотика в сумских широтах. К активным слушателям можно причислить единицы, но всё же есть люди, которые держат свой формат и разбавляют пресную реальность.

Хип-хоп-маньяки

Появление рэп-культуры в Сумах предшествовало всем остальным вышеперечисленным явлениям. С середины 90-х годов у нас слушают, читают, записывают музыку в этом стиле. Характерные широкие штаны стали обычными в одежде многих. Эта субкультура интегрируется в общую культуру, т.к. в её рамках уже есть «ветераны», но и молодежи вливается много.

Молодёжь считает, что на сумской сцене настал кризис. Перестали устраивать концерты на площади, и выступать можно лишь в одном-двух клубах

Самая известная сумская рэп-группа — La familia. Выступая в составе разных коллективов, SoXX и Ramiras сумели стать известными не только в нашем городе, но и в Украине. Выступают в клубах, записывают альбомы. Сейчас творчество направлено больше на трип-хоп, comedy-rap с забавными шуточными текстами. «Я пишу либо очень смешные тексты, либо убийственно грустные, потому что традиционной социальщине („я из бедного района“ и т.д.) посвящает свои песни просто каждый первый», — объясняет Сокс. В июле ребята планируют запустить клип на песню «Иллюзии» на канале «Ентер-мьюзик»

По словам Сокса, сейчас в рэпе нет какого-то определённого шаблона одежды. Модно носить огромные кроссовки, кепки… Впрочем, даже обыватель отличит стильную рэперскую одежду.

СПРАВКА

Согласно исследованиям психологов, возраст приверженцев большинства субкультур — 12–20 лет. Темы песен обычно приходятся по вкусу юношам и девушкам в период полового созревания. С возрастом это обычно проходит.

Мы все из музыки

В начале 80-х на музыкальной ниве был популярен так называемый «Вашингтонский хардкор» — смесь тяжелого рока и панк-рока. В 1983 г. распалась известная хардкор-группа Minor Threat, и музыканты начали экспериментировать в различных направлениях, песни приобретали мелодичность. Первая эмо-волна пришлась на лето 1985-ого, когда в Вашингтоне возникло несколько рок-групп с новыми элементами вокала. Наиболее выделялась среди них Embrace (с вокалистом того же Minor Threat). Музыка этой группы была названа «эмо» (emo), как сокращение от слова «эмоциональный» (emotional). Это подчеркнуло чувственность исполняемых песен.

С 1986 г. многие группы начинают акцентировать внимание на эмо-элементах. Такие исполнители, как The Hated и Moss Icon, помимо скоростного ритма стиля панк, добавляют в свои композиции вокал, который срывается на крик или превращается в шёпот. Наконец, с 1990 г. стиль эмо становится весьма известен в музыкальных кругах и выделяется в отдельную субкультуру. Широкому кругу молодежи эмо стал известен в 1994 г., когда со своим диском дебютировала группа Sunny Day Real Estate «Diary». Стали образовываться новые группы, эмо попал на радио и телевидение. Так появилась новая субкультура, бурно развивающаяся и сегодня.

Идеология эмо

Эмокид непостоянен в своих чувствах и эмоциях, он подвержен резкому перепаду настроения и постоянно протестует против родителей и любых других людей, пытающихся им управлять. Отличительной чертой эмо является презрение к коммерческой выгоде — эмо-группы часто выступают за небольшие деньги, которые лишь окупают расходы на организацию концерта. Также эмо не любят пользоваться современными технологиями и предпочитают слушать музыку на старых кассетных плейерах и виниле. Отдельную страницу в жизни эмо-культуры занимает движение sXe (Straight Edge — ровная черта). Это движение, пропагандирующее здоровый образ жизни. Стрейтэджеры не курят, не пьют, не употребляют наркотики и не вступают в беспорядочные половые связи. Они также активно выступают против расизма, сексизма и других форм дискриминации по какому-либо признаку. Если вы увидите в Интернете ник, содержащий значок Х (X_emoboy), то это стрейтэджер.
Эмо разделают на тру (true, настоящий) и позёров. Тру ненавидят позеров и всех тех, кто, следуя общей моде, одевается подобно эмо, но не слушает их музыку и не стремится к выражению чувств.

Чёрные рыцари

Готика изначально была ответвлением панка. В 1979 г. английская группа Bauhaus выпустила популярный сингл Bela Lugosi’s Dead, отличавшейся особой таинственностью, что послужило началом готики. Некоторые поклонники движения считают, что родоначальниками культуры явилась группа Siouxsie Sioux, выпустившая свой первый сингл в 1978 г. Когда у музыкантов спросили, в каком направлении они играют, те ответили: «Готика». К середине 80-х движение слегка зачахло. Новую жизнь в него вдохнуло второе поколение готики — The Shroud, Rosetta Stone и London After Midnight, а позже известный шок-рокер Мэрилин Мэнсон (Marylin Manson). Поклонники движения начали одеваться во все черное с огромным количеством украшений из серебра.

Готы первого поколения собирались вместе, чтобы поделиться своими мыслями, читали Лавкрафта и Стокера, часто говорили о вампирах, смерти и конце света. Новое поколение они считали позерами. К концу 90-х, благодаря популяризации электронной музыки, формируются направления dark electro, gothic industrial и др. Эмоциональный диапазон также расширился — от холодной грусти и одиночества до тематик ужасной смерти, пыток и святой инквизиции. Готика стала замкнутой субкультурой со своим стилем жизни.