В стихийных беспорядках в декабре 1984 года участвовали более тысячи сумчан
Сумчане давно славятся своей любовью к многочисленным митингам и пикетированиям. Вспомним противостояние объединению сумских вузов и многотысячные выступления в поддержку помаранчевой революции.
Но мало кто знает, что традиция «кучковаться» у наших земляков была и в советские времена. В 1984 г. Сумы прогремели на весь Советский Союз и за его пределами стихийными беспорядками, в результате которых более 60 человек были задержаны и десятки привлечены к уголовной ответственности. Вряд ли можно назвать те события антисоветскими выступлениями, как преподносил их «Голос Америки», — скорее, стихийным выступлением против правоохранительных органов, которое по стечению обстоятельств выплеснулось в массовый протест.
Описать события 7 декабря 1984 г. «r» пытается уже не в первый раз. Несколько лет назад со страниц газеты звучал призыв отозваться людям, которые стали свидетелями или участниками тех событий. Желающие по понятным причинам не появились: практически все — и активные участники событий, и просто очевидцы — впоследствии пожалели, что не прошли мимо тем декабрьским вечером. Не меньше проблем было с поиском свидетелей и в этот раз. Люди крайне неохотно вспоминали о неприятных событиях, просили не писать их фамилии и сокрушались, что им пришлось много пережить. В нашем распоряжении были адреса практически всех участников событий, но спустя 24 года многие из них уже умерли либо сменили место жительства. Благодаря помощи бывшего начальника следственного отдела областной прокуратуры Анатолия ЛУЦИКА нам удалось собрать всю возможную информацию об этом деле.
Много шума из ничего
Как это часто бывает, массовые беспорядки 7 декабря 1984 г. начались в результате небольшого конфликта. Трое знакомых — ранее судимый 28-летний Юрий М., 24-летний Вячеслав И. и 27-летний Владимир М. — днем, в рабочее время, распили бутылку вина на заводе «Металлоширпотреб». После этого Юрий и Вячеслав, встретив в городе своего знакомого, 28-летнего Сергея В., пошли к нему домой, предварительно купив еще две бутылки вина. Около 18.00 все трое отправились к остановке на ул. Сумско-Киевских дивизий провожать Вячеслава, но, зайдя по дороге в магазин, изменили свои планы. Купив вина, они пошли к знакомой Юрия — Нине С., с сыном которой он отбывал наказание в тюрьме. Расходиться по домам компания решила только в 19.00. Выйдя на проезжую часть, Юрий стал останавливать все легковые автомобили, направляющиеся в сторону ул. Харьковской, рассчитывая на одном из них отправить домой Вячеслава. Водителя одной из остановившихся машин один из хулиганов хотел избить, но друзья оттащили его. Немного пострадал лишь автомобиль — пьяный парень несколько раз ударил по крыше и капоту.
Вскоре за шумной компанией прибыли работники милиции и предложили проехать с ними в райотдел. У Юрия, который был самым нетрезвым, это вызвало неадекватную реакцию. Он хотел ударить одного из милиционеров по лицу, но промахнулся и головой попал ему в грудь так, что у того слетела шапка. Сотрудникам милиции пришлось надевать на парня наручники. Появившаяся в этот момент рядом Нина С., дома у которой компания выпивала полчаса назад, решила помешать задержанию. По ее словам, она была уже достаточно пьяна и в Юрии увидела своего сына, которого совсем недавно выпустили из тюрьмы, поэтому стала кричать на милиционеров. Женщина выкрикивала: «Не трогайте моего сына!» и «Зачем вы убиваете его?» В это время Юрий М. пытался разорвать наручники и освободиться. В результате его резких движений пострадал милиционер, которому он рассек наручниками голову.
Испорченный телефон
Когда Юрия все же усадили в автомобиль и увезли, женщина продолжала кричать, собирая людей. Ее призывы о помощи тут же обросли слухами — большинство собравшихся были уверены, что задержанного парня убили или, по крайней мере, сильно избили. Когда на место происшествия приехал еще один милицейский автомобиль, страсти накалились, и требования милиционеров разойтись ни к чему не привели. Люди требовали показать им задержанного и не верили тому, что с ним все нормально. Они кричали: «Бей милицию!» и «Переворачивайте машину!»
«Я видел, как милицейская машина наклонилась, колеса с левой стороны спустили. Ее раскачивали и пытались перевернуть. У одного из сотрудников милиции было разбито лицо», — рассказывал на допросе один из свидетелей, Сергей С. Чтобы автомобиль не уехал, один из хулиганов залез под капот и оборвал электропроводку, другой выломал правую переднюю дверь. Еще один прыгал на капоте. Люди вымещали свою злость на автомобиле до тех пор, пока их внимание не привлекла машина, в которой привезли Юрия, Вячеслава и Сергея. Милиционеры хотели показать, что с задержанными все нормально. «Виновники торжества» также пытались успокоить присутствовавших. Но когда прошел слух, что привезли подставных, горожане продолжили бесчинствовать. К тому времени в стихийном неповиновении участвовали уже более тысячи человек. С криками «Свободу Юрию М.!» они стали цепочкой на ул. Харьковской и преградили путь транспорту. Некоторые участники протеста руками били по стеклам автомобилей. Василий Г., который потом проходил по делу как один из активистов, подставил ногу под УАЗ пожарных с криками «Бей их!». От удара у него оторвалась подошва сапога. По данным уголовного дела, хулиганские действия сорвали 12 рейсов и сбили с графика 35 автобусов и 7 троллейбусов, допустив простои, а 7 автобусов междугородного сообщения прибыли с более чем часовым опозданием. Транспорт, который мог объехать это место, старался проехать мимо. Кое-кто у водителей просто остановился, намереваясь переждать беспорядки.
Работники милиции в форме и штатском предлагали собравшимся разойтись по домам. Часто в ответ получали отказ в грубой форме, драк не было. К месту событий приехало много сотрудников правоохранительных органов, в том числе из КГБ и прокуратуры. На место прибыли военные, которые перекрыли перекресток ул. Прокофьева и пр. Космонавтов (теперь Лушпы). «Сначала толпу старались угомонить мирно, но потом стало понятно, что эта затея малоперспективна. Поэтому милиция стала выхватывать людей из толпы и отвозить в райотделы. Закончить стихийные беспорядки удалось лишь тогда, когда на место приехали пожарные и начали разгонять толпу, поливая водой из брандспойта. Учитывая, что это был декабрь, люди сразу начали разбегаться. К 23.00 никого уже не было», — рассказывает Анатолий Луцик.
Не по заслугам
Согласно материалам уголовного дела, на месте событий задержали 56 человек, хотя, по утверждению очевидцев, милиция схватила значительно больше. Среди доставленных в райотделы было десять учащихся ПТУ, пять школьников, шесть студентов учебных комбинатов и техникумов. Работающими оказались 32 человека, пять из них — сотрудники завода «Сумсельмаш».
По данным на 10.12.1984 г., арестованными считались семь человек, еще восемь ждали решения вопроса об ответственности в изоляторе. 15 сумчан получили административное наказание — от 10 до 15 суток, шестерых участников беспорядков оштрафовали на 30–50 рублей. Причастность 24 человек к этим событиям еще устанавливалась.
От работников правоохранительных органов никто из участников событий не улизнул. Даже те, кто случайно проходил мимо. Одних посадили, других оштрафовали, третьих сняли с очереди на квартиру. Стремление перевыполнять показатели проявилось в этом случае как никогда ярко.
Испорченные судьбы
Сумчанин Виктор БРИХУНЕЦ, которому тогда было 40 лет, оказался одной из таких случайных жертв. «Я возвращался с работы с коллегами и увидел, что на перекрестке Харьковской и СКД много людей. Подошли поближе, начали расспрашивать, что случилось. Сказали, что милиционеры схватили какого-то парня и то ли его избили, то ли убили. Только я успел сказать кому-то из соседей, что за такое нужно на место ставить, увидел, как на меня обратил внимание сотрудник милиции и указал как на буйного хулигана. Так меня и задержали», — рассказывает Виктор. Естественно, одним попаданием в райотдел его проблемы не закончились. Дело передали участковому, проводили разъяснительные беседы. За несколько минут пребывания на стихийном митинге попало ему и на работе. «Меня лишили всех премий за следующий год, отпускных. Из-за того случая у меня было много неприятностей», — рассказывает он.
Татьяна И., которой тогда было 37 лет, попала в стан митингующих случайно — шла домой от подруги. Когда место оцепила милиция, предпринимать что-либо оказалось поздно. «Моя формулировка была одна из самых распространенных — „находилась в толпе хулиганствующих лиц и не реагировала на замечания представителей власти“. Весь следующий год на работе был для меня сплошным кошмаром. К тому же меня убрали из очереди на квартиру. Жилплощадь я так и не получила», — рассказывает она.
Были среди задержанных вечером 7 декабря и такие люди, которым пришлось перенести и более серьезные испытания. Вячеслав К., которому тогда было 17 лет, считает, что его задержали только потому, что он уже имел приводы в милицию. Вместе с другом он был в толпе, но никаких хулиганских действий, по его словам, не совершал. «У них было что-то вроде разнарядки: взять нескольких человек с ул. СКД, нескольких — с Харьковской, нескольких — с Прокофьева. Некоторые люди, которые действительно хулиганили, плевали в лица милиционеров, не были задержаны. Меня же чуть не убили в застенках», — рассказывает он. Согласно приговору суда, Вячеслав получил четыре года лишения свободы в колонии усиленного режима. «Они испортили жизнь мне и моей матери, которую уволили с хорошей работы. Если бы не этот случай, все было бы намного лучше», — считает Вячеслав.
Нелюбимая милиция
По словам Анатолия Луцика, отголоски декабрьских событий 1984 г. еще долго будоражили город. Вскоре для выяснения причин случившегося в Сумы прилетел заместитель министра МВД СССР. Сотрудники правоохранительных органов пытались понять, почему маленький локальный конфликт стал началом массовых беспорядков, в которых участвовали более тысячи человек. Вывод оказался самым прозаичным.
Оказалось, что в Сумской области, как и везде в СССР, практически каждый человек имел проблемы с милицией. Кто-то сидел сам, у кого-то — родственники, а кто-то попал в медвытрезвитель. Одним словом, чтобы нелюбовь к правоохранительным органам вспыхнула с сокрушительной силой, достаточно было всего лишь маленькой искры недовольства, а вспыхнувшие беспорядки стали подтверждением того, что преподносимое общественности советское благополучие оказалось лишь показухой. По иронии судьбы, сумчане совершили свой акт противостояния тоталитарной системе в год, который является названием одной из лучших литературных антиутопий — «1984» Джорджа Оруэлла. Написанный в 1948 г., он призывал бороться с тоталитаризмом. Спустя 36 лет сумчане его услышали…