Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Храм на Луке

1,050

Кондратьев, грузинская царевна, Чехов и другие

Алексей Сикорский

О храме Иоанна Предтечи на Луке известно сравнительно немного. О нем мало пишут краеведы, его не демонстрируют гостям города в качестве достопримечательности. Даже если посмотреть карту города, на которой обозначены все более или менее значимые объекты, не найдешь на ней храма Иоанна Предтечи. Лука есть, номера домов обозначены, а храма нет!

Но поскольку в реальности он существует, мы попытались узнать его историю. И истории, которые с ним связаны. Как нам сказали, церковный архив пропал, сведений сохранилось немного, но они иногда заставляют размышлять и сопоставлять.

Обитель

Доподлинно известно, что в 1687 г. в слободе Лука был основал женский Иоанно-Предтеченский монастырь. Главный храм Иоанна Предтечи был построен на средства полковника Герасима КОНДРАТЬЕВА. Если речь заходит о ранней истории Сум, то это имя всплывает постоянно. Строитель, основатель — одним словом, отец города. Но Лука, заметьте, тогда вовсе не была городом. Граница города шла по речке Сума (теперь — Сумке). Район ул. Холодногорской был посадом, а Лука — вообще дальняя слобода. Уединенное, живописное место будто нарочно предназначено для монастыря. Но об особенностях лучанского ландшафта потом, пока сопоставим даты. Годом основания города считается 1655 г., когда людям под предводительством Герасима Кондратьева было высочайше дозволено здесь поселиться. Нужно с нуля строить город, крепость. А в 1687 г. — уже монастырь в слободе Лука. Через 32 года. Удивительная созидательная энергия была у наших предшественников! И построить храм на свои собственные средства — дело, конечно, богоугодное, но не сенсация по тем временам.

Был в монастыре еще один храм — Введение Богоматери. Этот был построен на средства сумского полкового судьи Ивана РУБАНА в 1767 г. строительство храмов, видимо, шло уже в существующем монастыре, т.к. освящение Иоанно-Предтеченского храма состоялось только в 1691 г.

Итак, на Луке существовал монастырь, а то, что можно увидеть там сейчас, — только часть его. Сохранившийся фрагмент истории.

Колеса большой политики

А история самого монастыря оказалась на удивление короткой. Наступление на православную церковь началось при Петре I. Сразу же после победоносной Северной войны. Он отменил патриаршество и во главе церкви поставил Святейший Синод во главе с оберпрокурором, которого еще называли «око государево». Российские цари прибирали церковь к рукам. Петр I издал просто вопиющий указ о том, что монахи не могут иметь у себя в келье письменные принадлежности. Монастыри всегда были очагами культуры и образования, а тут такое «низзя»!

Дело Петра продолжила Екатерина II. С особым вниманием она относилась к украинским («малороссийским» монастырям). Очень нравились просвещенной царице монастырские земли, поэтому сами монастыри системно упразднялись. Иоанно-Предтеченскому еще повезло — удалось просуществовать чуть дольше других. Епархиальным распоряжением Белгородской епархии, к которой относились Сумы, монастырь был предназначен для проживания монахинь из всех монастырей епархии, которые были закрыты при Екатерине II. По указу Екатерины Иоанно-Предтеченский монастырь должен быть упразднен в 1787 г. Но последовало особое распоряжение. Монастырь оставили существовать до конца проживания в нем некой грузинской царевны. Кто такая эта царевна и за что ее упекли в монастырь — загадка. Видимо, историю эту старались предать забвению сразу же, еще во времена Екатерины. Царевна дожила отпущенный ей век на Луке, а после ее кончины монастырь все-таки закрыли — в 1811 г.

Конец ХVIII — начало ХIХ веков — не самое лучшее время для православной церкви Украины. Еще в 1763 г. епископ Бергородский Иосаф Миткевич так описывал ситуацию: «Біда да горе. Всы тепер Малороссияне в крайнем презрении…»
Москва гнула свою линию последовательно и твердо. Маленький монастырь «попал под колеса» большой государственной политики.

Новые люди, новая эпоха

В 1839 г. разобрали деревянную Введенскую церковь и на ее месте построили каменную Предтеченскую. Храм, построенный Герасимом Кондратьевым, не сохранился. Судя по всему, после закрытия монастыря здесь все прило в запустение. Но явились другие люди и стали строить заново. Это уже новая эпоха и именно то здание, которое более или менее сохранилось до наших дней.

Значительные пожертвования для строительства внес титулярный советник Павел Михайлович ЛИНТВАРЕВ. В 1850 г. за его же счет были произведены «ремонт и благоукрашение». Павел Михайлович — староста, строитель и попечитель Иоанно-Предтеченского храма. Снова знакомые имена, без которых не обойтись, если речь идет о сумской истории, — Линтваревы, Чеховы. Здесь рядом усадьба, принадлежащая гостеприимным Линтваревым. И флигель, в котором жил Антон Павлович. А с храмом Иоанна Предтечи связаны два события, памятных для Чеховых. Здесь венчался брат Антона Павловича Михаил с Натальей Алексеевной ГОЛЬДЕН. И через несколько дней в этом же храме отпевали другого брата — Николая, скончавшегося от чахотки. Вот так, радость и трагедия рука об руку… И то и другое видели эти стены.

Общее в частном

Можно сказать, что больше ничего особо выдающегося в истории храма на Луке не было. Но история эта интересна как раз своей типичностью.

В апреле 1924 г. на заседании сумпарткома было принято решение об изъятии церковных ценностей. Каждая церковная община, каждый священник был на особом учете. А с июля 1931 г. началось закрытие храмов в Сумах. Когда точно был закрыт Иоанно-Предтеченский храм, неизвестно, но начатая кампания мимо него не прошла. Опять «колеса политики». Храм пустовал; говорят, что одно время использовался в качестве склада. Мимо прошла большая война, но здание уцелело. Разрешили снова открыть храм в 50-х годах. Говорят, что это был не простой процесс, по крайней мере, более трудоемкий, чем закрытие или изъятие ценностей. Тоже была комиссия, ходили, осматривали здание, выдвигали условия и требования по ремонту. Но так или иначе, службы в храме возобновились.

Сейчас в храме ведутся работы по ремонту и реконструкции. Многое сделано, но еще больше нужно делать. Любопытно, что когда очищали стены, то не обнаружили никаких следов старых росписей там, где они обязательно должны были находиться. То ли комсомольцы в порыве атеистического задора соскоблили все до камня, а потом закрасили, то ли росписи были на холстах, которые просто сорвали и выбросили. Теперь уже не установить…

Мало известно об этом храме, но материальные следы истории вокруг все же видны. Многие соседние дома — это видоизмененные, переделанные монастырские постройки. Об этом свидетельствуют некоторые детали, которые открываются, когда хозяева затевают капитальный ремонт. На территории храма сохранилась могила священника, умершего в 1911 г. Священников всегда хоронили у храма, поэтому наверняка это захоронение не единственное. Но кто теперь будет искать старые могилы! Вокруг очень активно шло строительство, там, где могли быть другие могилы, теперь здание детского сада. Есть на территории храма и две более поздние могилы. Во время оккупации двух молодых людей, подростков, застрелили немцы. Заподозрили в них переодетых красноармейцев или по другой причине — кто знает. Тела похоронили здесь. За могилами до сих пор ухаживают. Ребята ведь были местные, лучанские, значит, сохранились родственники…

В отдельных, частных историях, связанных с определенным местом или объектом, иногда ощущается движение большой всеобщей истории, которая охватывает все и всех.

[cenimg]
[imgpod] Так выглядит храм сегодня [/imgpod]
[/cenimg]