В роскошном двухэтажном доме № 14 на Софийской набережной в Москве расположено посольство Великобритании. Это бывший особняк Харитоненко. Табличка с именем владельца сохранилась на воротах.
Англичане особняк берегут. К его 100-летию (1993) в Лондоне был издан роскошный альбом на двух языках “Посольство Великобритании в Москве. Особняк Харитоненко”.
Павел Иванович в 1891 г. выбрал место для строительства своего московского дома. Отсюда открывался такой чудесный вид на Кремль, что даже соседство шумного завода Листа не смутило нашего земляка.
Автор проекта – известный архитектор ЗАЛЕССКИЙ, построивший пышно декорированный дом в итальянском стиле. Роскошные интерьеры особняка созданы тогда еще молодым ШЕХТЕЛЕМ. Семья Харитоненко жила в особняке до 1918 года. Здесь не раз пел Федор ШАЛЯПИН, играл СКРЯБИН. Здесь хранилась коллекция картин, жемчужиной которой была “Неизвестная” КРАМСКОГО, была отдана на хранение в Третьяковскую галерею. О шумных и веселых приемах в этом доме до сих пор ходят легенды.
Воспоминания современников
Татьяна АКСАКОВА-СИВЕРС. Семейная хроника. Париж, 1988 г.
*В Москве говорили: “Хари тоненьки, но карманы толстеньки”. Карманы были действительно толстеньки, но и овалы лиц милейших Павла Ивановича и Веры Андреевны были скорее округлыми, чем тонкими. Это не мешало Павлу Ивановичу иметь свой приятный стиль, когда он, небольшого роста, плотный, с пушистыми усами, седыми волосами “щеточкой” и выпуклыми глазами стоял во фраке у подножья своей знаменитой, обитой гобеленами темно-дубовой лестницы и радушно принимал всю Москву, я всегда вспоминала “Кота в сапогах”, который тоже принимал когда-то короля и маркиза Карабаса в вестибюле средневекового замка.
Вера Андреевна Харитоненко, несмотря на свое дворянское происхождение, производила более простоватое впечатление, чем ее муж. Ходила она переваливаясь с боку на бок и заводила долгие тягучие разговоры, которые неизменно заканчивались словами: “Ну что Вы на это скажете?” Собеседник обычно ничего не мог сказать, т.к. плохо следил за нитью разговора, и последний вопрос ставил его в тупик.
* Для зеленой молодежи устраивались спектакли под режиссерством Москвина, пела Вера Панина, танцевала Гельцер, индийские факиры показывали умопомрачительные фокусы, на Рождество давались балы с цветами из Ниццы, а на Масленицу бывали блины и катания на тройках.
* Харитоненко горячо откликались на все события русской жизни. В начале 1912 года капитан Седов приехал в Москву собирать средства на свою экспедицию к Северному полюсу. Павел Иванович первым подписал крупную сумму на оснащение “Святого Фоки”. В честь Седова был устроен завтрак.
* В Рождественский сочельник у Харитоненко устраивалась елка. В 9 часов вечера подавался ужин, причем под скатертью, по малороссийскому обычаю, лежал тонкий слой сена, поверх же скатерти – букеты фиалок и ветки мимозы.
Под салфеткой приглашенные находили какой-нибудь рождественский подарок. Девочки Клейнмихель и я, как наиболее любимые, находили обычно на тарелках замшевый футляр с какой-нибудь драгоценной безделушкой – чаще всего брошкой из мелких бриллиантиков или уральских камней.
* В доме Харитоненко я участвовала в двух любительских спектаклях. Оба раза в качестве режиссера был приглашен Иван Михайлович Москвин. Думаю, что хозяевам эти затеи стоили очень дорого, т.к. иначе вряд ли Москвин согласился бы возиться с 16-летними актерами, не умевшими ни ступить, ни сесть на сцене.
* Владимир Долгоруков, провалившись в 1910 г. на выпускных экзаменах у Поливанова, по совету Харитоненко отправился в их “вассальный” город Сумы, чтобы выдержать там испытания в более благожелательной к нему обстановке.