Система «нипель»
Кандидаты-Котики / Тренируем Гражданственность! / Партия – Это Сила / Как Выбрать Полезного
В социальных сетях очень точно написали: «Будьте благословенны, выборы! Последний месяц все (власти – прим. автора) работают, как должны!»
И трудно не согласиться, в общем. Словно случайно, знаковые инфраструктурные городские объекты – Театральная площадь, «Романтика», стадион «Авангард» – к октябрю 2020 г. начинают приобретать стройные очертания завершенных. Пять лет дела по их реконструкции шли ни шатко, ни валко – то проекты забраковывались, то денег не хватало, то сообразительности, а тут вдруг все сошлось, и надо же – аккурат к самим выборам.
Политики нынче стали такие белые и пушистые, словно котята. Мурлыкают, игриво выпускают когти, играются с мячиками и бантиком. Так и хочется взять их на ручки и почесать за ушками. Но если котят не воспитывать и не контролировать, как вы знаете, сразу после выборов они вырастают и начинают гадить по углам.
Исходя из происходящего, мне кажется, стоит вернутся к обсуждению формулы 1+1. Нет, это не о телеканале. Смысл этой формулы в том, чтобы выборы проводить каждые два года. Почему тогда 1+1? Все просто и предельно честно. Первый год – они воруют, второй – работают на громаду. Впрочем, есть сомнения: а вдруг в первый год украдут настолько много, что на второй год громаде уже ничего не достанется?
Местные выборы во всем мире имеют свою специфику и тенденции. Одна из самых главных, к сожалению – низкая явка избирателей. Хотя, спрашивается, почему так? Ведь от местных политиков, особенно там, где сильное самоуправление и децентрализация, повседневная жизнь людей – дошкольное и школьное образование, охрана здоровья, коммунальные услуги, безопасность (!) и многое другое – зависит куда больше, чем от президента или парламента. Возможно, учитывая новизну (впервые децентрализация, объединенные территориальные громады) и остроту момента (впрочем, у нас что ни выборы, то острота и «решается судьба страны»)? в этот раз явка в Украине составит хотя бы 50%, но верится в это с трудом почему-то. Местные выборы, конкретно депутаты в городской совет – наши прямые представители во власти, и именно на них нужно начинать тренировать свои гражданские навыки, конструктивно сотрудничать, требовать вынесения проблемных вопросов округа и микрорайона на депутатские комиссии и т.д. И вы знаете, даже в действующем нынешнем горсовете есть такие депутаты, душой болеющие за округ, за развитие территории и инфраструктуры, осуществляющие классные проекты с привлечением не только бюджетных (что часто есть вопросом, сколько ты «откатишь»), но и партнерских средств. Собственно, это и есть работа депутата местного совета.
Однако народ у нас идет по гораздо более простому и привычному пути: лавочки, лампочки в подъезд, ямы во дворе – все эти действительно полезные мероприятия и считают основной заслугой депутата. Хотя, как правило, последние лет десять депутат даже не свои деньги тратит – есть специальная графа в городском бюджете, в которой прописана немалая сумма каждому депутату на благие дела. В медиа, как правило, это преподносят как великий подвиг – мол, «сделано за депутатские деньги»! Манипуляция, конечно же, и обман, потому что сделано это за деньги, которые жители ридного сити заплатили в городской бюджет в виде налогов и сборов. Т.е. это деньги налогоплательщиков, которые депутаты так незатейливо переименовывают в «депутатские».
Плюс, конечно, большое значение имеет, от какой партии выдвигается депутат. В отличие от очень многих поборников самостоятельности депутатов, считаю, что это очень правильно – солидарная партийная ответственность. Партийная принадлежность означает, что депутат имеет за спиной ресурс, в т.ч. и в городском совете, поддержать нужные инициативы, имеет организационную, техническую и даже интеллектуальную поддержку, если, конечно, в партии не одни дураки и проходимцы. Таких партий вообще не существует, наличие в ней порядочных, ответственных и умных людей обязательно. Вопрос в ходе развития партийной организации будет заключаться лишь в том, кто возьмет верх: воры и проходимцы, дураки или умные и порядочные. А так вообще в любую партию принимают всех. Потому как на лбу не написано, кто ты есть, а красивые слова в социальных сетях писать и льстить начальству у нас практически каждый хорошо со школы обучен. Так что если в партии гору берут воры и проходимцы, то им удается какое-то время паразитировать за счет умных и порядочных, а потом первые либо коррумпируют вторых, либо вторые уходят в другой проект или вообще из политики, разочаровавшись в лучших людях эпохи. Если же гору берут умные и порядочные, то… То надо дожить до такого и хотя бы раз посмотреть, что из этого получается. В других странах, говорят, только так и бывает. Но это сказки, конечно.
Как же разобраться и выбрать правильного, полезного депутата? Например, вы голосуете за партию Х, поддерживаете ее идеологию, разделяете ценности, а по вашему округу от нее выдвинули такого кандидата, что клеймо на нем негде ставить, вы это точно знаете, в одном же городе живем! Что делать? Не голосовать? Тоже неправильно.
Чтобы избежать таких ситуаций и сделать выбор людей более точечным, законодатель и ввел новую систему голосования. Она позволяет выбирать партию и депутата от партии точечно. Нет смысла здесь вдаваться в подробные пояснения, очевидно сейчас одно – новая система голосования может вызвать у людей серьезные трудности не только при выборе своего кандидата, но и при заполнения бюллетеня. Иными словами, существует большая вероятность того, что многие бюллетени могут быть заполнены со значительными или не очень значительными ошибками. И тут за дело возьмутся избирательные комиссии, для которых такая система голосования также в новинку.
То, что новое всегда требует тщательной подготовки людей к восприятию нового – не новость, простите за тавтологию. Иначе она обречена на провал. Серьезной разъяснительной компании на уровне государства, ЦИК, местных властей пока не наблюдается. Специально, нет денег, не додумались, еще начнут – трудно сказать, что там такое. Однако откровенного провала никто не допустит – слишком большой удар будет нанесен по репутации власти. Значит, комиссии могут что-то прощать в «незначительных ошибках», а какие-то ошибки признавать значительными и признавать бюллетень недействительными Вопрос: можно ли сделать такую корректировку справедливой по отношению ко всем участникам избирательного процесса? Ответ мне кажется совершенно однозначным, особенно учитывая партийные составы комиссий.
Будьте бдительны. До новых увлекательных встреч. Жизнь прекрасна.