Забытые жертвы. Спустя 75 лет с дня завершения Второй мировой войны точное число павших на Сумщине остается неизвестным
Точные данные по многим причинам установить практически невозможно. Но если над подсчетом потерь Украины в этой войне в последние годы работало множество историков, написаны десятки работ и статей, то точным подсчетом жертв на Сумщине занимались недостаточно.
Иван Лиховоз родился в 1918 г. и вырос в с. Михайловка Бурынского района. В 1939 г., еще до начала войны, был мобилизован в армию, попал в 17-й кавалерийский полк НКВД. Во время войны он входил в состав 11 стрелковой дивизии НКВД, которая в 1941-42 гг. воевала как обычная стрелковая дивизия на советско-германском фронте, прикрывая Кавказское направление. Так Иван Лиховоз в составе артиллерийского расчета оказался в окрестностях г. Нальчик. 26 октября там разгорелись ожесточенные уличные бои за город с наступавшими немецкими частями. Расчет Ивана Лиховоза принял в них активное участие и по приказу командования остался прикрывать отход остатков полка на перевале за окраиной города. Именно там 28 октября 1942 г. он и погиб от разрыва немецкого снаряда…
Это судьба лишь одного из уроженцев Сумщины, погибших в годы Второй мировой войны. Жестокая схватка между двумя тоталитарными режимами – советским и нацистским – на территории Украины продолжалась больше трех лет – с 1941 по 1944 год. По последним, очень приблизительным данным, она обошлась Украине, от 10 млн (по обобщенным данным областных томов «Книги Памяти Украины») до 14 млн человек погибшими (имеются в виду общие демографические потери). Точные данные по многим причинам установить практически невозможно. Но если над подсчетом потерь Украины в этой войне в последние годы работало множество историков, написаны десятки работ и статей, то точным подсчетом жертв на Сумщине занимались недостаточно.
Иван Лиховоз (на фото слева) погиб вдалеке от родной Сумщины, но его фамилия, в отличие от других погибших, все же есть в списке жертв войны Однако на мемориале в г.Нальчике его имени нет, как и нескольких десятков уроженцев области, погибших там вместе с ним
Впервые подсчетом в сентябре-ноябре 1943 г. занялась Сумская областная чрезвычайная государственная комиссия по установлению злодеяний немецко-фашистских захватчиков. По ее данным, за более чем два года от репрессий нацистов и в результате боевых действий погибли около 110 тыс. человек, до 100 тыс. человек были вывезен на принудительные работы в Германию. Нацисты сожгли и разрушили 130 тысяч жилых и надворных построек граждан и 28 сел.
По неточным данным, по состоянию на 1939 г. население Сумщины оставляло 1,62 млн человек. По подсчётам комиссии, во время войны погибло около 9% населения области. По словам главы Сумской областной организации Национального союза краеведов Украины Олега КОРНИЕНКО, акт этой комиссии составлялся впопыхах, к визиту на Сумщину тогдашнего первого секретаря ЦК КП(б)У Никиты Хрущева и опирался на документы районных комиссий, которые также были неполными. Не были учтены уничтоженные в 1941 г. нацистами евреи, число погибших в лагерях военнопленных также было очень приблизительным.
Во времена коммунистического режима существовал негласный идеологический запрет на подсчет жертв войны. Только в 1990-х годах, после восстановления независимости Украины, была издана Книга Памяти Сумской области, в которую внесены данные о 190 тыс. погибших на Сумщине и ее уроженцах. По словам Олега Корниенко, в ней еще остается очень неполным список погибших военнослужащих. Только в 1941 г. в армию из Сумской области было призвано более 230 тыс. человек. В 1943 г., после освобождения области от нацистов, военкоматы буквально выгребали все мужское население области в возрасте 16- 45 лет. Цифры призыва 1943 г. были еще больше. В армию из области могло быть призвано до 500 тыс. человек. Потери были очень высокими: только из числа мобилизованных могли погибнуть не менее 160-170 тыс. человек.
Мобилизационные списки военкоматов Сумщины 1941-43 гг., ныне находящиеся в Центральном архиве Министерства обороны РФ, остаются до сих пор засекреченными. Это еще одно обстоятельство, которое делает почти невозможной работу по подсчету погибших.
«Порядка в учете военных захоронений на территории области тоже нет. С одной стороны, во многих братских могилах может быть захоронено намного большее число погибших, нежели указано. С другой – один и тот же погибший может числиться погребенным в двух, а то и трех могилах. Вопросом установления истины сейчас вообще никто не занимается. Должность единственного служащего областного военкомата, который вел учет погибших, была сокращена еще в 2013 году», – говорит Олег Корниенко. По его словам, до сих пор существуют неучтенные могилы – в частности, после неудачной попытки Красной армии в марте 1943 г. взять Сумы.
Как ни горько, до сих пор все еще остаются непогребенными тела погибших солдат. Розыском погибших со стороны Красной армии занимаются только отдельные энтузиасты, объединенные в несколько поисковых отрядов. Только одному из них, сумскому поисковому отряду «Возвращение» под руководство Алексея МАСЮЧЕНКО, весной 2020 г. удалось найти семь погибших. Одного нашли под с. Градское Путивльского района, двух под Ахтыркой, трех – под с. Михайловка Лебединского района.
Остается неисследованным и число жертв со стороны различных пронемецких военных формирований, созданных в 1941-43 гг. на территории области, – вспомогательной полиции, формирований Хи-Ви Украинского освободительного войска, батальонов Украинского Вольного Козачества, охранных батальонов. По разным сведениям, они насчитывали несколько десятков тысяч человек.
Сергей Бондаренко, “Панорама” №19