Нулевой вариант. Когда станут известны неофициальные подробности газового контракта между Украиной и Россией
НАК «Нафтогаз» и российский «Газпром» подписали новый контракт о транспортировке газа в Европе. Соглашение тут же получило полярные оценки: от «сдачи национальных интересов» до «уверенной победы». Как всегда, истина находится где-то посередине
Открытая агрессия России против Украины продолжается уже шестой год, и конца ей не видно, поэтому любое соглашение со страной-агрессором в Украине было бы встречено негативно. Но 1 января 2020 г. заканчивалось действие договора 2009 г., согласно которому по украинской газотранспортной системе (ГТС) российский газ транспортировался в Европу. Отказ от подписания нового контракта автоматически прекращал эти поставки. Украине срыв транзита угрожал минимально – предвидя подобную ситуацию, НАК «Нафтогаз» весной-осенью 2019 г. закачал в украинские хранилища 21 млрд куб. газа. Этого должно было хватить для обеспечения нужного давления в ГТС до конца отопительного сезона и без транзита. Однако оставался вопрос, что делать с газотранспортной системой дальше, ведь она строилась именно исходя из транзита в Европу.
Также прекращение прокачки газа ставило под угрозу обеспечение газом многих европейских стран в самое холодное время года – зиму. Европейский союз -стратегический и торговый партнёр Украины, а также один из крупных кредиторов. Поэтому пренебрегать его интересами не следовало. Ещё одним аргументом «за» был доход от транзита газа в сумме 3 млрд долл. ежегодно, наполнявший через налоги госбюджет Украины.
Существовал лишь единственный вариант отказа от подписания прямого контракта з «Газпромом» – создание украинско-европейского газового консорциума, который бы арендовал нашу ГТС и взял на себя обязанности по транзиту российского газа. Однако эта возможность была чисто теоретической по двум причинам. Во-первых, для создания консорциума и аренды ГТС было необходимо отделить от «Нафтогаза» функцию транзита газа (т.н. анбандлинг). До завершения контракта 1 января 2020 г.
это было невозможно по юридическим причинам – ведь контракт 2009 г. «Газпром» подписывал именно с «Нафтогазом». Кстати, 1 января процесс анбандлинга все-таки был завершён. Теперь транзитом газа занимается предприятие ООО «Оператор ГТС Украины», которое полностью принадлежит АО «Магистральные газопроводы Украины», в свою очередь подчинённого Министерству юстиции. С 1 января оно работает по правилам Третьего энергопакета ЕС, чего Евросоюз постоянно требовал от Украины. Именно так российский газ теперь поступает в Европу. Вторая причина для краха идеи подобного консорциума – отсутствие политической воли как со стороны нового украинского руководства, так и со стороны стран Евросоюза. Почему так – тема отдельной статьи.
Тексты подписанных «Нафтогазом» и Газпромом контрактов и остальных документов по стоянию на 2 января ещё не опубликованы. Однако основные положения контракта приблизительно известны. Он подписан на пять лет, хотя Украина добивалась десятилетнего контракта. Существенно снижаются объёмы транзита российского газа через ГТС – в 2020 он составит 65 млрд куб. м, а в 2021-25 гг. – по 40 млрд куб. м. Для сравнения – в 2019 г. через ГТС было прокачано 90 млрд куб. м российского газа. Существенно падает и плата за транзит, но тут в цифрах высшие украинские чиновники путаются, причём разница достигает нескольких миллиардов долларов.
Президент Владимир ЗЕЛЕНСКИЙ заявил, что за пять лет Украина получит от «Газпрома» за транзит 7 млрд долл., тогда как в 2018-19 гг. она ежегодно получала 3 млрд долларов. Министра энергетики и экологии Алексей ОРЖЕЛЬ же заявил, что за пять лет Украина заработает 15 млрд долларов.
Обе стороны также отказались от взаимных претензий. «Нафтогаз» отозвал свои иски к Газпрому в Стокгольмский арбитраж на 12 млрд. долл., «Газпром» же, по словам главы «Нафтогаза» Андрея КОБОЛЕВА, отозвал свои претензии к «Нафтогазу» на 80 млрд долларов. «Газпром» также перечислил «Нафтогазу» 2,9 млрд долл. во исполнение предыдущего решения Стокгольмского арбитража 2018 г. в пользу Украины. Взамен на это «Нафтогаз» отказался от претензий на взыскание равноценного имущества «Газпрома» в Европе.
Некоторые эксперты называют подписанный контракт «нулевым вариантом», т. е. компромиссом, в котором Украина сколько получила, столько и потеряла. Впрочем, в СМИ уже просочилась непроверенная информация о неких пяти фирмах, которые заключили контракт с «Газпромом» на поставку российского газа напрямую.
Кому принадлежат эти фирмы и как это могло произойти, пока неясно. «Нафтогаз» уже четвёртый год не покупает российский газ. Но если информация о пяти фирмах подтвердиться, это может оказаться теневой стороной подписанного контракта, о роли в которой нынешней высшей украинской власти нам предстоит ещё узнать.
Сергей Бондаренко
Панорама №2-2020