По скользкой дорожке. Нынешняя центральная власть начинает повторять ошибки режима Януковича
Власть предержащие в Украине любят критиковать «папередников», но одновременно с таким же упорством любят наступать на те грабли, на которые уже наступали те же «папередники». «Дело Пашинского», о котором много говорили на прошлой неделе, а также другие дела, открытые Госбюро расследований против бывших высших чиновников, это подтверждают.
Арест и водворение в Лукьяновское СИЗО 7 октября 2019 г. экс-председателя комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Верховной Рады Сергея ПАШИНСКОГО по «бытовому» делу напомнил многим начало процессов против Юлии ТИМОШЕНКО и Юрия ЛУЦЕНКО в 2011 году. Тогда Виктор ЯНУКОВИЧ решил устроить показательную порку видным оппозиционерам, чтобы запугать остальных. Безусловно, оба не были ангелами: при министре МВД Юрии Луценко в министерстве процветала коррупция. Казалось бы, вскрой эту пирамиду коррупции – и никто не скажет, что это политические репрессии. Но следователи Генпрокуратуры, направляемые из администрации Януковича, пошли по другому пути. Юрия Луценко судили за якобы нецелевое использование средств на празднование Дня милиции и внеочередное присвоение звания своему водителю. Натянутость таких обвинений в ходе судебного процесса была ясна всем. Поэтому сразу же после осуждения Юрий Луценко фактически получил статус политзаключенного. Естественно, судилище над ним ударило по рейтингу самого Януковича – так же, как и судилище над Тимошенко. В 2014-2019 гг., при постмайданной власти, из высших чиновников времён Януковича не был осуждён никто – даже за те реальные преступления, которые совершались ими в конце 2013-начале 2014 годов. Но вот с мая 2019 г. стали появляться дела, которые вполне можно назвать политическими. Инициировал их бывший соратник беглого президента Виктора Януковича Андрей ПОРТНОВ, который вернулся в Украину после пяти лет эмиграции в России. Криминальные производства против самого Портнова, открытые в 2014 г., так и не были доведены до конца – то ли из-за низкой квалификации следователей, то ли из-за политических «договорняков». Генпрокуратура разыскивала Портнова по обвинению в государственной измене и причастности к массовым убийствам активистов на Майдане в 2014 г. Прокуратура Крыма проверяла причастность Портнова к постановлению Верховного Совета Крыма во время начала оккупации полуострова. Сразу после возвращения МВД предоставило ему вооружённую охрану. Такая внезапная опека объясняется просто – бывший юрист Портнов, по сообщениям СМИ, оказался тесно связан с бывшим юристом Игоря КОЛОМОЙСКОГО – ныне главой офиса (администрации) президента Андреем БОГДАНОМ. Заинтересованность новой власти во главе с Владимиром ЗЕЛЕНСКИМ в сотрудничестве с Портновым понятна. Ведь кампания Зеленского во многом строилась на противостоянии с Петром ПОРОШЕНКО и постмайданной властью вообще, которая обвинялась во всех грехах. Предвыборный слоган кампании нынешнего президента «Весна придёт – сажать будем» был размножен на тысячах билбордов по всей стране. Для поддержания рейтингов предвыборные обещания надо выполнять. Очевидно, по имиджевым причинам в команде Зеленского решили, что инициатива преследования высших чиновников должна исходить не от них, а от некого «постороннего. Для этого и понадобился эмигрант Андрей Портнов –дескать, у него мотивы личной мести, а мы тут ни при чём.
Именно поэтому, когда Андрей Портнов стал подавать заявления о преступлениях, якобы совершенных бывшим президентом Петром Порошенко, Госбюро расследований тут же начало открывать по ним криминальные производства. Среди них обвинения по незаконности приказов во время антитеррористической операции в 2014 г., во время ротации кораблей ВМФ в ноябре 2018 года, приведшие к противостоянию в Керченском проливе и т.п. В то же время открывать производства против самого Портнова в Госбюро расследований регистрировать отказывались даже после решения судов.
Но вернёмся к «делу Пашинского». Во время его бытности у власти его много раз обвиняли в причастности к коррупции. Казалось бы, в ГБР должны были начать расследования именно по этим эпизодам – есть доступ к документам, можно найти свидетелей и т.п. Но криминальное производство было открыто повторно по «бытовому» делу. В декабре 2016 г. на лесной дороге, в темноте автомобиль Пашинского чуть не протаранил стоявший поперёк дороги микроавтобус без огней. Когда начались разбирательства с водителем микроавтобуса, не совсем трезвый Вячеслав ХИМИКУС, который якобы проходил мимо и не был знаком с водителем автобуса, вдруг стал на его сторону, да так, что ударил Пашинского по голове бутылкой, после чего последний выстрелил сначала в воздух, а потом в ногу обидчика. Эпизод долго расследовался Генпрокуратурой и в конце концов был закрыт ещё в 2017 году. Но в 2019 г. о нем внезапно вспоминают снова, и прокуратура просит у суда меру арестовать Пашинского без права залога, хотя только недавно чиновник времён Януковича Александр ЕФРЕМОВ, обвиняемый в поддержке сепаратизма, вышел на волю под залог. Вишенку на торт сомнений в политическом характере преследования Пашинского 10 октября положил сам президент Зеленский, объявивший, что «Пашинский бандит, потому что так думают 100% людей».
После этого заявления отмена приговора против Пашинского в Европейском суде по правам человека (если до этого дойдёт) гарантирован. Ведь правопорядок и борьба с коррупцией – это не заказушные дела и беспредел, а строгое соблюдение всех законов и процедур, кем бы нли был обвиняемый.
Сергей Бондаренко
Панорама №42-2019