Олег ДЕМЬЯНЕНКО: «Фото – это решающий момент»
Работы фотожурналиста Олега Олег ДЕМЬЯНЕНКО отличаются образной динамикой, информационными подтекстами и, как правило, тонким юмором и едва уловимой доброжелательной иронией. Ему удается рассмотреть и почувствовать в происходящем событии «решительный момент», а также мастерски запечатлеть его. Красноречивые, неоднозначные и запоминающиеся фотографии Олега Демьяненко – это не случайное наитие, слепая удача или неожиданная импровизация. За каждым успешно запечатленным фотомоментом истины таятся подготовительная работа, опыт и любовь к ремеслу фотографа.
r. Олег, как ты пришел к профессии фотографа?
Олег Демьяненко: Как и многие дети, занимался в фотокружке. В 1999 г. знакомый сказал, что освободилось место фотокорреспондента в газете «Данкор». Я решил попробовать, но сначала ничего не получалось. После ряда неудач хотел даже бросить это дело. Помните, тогда еще снимали на фотопленку, и, конечно, технология была сложная и трудоемкая. Со временем стали появляться хорошие снимки, я прошел испытательный срок, и меня взяли в штат газеты. Так я работаю и сейчас в этом издании, правда, с 2015 г. оно переформатировалось в сайт.
R: Ты самостоятельно учился фотоделу?
О.Д.: Да, постигать азы и тонкости ремесла пришлось самому. Очень хорошим профессиональным подспорье стали тренинги, организованные по линиям международных журналистских фондов, организаций. Они помогли понять суть ремесла фотокорреспондента – профессии, которой в Украине нигде не учат. Я считаю одним из важных моментов отсматривать как можно больше работ хороших авторов. По аналогии — чем больше ты читаешь книг, тем точнее ты формулируешь свои мысли. Так, просматривая большое количество фотоснимков работы моих опытных коллег, я стал автоматически формировать кадр, даже не имея в руках камеру. Появились профессиональный навык и привычка на уровне подкорки, интуиции.
R: Ты считаешь свою работу творческой?
О.Д.: Безусловно. Меня всегда до глубины души удивлял и возмущал тот факт, что, например, на ТВ кинооператор относится к техническому персоналу. На самом деле от его личностного взгляда и мастерства зависит многое. Ведь человек с камерой находится на передовой, в гуще событий. От того, насколько он точно и хорошо сработает, зависит наполнение видеоряда. Кинооператор так же, как и фотокор, не может быть техническим персоналом. В его работе прежде всего присутствует творческое начало.
R: Ты имеешь опыт в разных жанрах фото?
О.Д.: Время от времени поступают коммерческие заказы – свадьбы, юбилеи. Каждая съемка – это профессиональный опыт, школа. Не могу для себя выделить какой-либо жанр – все зависит от настроения, обстоятельств. И вне зависимости от предназначения фотографии очень радостно и приятно, когда получается классная работа. Также в Сумах в 2010 г. состоялась моя персональная выставка концептуальной фотографии “Взаимозаменяемость”, где была представлена серия портретов. Все они были выполнены в лаконичной черно-белой палитре.
R: Есть творческие мечты, планы?
О.Д.: За годы моей работы накопился огромный фотоархив. Хотелось бы его упорядочить, структурировать. Да и сейчас, поскольку я человек довольно педантичный, все мои фото систематизированы, папки подписаны согласно датам, событиям. Но было бы здорово из огромного количества фоторабот разных лет, периодов создать книгу-альбом с тематическими главами, сюжетом.
R. Самый продуктивный творческий период и самый классный отдых?
О.Д.: Начиная с 20О4 по 2008 гг. – это время стало для меня и памятным, и творчески результативным. А отдых – это полная свобода, импровизация. Для полноценного отдыха – главное, чтобы были рядом семья, друзья, хорошая компания и комфортное место.
R: Что для тебя самый главный стимул и самая большая награда?
О.Д: СЕМЬЯ и СЕМЬЯ.
Олена Шевченко, “Панорама” №23