Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Виниловый Кот

242

“Запись пластинки в Москве была одной большой авантюрой”, — считает солист группы «Кайф» Олег БОНДАРЕНКО

Максим ПЯТНИЦКИЙ

ДОМ Олега Бондаренко неподалёку от Центрального рынка легко отличить от других — по его крыше снуют несколько пар котов. «Я очень люблю этих животных, с детства с ними носился. Всегда заводил по 5–7 „штук“ — не меньше, чем сейчас. Нам нужны животные, чтобы понять, что разум присущ не только человеку», — с улыбкой замечает Олег, которого друзья называют Котом (конечно, любовь к хвостатым сказалась). Он оказался весьма гостеприимным человеком — сразу перешёл на «ты» и предложил трубку и кружку пива.

«В музыке я с первого класса, — рассказывает Олег. — Когда учился в 7 классе, отец принёс гитару. Играть научил мой зять. Он был басистом в музыкальной группе Сумского филиала ХПИ, играл тогда на танцплощадках почти весь репертуар Rainbow, Deep Purple и Led Zeppelin — самую популярную музыку начала 80-х».

[q]r: Сумская Рок-тусовка 80-х — что она из себя представляла? [/q]
 — Для меня первым заметным событием рок-тусовки стал трёхдневный рок-фестиваль в политехе весной 88-го года. На сцену не так просто было попасть — даже отбор проводили. В итоге выступали 14 команд. Для группы, в которой я играл, это выступление было премьерным. Тогда я ещё в школе учился, заканчивал 10 класс. Концерты проводили комсомольцы: они старались рулить прогрессивной молодёжью в городе, долго вынашивали идею создания под своим крылом рок-клуба, рок-лаборатории.

[q]r: Как относились в школе к «патлатым рокерам»?[/q]
О.Б.: Во время фестиваля, помню, у нас в школе как раз проводили тренировочный сбор допризывников — мне и однокласснику Сергею АГАПОВУ пришлось после возлияний и бессонной ночи тоже туда идти. Мы с трудом реагировали на команды типа «Вспышка слева!» и «Газы!» — просто засыпали на месте (Смеётся). Рокеры, блин…

В период моего рокерства хаера уже не запрещали носить: новая политика партии позволяла, даже пытались это всё оформить как работу с молодёжью. А «гопники», конечно, доставали. Приходилось и в морду получать. Можно посмотреть фильмы «Асса» или «Взломщик» — классику того времени. Они весьма адекватно отражают среду, в которой жила рок-тусовка.

После распада Союза тусовка продолжала жить, но уже по-другому. Из ярких личностей — это Вадим ЯРОШЕНКО, который впоследствии работал радио-диджеем, а потом ведущим на канале М1, Роман КИЕВИЦКИЙ — ныне один из организаторов джаз-фестиваля в Коктебеле. Не нужны были никакие наркотики — нам просто было весело. Затем все повзрослели, и тусовка развалилась. Пошла другая жизнь — надо было работать и выживать. Золотое время сумского рока — 1987–1995 годы. Тогда было много концертов. «Кайф», «Майа», «Резонанс», «Палата №6» — далеко не полный список хороших сумских групп, популярных в тот период.

Сейчас тусовка, слава Богу, возрождается. Ещё бы нынешние молодые группы играть научились (Смеётся). Жаль, что у нас нет небольших арт-клубов — это хороший концертный опыт.

Большая авантюра

[q]r: Как твоей группе «Кайф» посчастливилось записать альбом в Москве? Говорят, что в этой истории много необычного… [/q]
О.Б.: Моя прежняя группа «Архив» фактически распалась, когда басист Виталий ОБОД ушёл в армию. Оттуда он вернулся другим человеком и скоро покинул коллектив. Кстати, его старший брат Андрей стал после армии нашим звукорежиссёром.

В начале 90-х в команде у нас было три человека, и все Весы по знаку зодиака — полный бардак! Пригласили клавишника — Юру УДОВИКА, а первый барабанщик наш угодил в психбольницу и там вроде до сих пор находится. Нашли Сергея ЯКСОНА, пришёл басист Паша САЧЕНКО — они с Сергеем очень хорошо «спелись», позже присоединился Сергей ДЯЧЕНКО. В таком составе и записывались.

А случилось всё неожиданно. Я поехал в Донбасс праздновать сорокалетний юбилей своей так и не состоявшейся тёщи. Там у меня случился приступ аппендицита, пришлось делать операцию. В больницу позвонил Сергей Агапов и предложил записать альбом в Москве, на студии «Мелодия». Он работал в то время в Восточноукраинской брокерской фирме и по тем временам был очень обеспеченным человеком. Он заходил на студию к Стасу НАМИНУ — там ему не понравилось. Тогда он заглянул на «Мелодию» и сделал предоплату за наш диск, заказал номера в гостинице. Но из-за моей болезни запись пришлось перенести на 2 месяца. Приехали — петь не могу, голос стал ломаться на нервной почве. Наверное, стоило бы согласиться на выпуск компакт-диска. Но тогда они были ещё в диковинку.

Кроме того, фирма «Мелодия» нас серьёзно подвела с контрактом: обещали выпустить диск через месяц после ОТК (тогда комиссия в обязательном порядке долго проверяла качество записи), а выпустили лишь спустя год — в 1993, когда о виниле резко забыли. Мы остались недовольны работой звукорежиссёра. Да и много чем остались недовольны.

Пластинки пришлось вывозить на ЗИЛе при морозе минус 30, уже через границу. Таможенники не давали разрешение на ввоз дисков — провозили фактически нелегально. Позже много пластинок пропало: они хранились в подвале на даче, а тут наводнение…

Секс, рок и политика

[q]r: Говорят, что в сумской рок-музыке было два секс символа — ты и Вадим Ярошенко. Как чувствовали себя в этом неофициальном статусе, и как это влияло на ваши отношения с девушками? [/q]
 — Бельё, конечно, не летало по залу, но с концерта без женщины я не уходил. Музыка — это самый элементарный способ «завалить тёлку» (Смеётся).

[q]r: Кто из нынешних сумских групп тебе импонирует? [/q]
 — Пожалуй, нет такой группы. Многие у меня записывались — я знаю, как они играют. Кроме понтов — в основном ничего нет. Этим надо заниматься, а не ходить и кричать, какие мы великие. Начинаем писаться — у басиста все струны звучат, а барабанщик не может попасть в метроном.

Утрачена связь поколений. Сейчас «Резонанс» пытается восстановить эту связь и передать свой опыт молодым командам.
Из украинских редко кого-то слушаю. Нравится «Океан Эльзы» — хорошие песни.

[q]r: Работа звукорежиссёром в Сумах тебя на сегодняшний день устраивает? Ведь, наверное, это не слишком востребованная профессия на нашем городе… [/q]
 — Мой начальник Владимир ПРИХОЖАЙ — замечательный музыкант, интеллигент, умница — всем бы такого директора. Я доволен теперешней работой, грех желать большего. Звукорежиссер — это всё же не вагоны разгружать, да и мой музыкальный опыт во многом помогает работе в студии. Дел хватает — без работы сидим редко. У нас в основном записываются дети из вокальной студии Елены САЙ. Были еще несколько рок-команд. Записываться нынче дорого — $10 в час, а писать одну песню — это минимум 10 часов. Поэтому нечасто приходится работать с рок-музыкантами. Да и пусть ребята не обижаются — но не очень приятно с ними работать, их музыкальные навыки меня не впечатляют. Чтобы хорошо играть и нравиться людям, надо музыкой заниматься, у нас же в городе зачастую всё по-другому.

[q]r: Во время избирательной кампании тебя можно было почти каждый день видеть на сумском майдане. Ты занимался организацией концертов сумских рок-музыкантов. Сейчас не жалеешь, что участвовал в тех событиях? [/q]
– Не жалею, потому что не сделал ничего плохого: по просьбе сумского штаба Виктора ЮЩЕНКО мы собрали хорошие концерты, поддерживали людей на площади.
Что из этого получилось через год — немного грустно… Одно слово — достали… Я вообще монархист по убеждениям. Это всё не демократия, а, как пишет Виктор ПЕЛЕВИН, «демо-версия».

Досье

Олег Бондаренко родился в 1971 г. в посёлке Молодёжное Кировоградской обл.
В 1980 г. семья Олега переехала в Сумы.

Профессионально музыке не обучался. С 1980 по 1994 гг. был солистом сумских рок-групп «Архив» и «Кайф». Сейчас работает звукорежиссёром в студии Владимира Прихожая. В мае 2006 г. после многолетнего перерыва дал сольный концерт.

Знак зодиака — Телец
Любимое животное — коты
Любимый напиток — пиво
Хобби — женщины