Перец в «балканский котел». Россия ведет опасную игру в Македонии и Сербии
В конце сентября Балканы встряхнули два события – противостояние в Косово и референдум в Македонии. Россия, которая считает Балканы своей «вотчиной», активно пыталась влиять на каждое из них.
Одним из краеугольных камней политики России на Балканах является стратегия торможения вступления балканских стран в НАТО и ЕС. Единственное реальное объяснение этой политики – нынешнее реакционное руководство РФ донимает старый имперский синдром, не позволяющий принять новые реалии после распада СССР. А раз так, для Балкан подойдет старый имперский метод – «разделяй и властвуй».
Конфликт между Сербией и краем Косово продолжается уже второй десяток лет. Война в Косово благодаря усилиям США и НАТО прекратилась в начале 2000-х, но мира между ними нет. В Сербии считают край своей территорией, Косово объявило независимость в 2008 г., получившую признание многих ведущих государств мира, в т. ч. США. Периодически между Сербией и Косово впихивают острые конфликты, обе стороны бряцают оружием, но до прямых вооруженных столкновений не доходит из-за присутствия войск НАТО. Мало того – Косово взяло курс на вступление в ЕС, так же как и Сербия.
Соль на рану. Подогревая конфликт в Косово, российское руководство сдерживает вступление в НАТО не только Сербии, но и окружающих стран
Российскому руководству только остается подливать масла в огонь конфликта, тем более что сербское руководство охотно прислушивается к голосу из Москвы. Даже состоявшаяся в результате выборов в 2016 г. смена президента Сербии на считавшегося демократом Александра ВУЧИЧА не помогла. Очередное обострение между Косово и Сербией случилось в конце сентября 2018 года. Президент Косово Хашим ТАЧИ прибыл на север края, в связи с этим косовский спецназ ROSU занял Центр экологии и развития в Зубин-Потоке и позиции в районе водохранилища ГЭС «Газиводе», контролируемую Сербией. В ответ на это Вучич приказал привести в боевую готовность сербскую армию, спецназ которой выдвинулся к ГЕС. До прямой перестрелки дело не дошло, но уже 5 октября Вучич срочно прибыл в Москву, где провел переговоры с Владимиром ПУТИНЫМ. Подробности переговоров не сообщались, кроме формулировки – «о ситуации в Косове».
В 2016 г. руками сербских радикалов и местных сторонников Россия попыталась совершить государственный переворот в Черногории, но потерпела неудачу из-за совместной работы спецслужб стран НАТО, Македонии и Украины. Затормозить процесс не удалось, Черногория получила официальное приглашение вступить в оборонный союз в 2017 г. Еще одной балканской страной, которая могла вступить в НАТО еще 5-6 лет назад, является Македония. Однако уже два десятилетия этот процесс успешно блокирует Греция, выдвинув требование смены названия страны. Один из аргументов – в Греции есть одноименная область «Македония», и без смены названия якобы бывшая югославская республика Македония получит право претендовать на эту область. Весной 2018 г. при посредничестве ЕС сторонам удалось достигнуть компромисса – македонское руководство согласилось сменить название страны на «Северную Македонию», проведя в стране соответствующий референдум. Успех референдума позволил бы стране уже в 2019 г. завершить все формальности по ее вступлению в Альянс и одновременно начать официальные переговоры о вступлении в Евросоюз. Согласие НАТО и ЕС на это у македонцев уже есть. Оружием пророссийских противников соглашения стали не призывы против переименования, а агитация за бойкот референдума.
И она удалась – высказать свое мнение на участки пришло только 36,8% избирателей, тогда как по закону необходимо 50%. Теперь вступление Македонии в НАТО откладывается на неопределенный срок.
Сергей Бондаренко,
“Панорама” №41-2018
Фото из открытых источников