Cемья из Донецка в Сумах открыла первый современный реабилитационный центр для детей с нарушениями психического развития
На так давно в Сумах открылся первый реабилитационный центр для детей с нарушениями сенсорного развития и сопутствующими нарушениями психики. О том, как родилась идея создать мир “Счастливых детей” и как она воплощалась, рассказывает руководительница проекта Елена Абаева
Елена – мама мальчика с аутизмом. Семья Елены и Романа в 2014 г. переехала в Сумы, потому что в их родном Донецке началась война. Их сыну Владику тогда было всего два года. Но по приезде в наш город семью ждал еще один удар: малышу поставили диагноз – аутизм.
r: Какой была первая реакция на переезд и диагноз?
Е.А.: Я не люблю слово “переселенцы”, потому что мы таковыми себя не считаем. Для нас всегда были открыты все двери. Конечно же, мы не собирались оставаться. Но наш замечательный сынок, Владюня, наш младший сын… Когда мы сюда приехали, ему было два годика. Уже в городе Сумы мы узнали, что он у нас особенный. У нашего малыша диагностировали аутизм и интеллектуальную недостаточность. Тогда для нас это был шок. Как и для всех родителей, наверное. Но насколько я благодарна сейчас этому малышу, который открыл для нас мир особенного счастья.
r: Кто поддерживал веру в успех проекта?
Е.А.:В первую очередь, это мой муж Роман. Он первый поддержал меня, сказав: “У тебя все получится”. Также вся наша семья. Когда я говорю “семья”, я имею в виду не только нас с Романом, но и всю нашу команду. Всех родителей, наших специалистов, всех людей, которые сделали свой вклад в то, чтобы этот центр сегодня был.
r: Как создавался мир “счастливых детей”?
Е.А.: Мы открыли первый центр три года назад. Он был совсем маленький – всего две комнатки. Было всего лишь несколько специалистов, девочек, которые нам доверились. И мы начали работать, начали создавать. И нам поверили. Нас становилось больше, и нам потребовалось большее помещение. Как только мы решили, что нам нужно большее помещение, нам сразу же стали встречаться люди, которые нам подсказали, как можно его получить. Было также много “доброжелателей”, которые говорили: “Зачем тебе это нужно? Разве город даст тебе такое помещение?” Но мы решили попробовать. И все работает.
Я не люблю делить детей и людей вообще. Мы все, прежде всего, люди. Мы все имеем право на жизнь. Наша стратегия — не бороться с системой. Мы с нашей командой просто решили, что хотим создавать вокруг себя что-то лучшее. С этой позицией мы ходили к представителям власти, к представителям общественных организаций. И нам везде были открыты двери. Люди помогали и хотели помогать. Потому что, когда ты идешь бороться, ты наталкиваешься на сопротивление. Но наши детки учат нас большой любви, большому принятию и толерантности.
Когда мы получили это помещение, оно было немножечко в неприглядном виде. Здесь не было ни отопления, ни окон, ни дверей, ни пола, ни воды – ничего. Но мы, когда переступили порог, поняли, что это наше в плане энергетики. У меня сразу была картинка, как тут все будет. Меня спросили: “Берешь?”. Ну конечно, беру. А где же деньги взять на ремонт и на все-все-все? Но деньги – это не проблема. Потому что, если бы нас каждый раз останавливали деньги, у нас бы ничего не получилось. Главное – намерение и желание. Мы начали действовать. И спасибо общественной организации “Крым SOS”, которая посоветовала нам обратиться в организацию УВКБ ООН. До этого я полгода писала просьбы, гранты – и вот только УВКБ ООН в Украине откликнулась и поддержала наш замечательный центр.
r: Каким было открытие вашего центра?
Е.А.: Приехало много гостей – тех, кто поддерживал проект все это время. Среди них представитель УВКБ ООН Пабло Матео, посол Швеции в Украине Мартин Хагстрем, генеральный секретарь Национальной Ассамблеи людей с инвалидностью Виктория Назаренко, городские власти и представители общественных организаций, оказывающих поддержку центру.
Для гостей мы организовали экскурсию по помещениям, рассказали о занятиях, которые здесь проводятся, познакомили с сотрудниками и детками, посещающими занятия. Приятно, что наши гости поприветствовали создание такой инициативы, а мэр Александр Лысенко пообещал инициировать решение горсовета, согласно которому центр будет освобожден от платы за аренду помещения, а также создать максимально доступные условия для подъезда к заведению.
r: Кто посещает центр?
Е.А.: Я не хочу говорить “дети с особенностями в развитии”. Мне некомфортно. Я считаю, что все дети одинаковые. Это наши дети. Они немножечко другие. У них есть свои сенсорные нарушения. Кто-то восприимчив к свету, кто-то – к громким звукам, кто-то – к каким-то другим сенсорным раздражителям. Для того чтобы стабилизировать и помочь ребеночку комфортно ощущать себя в окружающем мире, и существует такая методика – “сенсорно-моторное развитие”.
Деткам очень нравится в этом центре, потому что здесь они играют, получают удовольствие. И в игре они развивают те сенсорные нарушения, которые у них есть в разной степени. У нас очень много разного развивающего оборудования. Часть его мы купили при помощи УВКБ ООН. Спасибо им. Все наши сотрудники постоянно проходят обучение. Повышают свою квалификацию.
r: Кто работает в центре?
Е.А.: Я представляю огромную команду, которая принимает участие в этом проекте. Все наши специалисты проходили очень жесткий отбор. И у меня самое главное требование – это любовь к детям. Все наши девочки переживают, они ночами, бывает, не спят, думают, что бы приготовить нашим деткам. Главное правило в нашем центре – не давить на детей.
Анна Горпинич,
“Панорама” №41-2018