Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Сумы могут лишиться уникального Барановского леса

1,782

Сумчане опасаются, что под видом санитарной вырубки леса на Барановке освобождают место под новый элитный коттеджный поселок
О проблемах с вырубкой в сосновом массиве на окраине города заговорили в 2017 году. Тогда жители активно выступили с протестами и провели ряд экологических акций в защиту леса. В начале весны лесники выступили с заявлением, что г. Сумы может лишиться уникального Барановского леса. Вся проблема – в короеде, который уничтожает сосновые насаждения, деревья активно погибают. И чтобы спасти соседние деревья, нужно срубить зараженные. Других методов борьбы просто не существует.
«Ми ризикуємо втратити Баранівський ліс через шкідника. На сьогоднішній день процедура погодження санітарної вирубки лісу дуже складна, і ми не можемо самовільно вирубувати ліс. Оскільки перед цим маємо отримати погодження з Києва. На сьогоднішній день не існує інших способів боротьби з короїдом, що розповсюджується в лісах Сумщини», – об этом заявил еще в конце марта начальник областного управления лесного и охотничьего хозяйства Виктор ЧИГРИНЕЦ. Позиция лесников не изменилась, методы борьбы с вредителя они расширили, но от санитарной вырубки не отказались.
Сегодня жители самостоятельно ищут альтернативу вырубке и находят ее. Действительно ли Барановский лес безнадежно потерян?

От дедов-прадедов
В редакцию обратились жители Барановки, которые уже не первый год выступают против варварских методов и уничтожения леса. «Этот лес был посажен еще моим дедом, который помнил Барановку как пустошь, где гуляли ураганы. Чтобы защитить жителей, был посажен этот сосновый лес. Прошел не один десяток лет, и сегодня мы видим эти могучие высокие сосны, которые не просто стали защитой для наших домов, но и настоящей здравницей для местных жителей. Сегодня на территорию леса нахально ворвались лесники, которые беспощадно вырубают не только больные, а такие деревья действительно есть, но и здоровые. За это вот у нас и болит душа», – рассказывает активистка Наталья ЛЫСЕНКО.
Наталья – одна из тех, кто пишет письма в администрации, ходят на встречи с властями и лесниками, готовы подымать на протесты местных жителей. «По всему периметру леса установлены столбики. На них информация о секторах и о вырубке. Вот теперь ждите, что приедут с пилами – и мы останемся без леса. Не так давно он был заповедной территорией, которую очевидно незаконным путем лишили этого статуса», – рассказывает ее сестра Татьяна.
Женщины с готовностью проводят экскурсию по местам вырубки. Начиная от ул. Хвойной и до ул. Доватора есть на что посмотреть. Вот в самом начале нашего пути видно ,насколько лес поредел. Он уже не такой внушительный, как лет пять назад, когда приходилось здесь бывать. Солнце палит настолько сильно, что хочется спрятаться в тенечек. А вот того самого спасительного тенечка и нет.
«Они вырубили сухие деревья, а может, и здоровые. Вот есть пенек диаметром в 70 см… Не видно по нему, что он заражен, – сетует Наталья. – Остались стоять тоненькие сосенки, которые от малейшего ветра просто падают, их с корнями вырывает, потому что защиты нет никакой. Опять же, солнцем выпаливает траву, выглядит наш лес очень печально…»
Пока мы оценивали масштабы уже проведенной вырубки, вспоминали прадедов, рассматривали старые фотографии, на которых Барановский лес совсем молодой, в конце улицы послышался треск деревьев и шум бензопилы. Пошли в направлении этого звука. Пока добирались до места вырубки, наткнулись на объявление активистов, которые собирали местных жителей, чтобы обсудить и донести проблемы леса.
«В конце месяца мы собирали жителей. Всех тревожит вопрос, что лес могут вырубить, но очень многие не приходят, списывая это на занятость, на личные проблемы. Вот и сегодня у нас есть активистка, которая говорила, что горой за лес будет стоять и пилить не даст…» – объясняет Наталья.
Добрались до вырубки. Здесь трактор и пара сотрудников Сумского лесхоза. На активисток отреагировали негативно, стали звонить начальству. А с журналистами общались охотно. Скрывать нечего: рубят пораженные деревья, на что и разрешение имеется,и с жителями сотрудничать готовы. По поваленным бревнам видно, что действительно деревья поражены, да и свежесрубленное дерево явно усохшее.
Женщины соглашаются, что в этот раз нарушений не видят. Но даже в таком случае остаются ярыми противниками вырубки. «Мы уже потеряли 58-й квартал, который благополучно под шумок и с разрешения властей отдали сначала под вырубку – теперь там дома построены. Уже Барановский лес – не заповедник, и статус этот ему не хотят возвращать. Новыми деревьями этот участок вряд ли засадят», – уверена Наталья Лысенко.

Дело лесников
Специалисты Сумского лесхоза неоднократно объясняли общественности ситуацию с высыханием соснового леса на Барановке. Проводилось не одно заседание и не одна встреча. На последнем из заседаний в Сумском городском совете было принято важное решение – в разметке деревьев, которые пойдут под снос, участвуют и местные жители, чтобы они видели, что рубятся действительно безвозвратно потерянные деревья. «Да, меня на прошлой неделе приглашали, но я отказалась участвовать», – объясняет Татьяна. Поскольку не верит словам и действиям как представителей городских властей, курирующих этот вопрос, так и лесникам. «Я хочу сохранить лес. Я не подпишусь под тем, что они будут зарабатывать деньги, уничтожая наше богатство», – подытожила активистка.
Активисты продолжают писать письма с запросами, не оставляют без внимания ни одно срубленное дерево. Они организовывают экологические акции, пытаются вернуть Барановскому «Сосняку» его утерянный заповедный статус.
Так же стойко продолжают настаивать на своем и лесники. Тем более что статистика распространения вредителя и число пораженных деревьев остается на их стороне.
«В межах міста Суми 755 га лісу, із них 68,8 га пошкоджено верхівковим короїдом. Фахівці ДП «Сумське лісове господарство» порівняли дані від початку, коли тільки виявили ураження сосен верхівковим короїдом, та стан справ на сьогоднішній день. З 2017 року виявлено 38 осередків. Проведено рубку в осередках ураження станом на 1 січня 2018 році три ділянки на 6 га. Проведено у 2018 р. рубку – 10 ділянок на площі 5,4 га. Із 1 квітня по 15 червня настав сезон тиші, тож вирубки були припиненні, і станом на 15 червня кількість осередків ураження зросла до 21, площею 68,8 га. З 1 січня 2018 року ми хотіли розпочати рубку заражених дерев на одній ділянці площею 14 га, де було виявлено 140 дерев, проте тоді ми не дійшли згоди з населенням. Сосни залишись невирубаними і стали розплідникми шкідників. З 1 квітня по 15 червня в лісах був сезон тиші – це заборона проведенню будь-яких заходів у лісах. В цей час розмножувалась фауна, розмножувався і короїд. На сьогодні там вже заражених 320 дерев. На жаль, ми бачимо, якщо нічого не робити, то зараження поширюється», – объяснил на круглом столе в Сумской обладминистрации инженер ГП «Сумськое лесное хозяйство» Руслан СИДОРА.
В лесоуправлении области продолжают искать точки соприкосновения с местными жителями, а также испытывать новые методы борьбы с вредителем. К примеру, сегодня Сумщина стала пионером в испытании нового «биологического оружия» против верхушечного короеда. Харьковские специалисты привезли в леса Ахтырщины насекомое – муравьежука, которое будет уничтожать вредителя. Насколько этот муравьежук эффективно уничтожает короеда, покажет время.
«Всього на Сумщині піддалися ураженню верхівковим короїдом 1345 га соснового бору. На даний час вже розроблено 1046 га. Але проблема продовжує прогресувати. Особливого занепокоєння викликає лісовий масив Баранівка Сумського лісгоспу, де громадськість по упередженості продовжує чинити супротив проведенню необхідних санітарних заходів. Тому варіант використання біологічної зброї, особливо поблизу житлових масивів, якщо спрацює результативно, мав би знизити і психологічну напругу населення», – прокомментировал появление новой альтернативы вырубке лесов Виктор Чигринец.

Вопросы менталитета
Активисты «Автомайдана», которые установили кормушки для птиц на деревьях этой зимой, активно прорабатывают вопрос спасения леса: «Мы ищем пути решения и хотим более гуманными способами сохранить лес. Всегда можно спилить дерево, но давайте попробуем его вылечить».
Еще одна сторона, которая выступила против повальной санитарной вырубки леса, – это ученые и экологи. «Наше лесное хозяйство вместо защиты леса занимается промышленной лесоразработкой – получают прибыль от продажи леса. Это так же абсурдно, как если бы заповедники получали прибыль от продажи дичи. Ситуация ненормальная – наши лесники заинтересованы в том, чтобы побольше вырубить леса, они от этого получают доходы, поощрения, потому что они налоги платят в бюджет. Они заинтересованы в рубке леса, – комментирует ситуацию вокруг Барановского соснового массива доцент кафедры прикладной экологии СумГУ Татьяна КУЗЬМИНА. – Вы поймите, этот вредитель возник не согодня, он жил в наших лесах и раньше, но его численность не было столь угрожающей. В какой-то степени это вина лесников. Посколько на Барановке есть не лесной массив, а просто плантация. И главное ее отличие от леса – это то, что все деревья были высажены сразу. Для лесопроизводства это хорошо, а вот для экосистемы леса – плохо. Разновозрастной лес имеет большую способность бороться с вредителем, восстанавливаться после поражений».
Эколог считает, что в первую очередь нужно искать пути вылечить деревья.
«У верхушечного короеда есть и свои природные враги – синички, для которых они служат кормом. И если создать условия, то они будут справляться с вредителем. Существуют феромонные ловушки, но они стоят довольно дорого. Еще вывели муравьежука, который борется с вредителем. Способы борьбы есть, но здесь главное – эти самые способы искать. Мне кажется, что наше лесное хозяйство забыло о своей главной задаче – защищать лес, а не смотреть на него как на сырье. Нам стоит развиваться по примеру европейских стран, где все чаще запрещают вырубку, тогда у наших лесов есть будущее», – подытожила Татьяна Кузьмина.

Врез:
Свой статус заповедника барановский «Сосняк» потерял в 2003 году
Екатерина Евдокимова, “Панорама” №32