Мир, в котором мы будем жить завтра, незаметно для нас начал формироваться еще 70 лет назад
Положительные обратные связи формируют наше завтра, определяют то, каким будет наш мир, как он будет изменяться, и что мы получим в ближайшие минимум десять лет. Сегодня наше общество уходит от так называемой «ковбойской экономики», когда потреблялись главным образом невозобновляемые ресурсы. Теперь все большее внимание мир уделяет возобновляемым ресурсам. Это позволяет нам развиваться в новых направлениях и обещает уже через несколько лет качественно изменить наш жизнь. Все это не случайно.
О том, каким наш мир был, как он формировался и развивался, к чему это ведет и что уже сегодня мы получаем, говорили с профессором, экономистом, человеком, который за свои 70 лет смог прожить становление не одной экономики, не одной страны, – Леонидом Мельником.
«Мы сейчас входим в эпоху фазового перехода, где нужно расставаться с приоритетом отрицательных обратных связей, направленных на поддержание старого состояния, или, как говорят ученые, старого гомеостаза. Жизнь заставляет переходить к чему-то новому. В такие переходные периоды перестают работать линейные зависимости и начинают работать нелинейные. Необходимо “включать” и нелинейное мышление. Очень точно об этом сказал писатель Михаил Анчаров: “Разница между линейным и нелинейным мышлением лучше всего познается в ситуации, когда на голову падают камни. Линейное – заставляет убегать или закрываться, а нелинейное – вынуждает думать, как эти камни использовать в полезных целях», – отметил в начале своего интервью Леонид Григорьевич.
И в этом заключается современная жизнь, этим объясняется то, к чему мы стремимся. Дальше разбираемся не только в мироздании, но и в становлении такого самобытного ученого, который родился и вырос в городе Сумы, побывал не в одной стране мира. Еще в сложное советское время, стал автором множества монографий, учебников, популярных книг. Лауреат различных премий. Продолжает творить и сегодня. Леонид Мельник – уже профессор, но его студенческому азарту, который не проходит с годами, а только приумножается, может позавидовать любой начинающий ученый. Его называют «вечным студентом», и его лекции пользуются огромной популярностью, а читает он их по всему миру.
Дальше рассказ от первого лица.
Начало
Я родился в г. Сумы на углу улиц Дзержинского и Краснозвезденской. Мать была копировщицей в облпроекте. Во время войны в Челябинске, куда эвакуировался завод Фрунзе, приходилось работать по 12-14 часов. «Катюши» делала. Напряжение дало о себе знать. После войны в 36 лет она практически ослепла. Отец вернулся с фронта. Работал на заводе Фрунзе инженером. Тогда завод еще делал до 80% «военки». Отец стоял на страже качества.
Я бы никогда не смог работать на его месте. Мы с ним очень разные. Он был очень дотошный – из тех, кто ко всему докапывается. Это как раз то, что было нужно для его работы. Он как раз стоял на страже существующего состояния, оперируя механизмами отрицательной обратной связи. Это очень важная роль, так как сберегает то, что нас кормит сегодня. Но мне так скучно. Мне легче оперировать механизмами положительной обратной связи, направленными на создание нового качества.
Учился я в Сумах в 8-ой школе. Пошел в школу в 1955 году. Это был первый год, когда ее отремонтировали после концлагеря. Это был также первый год, когда мальчики и девочки стали учиться вместе. Школа на улице Дзержинского вмещала в себя разнообразие жанров, стилей, разных слоев населения. Нашими учителями были не только люди (хотя последние за редким исключением были замечательными), но и неповторимая атмосфера улицы и времени. Наши родители работали и, естественно, никому и в голову не могло прийти водить детей в школу – даже в первый класс. Ходили сами. И даже еще до школы были самостоятельными. Помнится, когда мне было 4 года, половину детей на улице покусала бешеная собака. Кажется, тридцать дней пришлось ходить на уколы. Дети ходили сами. Мне, 4-летнему карапузу, приходилось путешествовать самому от областной больницы, где я жил, до Костела, возле которого тогда размещалась СЭС, где делали уколы. Эта самостоятельность здорово воспитывала и дисциплинировала.
Начиналась хрущевская оттепель. Мы сочувствовали «стилягам», хотелось играть на всех инструментах, и у нас был свой дворовый оркестр. А, кроме того, в послевоенные годы было огромное уважение к мужскому началу. Всем хотелось заниматься спортом. Я начал с легкой атлетики и гимнастики, но затем на всю жизнь влюбился в баскетбол… У нас были прекрасные преподаватели русского языка, и я просто варился в этой языковой среде. Был прекрасный учитель украинского языка. С тех пор у меня оба языка родные. Свои книги пишу на обоих… Своим английским (он у меня рабочий) я обязан Музыченко Зое Александровне. Она заставила нас на нем говорить. Жаль, что она была у нас только один год. Остались разговорные навыки при минимуме словарного запаса. Все остальное время: и в школе, и в институте – нас заставляли тупо читать и переводить. Когда я попал в Японию, где пришлось год жить и говорить на английском, я просто нанизал на полученный от Зои Александровны потенциал нужные слова. Жаль, что много времени в Японии ушло на совершенствование английского, и на японский энергии не хватило. Хотя, на слух его воспринимаю как родной и отдельные слова произношу без акцента. У нас был потрясающий учитель физики Гусарев Борис Иванович. Мне кажется, что его «багажа» мне хватает до сих пор, чтобы ориентироваться в сложных аспектах мироздания.
Начиная с 9-го класса я учился в классе с математическим уклоном. Таким образом, мы могли впитывать многообразие знаний и характеров. В те годы образование было производственным. Это значит, что выпускники школы должны были получить какую-то трудовую специальность. Мы должны были стать программистами. А программировали тогда на машинном языке. С тех пор я ненавижу программирование. Дело в том, что после этого хлынула волна новых языков, и нужно было переучиваться, переучиваться, переучиваться… Но школьное время вспоминаю как счастливое. В том числе и уроки программирования. Математику мы любили. Тем более, что кроме школьных учителей нас учили преподаватели пединститута. Хотя я закончил технический вуз, мне до сих пор кажется, что там я приобрел намного меньше математических и физических знаний, чем в школе. Именно в школе нам заложили серьезную базу по аналитической геометрии, высшей алгебре и особенно математической логике. На последней сегодня строится искусственный интеллект.
Я закончил Сумский филиал Харьковского политехнического института. Это был первый дневной набор (75 человек). Поскольку политехнический вуз фактически зарождался, вместе с нами учились и сами преподаватели. За редким исключением, они были по одну сторону барикады со студентами. Поскольку нас было мало, нам приходилось быть универсальными – «закрывать» и спорт, и художественную самодеятельность, и КВН. Я был капитаном команды и с этим была связана опасная серьезная неприятность.
Через обстоятельства
Одно выступление в КВН принесло мне серьезные неприятности. Об их причине я узнал лишь тридцать лет спустя, когда к нам в университет пришла учиться уже дочка одного из членов команды. Об этом случае я совсем забыл, но ее отец помнил… На конкурсе капитанов мой соперник показал какой-то график и предложил мне его интерпретировать. График напоминал перевернутую гиперболу. Видимо, во мне «взыграли» мои школьные математические знания, и я, недолго думая, заявил: «Это наше асимптотическое приближение к коммунизму». В зале воцарилась мертвая тишина. Потом зал грохнул… Через две недели ко мне явились люди из «службы». Это был 1969 год, и начиналась борьба с диссидентами… Мои новые знакомые сообщили, что знают о том, что я собираю анекдоты, и предложили сдать коллекцию. Думаю, меня спасло то, что я записывал только ключевые слова. Перед опешившими гостями приходилось придумывать новое невинное содержание анекдотов. Наверное, они понимали мою хитрость, поэтому ошарашенно слушали мои, видимо, довольно нескладные байки. Уже позже я узнал, что мне грозило до трех лет. За меня вступился директор нашего филиала ХПИ Малюшенко Владимир Васильевич. В «службе» долго оставались те, которые тогда приходили на встречу. Поэтому, когда мне нужно было ехать в Японию, возникли проблемы с выездом. Пришлось уже вступаться за меня новому директору филиала ХПИ Ковалеву Игорю Александровичу. Правда, к этому времени я уже успел «заработать» новые грехи. Поскольку КВН в то время уже разогнали, мы, бывшие его участники, ушли в Юморину. Наши спектакли строились главным образом на произведениях М. Жванецкого, что очень не нравилось властям. Кончилось тем, что на 5-летний юбилей Юморины в Сумах, куда должен был приехать Жванецкий, ее разогнали, а нами снова стали заниматься «органы». Спасло непредвиденное событие: двое из «этих клоунов» стали лауреатами Ленинского комсомола в области науки и техники, но об этом немного позже…
Эти две стороны моей жизни: сцена и баскетбол – помогают и сегодня. Сцена научила чувствовать аудиторию, а баскетбол – дает возможность ощущать цену времени и заставляет работать на команду. В баскетболе я обычно играю «первым» номером, т.е. выполняю роль диспетчера… Кроме всего, и сцена, и спорт прививают еще одно важное качество. Каждый день как бы обнуляются все былые заслуги (звания и «лычки»). Каждый раз приходится бороться за победу заново.
На последнем курсе вуза я познакомился с молодым преподавателем экономики Олегом Федоровичем Балацким. Он выполнял очень интересную тему, связанную с экономической оценкой экологических последствий. К своей работе он привлекал студентов. И хотя я уже начал работать в конструкторском бюро, где выполнял свой дипломный проект, новое направление показалось очень интересным. Одним из условий работы у О. Балацкого было – как минимум 1-й спортивный разряд. Он понимал, что работа требовала больших усилий, и необходимо было иметь хорошее здоровье. В те годы (начало 70-х) считать экономический ущерб от загрязнения среды было небезопасно. Считалось, что в Советском Союзе люди не могут болеть от загрязнения среды. Исследования последствий в здравоохранении, в сельском, лесном и коммунальном хозяйствах приходилось вести практически полуподпольно. Благодаря этим исследованиям появилась первая методика, связывавшая уровни загрязнения атмосферы с показателями ущерба. Методика вызвала большой интерес в различных министерствах и ведомствах, которые пытались оценить эффективность своей природоохранной деятельности. Кроме того, появлялась возможность оценить последствия промышленного развития. Мне пришлось по заказу Госкомитета по науке и технике СССР быть ответственным исполнителем по экологическому обоснованию двух пятилетних планов страны. Одновременно О. Балацкий стал нас «пристраивать» в разные научные школы для учебы в аспирантуре, так как своей пока еще не было. Кто учился в Киеве, кто в Одессе, кто в Москве, кто в Ленинграде. Мне пришлось учиться в Московском институте стали и сплавов, где я защитил кандидатскую диссертацию в 1978 г.
В 1980-ом году сам Балацкий защитил свою докторскую диссертацию. В 1981-м году у него возникла идея представить работу трех своих молодых учеников, включая меня, на соискание премии Ленинского комсомола. Работа была посвящена оценке и прогнозированию экономических последствий воздействия на окружающую среду. К нашему удивлению мы эту награду выиграли. Это была первая в Советском Союзе премия в новой сфере деятельности – экологии. В Сумской области она так и осталась единственной, которая была присуждена в области науки и техники.
Я очень благодарен своей японской научной стажировке (1985-1986 гг.). Она позволила приобщиться к международным научным исследованиям, которые в то время были для нас закрыты. В 1990 г. мне удалось побывать на научной конференции в Вашингтоне. Важность этого события я понял лишь многие годы спустя. На конференции, которая проходила во Всемирном банке, мы «обкатывали» базовую терминологию и многие решения, которые спустя два года были приняты на историческом Саммите в Рио-де-Жанейро (1992 г.), где главами государств была принята концепция сестейнового (устойчивого) развития. На конференции в Вашингтоне появился термин «sustainable development», от анг. sustain – опора. Этой опорой, по замыслу авторов концепции, должна быть ключевая ее идея: сегодняшние поколения должны удовлетворять свои потребности так, чтобы не лишить этой возможности будущие поколения. В Вашингтоне удалось познакомиться со многими классиками экологической экономики, в том числе Германом Дейли и Робертом Констанзой. Вернувшись в Москву, я не знал, как в министерском отчете перевести абсолютно новый термин sustainability, который использовался в названии конференции. Его тогда еще не было в словарях. Я перевел как «устойчивость». Тогда «развитие» получалось «устойчивым». Теперь вот в научных работах исправляю свою ошибку, используя англоязычную «кальку» «сестейновое развитие». О какой устойчивости может идти речь в период быстрых изменений фазового перехода? А о «сестейновости» как о залоге социального развития в будущем мы должны помнить всегда, даже в неустойчивых состояниях общества. В частности, сейчас мы должны стремиться к сестейновому управлению фазовым переходом.
Результаты многих своих исследований я обобщил в докторской диссертации, которую защитил в 1989 г. в Московском институте народного хозяйства им. Г.В. Плеханова. Кроме научных работ все эти годы пишу популярные книги. Книга «Мир открытый заново: рождение экологического мышления» вышла в 1988 г. в издательстве «Молодая гвардия» тиражом 50 тыс. экземпляров. Книга «Философские сказки о развитии» в 2015 г. вошла в номинацию «Лучшие популярные книги Украины». Когда появились внуки (а их у меня трое), для них и вместе с ними стал сочинять сказки, стихи. Вышло три сборника сказок. Сейчас в издательстве – уже семь маленьких книжечек сказок в серии «Розумник» – для детей, которые любят думать. Надеюсь, читатели скоро с ними познакомятся.
На пороге будущего
В своих новых книгах: монографии «Рождение сестейновой экономики» и учебнике «Зеленая экономика» я знакомлю читателей с проблемами Третьей и Четвертой промышленных революций. Первая позволяет перейти человечеству на возобновляемые источники энергии и аддитивные технологии, основанные на использовании 3D-принтеров. Вторая (Industry 4.0) закладывает основу для киберфизических систем, позволяющих машинам обходиться без человека.
Сегодня человечество – на пороге еще одного революционного скачка, который можно без преувеличения назвать беспрецедентным в его истории. Обе революции должны обеспечить сокращение энергоемкости и ресурсоемкости социально-экономических систем в разы, а то и в десятки раз. Этим будет заложен фундамент для решения насущных как экологических, так и экономических проблем. У Industry 4.0 кроме того другая задача. Она позволяет переложить реализацию производственных функций на «плечи» киберфизических систем, высвобождая самого человека для целей его социального (личностного) развития. Упомянутые революции представляют собой крупнейшее трансформационное явление в истории человеческой цивилизации. Сегодня общество находится на пороге очередного фазового перехода, соизмеримого по своему значению с теми качественными скачками, которые ему приходилось переживать в эпохи Неолитической и Первой промышленной революций.
Сегодня у человечества есть все основания верить в то, что очередной акт драмы под названием «эволюция цивилизации» ожидает оптимистический финал. И эти надежды, безусловно, связаны с такими появившимися на авансцене истории действующими лицами, как Третья и Четвертая промышленные революции. Тот лавинообразный процесс наступления «зеленых» инноваций, когда отдельные показатели жизни общества изменяются за год даже не на десятки процентов, а в разы, видимо, тоже не является случайным. Речь идет о таких явлениях, как рост мощности возобновимых источников энергии, увеличение количества электромобилей, роботов и 3D-принтеров, всплеск числа активных пользователей Интернета, «умных» сетей и многом чего еще, – кардинально изменяющем производственную среду и образ жизни человека. Подобные лавинообразные процессы обычно являются свидетельством завершающей фазы перехода. В данном случае мы наблюдаем, что через огромную брешь, проточенную за век маленькими ручейками инноваций, начинает идти бурный поток новой «зеленой» экономики, сметающий прокопченные дымами «бурой» экономики индустриальные монстры терриконов, эстакад, котлов и реакторов. Распределенные сети солидарных производителей энергии, материальных изделий и агропродукции становятся массовой приметой времени. В нем уже укладываются такие явления, как 100% производство энергии из возобновимых источников, альтернативная энергия, которая дешевле обычной уже в 30 странах, беспилотный транспорт, «напечатанные» за сутки на 3D-принтере дома и автомобили.
В общем, финал обещает быть оптимистичным… Правда, при одном условии,.. если человек сможет осуществить главный фазовый переход – в самом себе.
Пресс-досье
Советский и украинский экономист
Леонид Григорьевич Мельник – заведующий кафедрой экономики, предпринимательства и бизнес-администрирования Сумского государственного университета. По совместительству — директор Института экономики развития МОН и НАН Украины (в СумГУ)
Родился 20 марта 1948 г. в г. Сумы. Получил диплом с отличием инженера-механика в 1971 г. в Харьковском политехническом институте. Педагогическую деятельность начал в 1974 г. в Сумском филиале Харьковского политехнического института (ныне СумГУ) на должности ассистента. Преподавал различные курсы дисциплин – экономики, организации, управления. Научно-педагогический стаж — свыше 40 лет. Преподавательская деятельность за границей: приглашался для чтения лекций в США, Бельгию, Германию, Японию, Новую Зеландию, Россию, Польшу, Гану.
Кандидат экономических наук (1978 г., Московский институт стали и сплавов). Доцент (1983 г.). Доктор экономических наук (1989 г., Московский институт народного хозяйства). Профессор (1991 г., СумГУ). Более 650 печатных работ, в том числе 13 учебников и 13 учебных пособий, 22 монографии. Под его руководством защищено 19 диссертаций кандидатов экономических наук и 4 диссертации доктора экономических наук. Главный редактор Международного научного журнала “Механизм регулирования экономики”.
Выступил с 120 докладами на научных конференциях и семинарах, в том числе на 70 зарубежных (Австрия, Австралия, Бельгия, Беларусь, Венгрия, Гана, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Кипр, Коста-Рика, Нидерланды, Новая Зеландия, Польша, Португалия, Россия, США, Швеция, Япония).
Академик ряда академий: Академии предпринимательства и менеджмента Украины, Академии инженерных наук Украины, Российской академии естественных наук, Международной академии информатизации, член Международного союза экологической экономики и нескольких Европейских научных союзов. Член двух специализированных советов по защите диссертаций, в одной из которых — заместитель председателя.
Является основателем ряда научных школ: «Закономерности формирования социально-экономических систем при переходе к информационному обществу»; «Исследование фундаментальных основ развития социально-экономических систем и теория устойчивого развития»; «Дематериализация развития экономических систем».
Международные стажировки: Нагойский университет, Япония (1985–1986 гг.); Федеральное Агентство по окружающей среде, Германия (1990 г.); Колорадский университет в Колорадо Спрингс, США (1991; 1996 гг.); Свободный Брюссельский университет, Бельгия (2002; 2007; 2009 гг.); Университет г. Гамильтон, Новая Зеландия (2008 г.); Юго-западный университет, г. Курск, Россия (2010 г.); Маастрихтский университет, Нидерланды (2011 г.); Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия (2011 г.); Университет Массей, г. Окленд, Новая Зеландия (2014, 2015, 2016 гг.).
Удостоен премии Ленинского комсомола (1981 г.) — за работу «Оценка и прогнозирование экономических исследований загрязнения окружающей среды». Лауреат конкурса академика Г.Ф.Проскуры (1981 г.). Диплом за лучшую монографию СССР в отрасли экономики природопользования (1986 г.). Почетная грамота Верховной Рады Украины «За особые заслуги перед украинским народом» (2004 г.). Заслуженный профессор СумГУ (2007 г.). Заслуженный деятель науки и техники Украины (2009 г.). Почетный научный деятель Сианского университета финансов и экономики (2011 г.).
Фото1: История. Молодой советский ученый Леонид Мельник в Японии.
Фото2: Современность. На лекциях
хронограф
На пороге будущего
Леонид Мельник удалось собрать систематизировать и проанализировать важные события в истории с момента его рождения. Каждое из которых имеет весьма важное значение для нашего будущего.
НАЧАЛО
1948
– теория информации Шеннона
– мини-ЭВМ «Манчестер»
1953
– первая водородная бомба (СССР)
– первые искусственные алмазы Швеции
– Описанная двойная спираль ДНК
1955
– первая микроволновка
– умер Эйнштейн
– первый транзисторный компьютер
1957
– первый искусственный спутник
– язык программирования «Фортран»
– полностью электронный калькулятор
– мобильный телефон (3 кг)
1958
– первая интеграционная микросхема
1960
– изобретение лазера
– миникомпьютер 120 тыс. дол.
1961
– первая концепция сети
– карманный телефон (0,5 кг)
– расшифровка структуры генетического кода
– полет Гагарина
1962
– Карибский кризис
1963
– программа «Ваsic»
– компьютерная мышь
1966
– мягкая посадка на Луну
1967
– первый банкомат
– первая пересадка сердца
1968
– ТУ-144
1969
– «Апполон» на Луне
– рождение Интернета (контакт двух компьютеров)
1971
– первый микропроцессор
– карманный калькулятор
1973
– энернет
– цифровая аудиозапись
– международный Интернет
– прототип ПК (с экраном)
– демонстрация PFID
– прототип мобилки «Моторолла»
– язык «Пролог»
1974
– первая карточка памяти
– первый спутник GPS
1975
– цифровая фотокамера
1976
– прототип ПК Apple
1981
– прообраз 3D-принтера
– ПК IBM в продаже
– портативный аппарат с записью
– туннельный микроскоп
1982
– первое искусственное сердце (прожил 112 дней)
– первые СD (Германия)
– парад Планет
1983
– новый протокол и термин «Интернет»
1986
– 3D-принтер Халла
– протокол @
– первый лэптоп IBM РС
– гибель 7-ми астронавтов
– Чернобыль
1988
– сетевой вирус «Червь»
1990
– всемирная паутина www
– начата расшифровка генома человека
1991
– в СССР первый оператор мобильной связи
– углеродные нанотрубки
1995
– появление DVD
1996
– первый коммуникатор Nokia
1997
– плазменный телевизор
1998
– Windows
– Google
– астронавт Глен (77 лет)
– мобильный с сенсорным экраном
2000
– бытовой робот
– парад планет
2001
– мягкая посадка КС на астероид Эрос
– Wikipedia
2003
– прочитан геном человека
2004
– квантовая телепортация атомов
– изобретен способ получения графена
2005
– аналог генома коннектом – схема нервных связей человека
2007
– получен материал для «шапки невидимки»
2008
– первый искусственный геном
– запущен большой андронный коллайдер
– первая пересадка органа из стволовых клеток
– наноматериалы, преобразующие радиацию в электричество
– создание мини транзистора из графена
2009
– искусственная ДНК
2010
– первый орган с искусственным геномом
– первые олимпийские игры роботов (Китай)
2011
– население Земли 7 млрд чел.
– марафонский забег роботов (Япония)
– роботы проявили согласованное поведение (Автралия)
– протез мозга (эксперимент на крысах)
– в метеоритах найдено ДНК
2012
– рекорд квантовой телепортации 142 км
2013
– первая операция по пересадке руки
– создан планшет тонкий и гибкий как бумага
– молекулярная машина – сборщик размером с нанометр
– крысе пересажена биоинженерная почка
2014
– создан нано-процессор
– созданы искусственные ферменты
2016
– машина впервые выиграла у профессионала Го
– бактерии, разлагающие ПЭТ (пластик) на СО2 и воду
– запущена марсианская КС
2017
– квантовый компьютер 50-кубитный
2018
– создана первая бионическая рука с ощущениями осязания
Наталия Гончарук, 2Панорама” №15