О первой революции, убийстве бабки-шептуньи и древнем захоронении с… бараном
В очередной подборке материалов из цикла «Неизвестные Сумы» мы расскажем о том, что происходило в Сумах в 1905 г., о раскопках в Бурыни и о том, как охотились на ведьм в период строительства коммунизма.
1905 г. Герой смутного времени
На фоне революционного движения 1905 г. в Сумах ярко выделялась личность Антона ЩЕРБАКА, отставного прапорщика запаса. Он стал тогда своеобразным вождем, если можно так сказать, сумским Лениным для масс. В период мятежных событий местные помещики поговаривали: «Не хватало в революции головы, теперь она появилась в личности Щербака».
[cenimg]
[imgpod]Парад сумских трудящихся в 1931 году[/imgpod]
[/cenimg]
Он был героем своего времени. В конце 1905 г. всем Сумским уездом фактически управлял Сумской комитет Всероссийского крестьянства, который возглавлял Антон Щербак. Далеко не все его воспринимали, не разделяли его взглядов, считали, что он олицетворяет идеологию буржуазии. Уже спустя 25 лет после революции, когда стали инициировать вопрос о сооружении в Сумах памятника Щербаку, его противники, участники тех событий, категорически препятствовали этому, потому что не считали его большевиком.
Антон Щербак был против насильственной борьбы: «Если твой сосед заблуждается, то не насилием его нужно исправлять. Права у всех людей равны!» Он выступал за жесткие реформы практически во всех сферах общества — от армии до структур власти. Но делать это он планировал мирным путем. Поэтому в Сумах, по сравнению с другими регионами царской России, практически не было кровопролитий. Обходились митингами, забастовками, пикетами.
«Фактически мы бойкотировали все учреждения царского правительства. К земским начальникам никто не шел ни по каким делам. Становые приставы не могли выехать из города в какую-либо волость, потому что мы не давали им лошадей. Исправник сидел в Сумах в своем полицейском управлении, никто к нему не приходил ни по какому делу. И когда мы решили издать свою газету, то никому в голову не пришло обратиться за разрешением», — вспоминал Антон Щербак.
Земская управа также мирно перешла в руки революционеров не без помощи самого председателя управы Павла ЛИНТВАРЕВА, которого впоследствии, после подавления декабрьского восстания в Москве, сняли с должности и судили. В помещении управы собирались и эсдэки, и эсэры, и представители Крестьянского союза. Как вспоминали очевидцы, вместе они «скидывались» даже на уборщицу, которая убирала в комнатах.
Была в 1905 г. на Сумщине и забастовка мужской и женской гимназий реальной школы. Осенью 1905 г. учащиеся требовали дать разрешение на курение табака, на свободный выбор квартир, хождение в театр и т.п. Поскольку начальство учебных заведений тогда даже боялось думать о всяческих вольностях для своих учеников, то молодежь забастовала.
Газета «Сумской вестник», ставшая на сторону забастовщиков, проводила на своих страницах большую разъяснительную работу среди родителей учеников о необходимости борьбы со школьным режимом, правильности позиций и пр. Директорам гимназий под таким напором пришлось пойти на некоторые уступки.
Но о каком-то массовом движении учеников в декабре 1905 г. говорить нельзя. Им были чужды и неинтересны политические и экономические требования рабочих. То же самое можно сказать и о крестьянском движении. О революционных идеалах тогда никто не думал, каждый заботился о приземленном. Требования крестьян сводились к уменьшению арендной платы, к свободному выпасу скота на господских землях, покупке у помещиков строительных материалов по более низкой цене, заготовке дров в помещичьих лесах.
Известный сумской художник и историк Никанор ОНАЦКИЙ писал, что причиной недовольства были маленькие земельные наделы, невозможность сполна развернуть свое хозяйство и, конечно же, низкая заработная плата. На Сумщине она была как до жатвы, так и после нее — 25-35 коп. в день, в жатву — 70 коп., косарю, вязальщице платили 40 коп. Крестьянское движение было направлено в первую очередь против помещиков, куркулей и попов. В с. Яструбеном (ныне Сумской район) крестьяне постановили: вместо того чтобы попы «мололи языками», лучше приделать к церкви жернова — пусть мелют муку. Кстати, крестьяне именно этого села вели более активно борьбу. Они даже оказали вооруженное сопротивление карательному отряду, забаррикадировав улицы перевернутыми вверх зубьями боронами. Именно из этого села больше всего людей было казнено и отправлено на каторгу.
Но царь для крестьян оставался фигурой незыблемой. «Как же без царя? А кто деньги будет печатать?» — спрашивали они Антона Щербака на митингах в Сумах. Они составили прошение царю (под ним поставили подписи свыше двух тысяч человек), которое и отвез в Петербург Антон Щербак. Лично царю в руки его передать не удалось — послание он вручил царскому министру ВИТТЕ в его собственной квартире.
Оставлять Антона Щербака в Сумах даже после ареста боялись. Жандармский управляющий Сумского уезда писал: «О помещении Щербака в сумскую тюрьму нельзя было и думать, так как тюрьма была бы немедленно разнесена». Толпа народа пыталась освободить Щербака во время его пути в Лебедин и Ахтырку, происходили стычки и с драгунами.
Антон Щербак обладал великим даром красноречия, мог убеждать и очаровывать окружающих. Об этом неоднократно упоминали в своих отчетах представители царской жандармерии, когда тот выступал на заседаниях Совета рабочих депутатов в Петрограде и на Всероссийском съезде крестьян в Москве. А однажды этот дар спас его от смерти. После ареста в декабре 1905 г. Антона Щербака решили отправить из Сум в харьковскую тюрьму. Казачий отряд, сопровождавший его, заблудился в лесу.
Озлобленные, замерзшие и голодные казаки хотели просто-напросто убить конвоированного. От безысходности Антон Щербак начал стремительно и убедительно говорить об ущемлении прав казаков, об их нелегкой судьбе. Охрана была шокирована. Она не то что передумала убивать Антона Щербака, а решила его вообще отпустить. Но тот попросил не делать этого, а довести его до места назначения, ведь в противном случае казаков ожидало серьезное наказание.
Из Харькова сумского революционера отправили в ссылку на пять лет в Туруханскую тундру, что в Сибири. Революцию 1917 г. Антон Щербак не принял. Эмигрировал в Америку, но вскоре вернулся. Умер 15 сентября 1930 г. в Доме ветеранов революции им. Ленина в Москве.
В 1905 г. в Сумах было несколько предприятий, насчитывающих шесть тысяч работников. Наибольшие из них — машзавод Бельгийского акционерного общества, завод «Вулкан», рафинадный завод, завод Розенквиста. Значительная часть работников имела связь с сельским хозяйством и считала себя больше крестьянами, нежели рабочими.
1968 г. Анты в Бурыни
В с. Успенка Бурынского района обнаружили древние захоронения. Археологи, прибывшие из Киева, достали из-под земли пролежавшие более тысячи лет вещи. Тогда была найдена могила молодой женщины, правая рука которой лежала на миске, наполненной мелкими черепками, а рядом находились гребешки и прясла. Возле мужской могилы нашли 14 посудин — миски, горшки, рюмки. После смерти ему положили в могилу и баранину, о чем свидетельствуют кости животного в деревянной миске.
Ученые склонялись к тому, что успенское захоронение — захоронение антов. Анты — одно из племен ранних славян, живших во ІІ-VI вв. и составивших впоследствии основу великого и могучего государства — Киевской Руси.
1971 г. Охота на ведьм
В 1971 г. произошло несколько убийств, потрясших жителей области. В с. Мазное Недригайловского района Николай БАБИЧ убил топором свою родственницу, бабу Настю, прямо в ее доме. Возможно, на первый взгляд, обычное преступление. Но вот только и сам задержанный, и его жена с тещей тогда утверждали, что Николай убил… ведьму. По их показаниям, она была настоящей ворожкой, после общения с которой в семье всегда начинались проблемы, болел и умирал скот. Будто бы и сам подсудимый несколько раз заставал родственницу во время магических действий.
Недригайловский суд, рассматривавший это дело, вызывал свидетелями на слушание даже нескольких жителей, которые пользовались услугами бабки-шептуньи. Но каких-либо необычных способностей старушки суд так и не доказал. Тогда, в период расцвета атеизма, все свелось к выдумкам односельчан, а причинами преступления назвали пьянство Николая и низкий культурный уровень жителей Мазного. Убийцу приговорили к 15 годам лишения свободы.
Жителя с. Слоут Глуховского района Дмитрия БУЦИКА, ранее дважды судимого, областной суд приговорил к высшей мере наказания — расстрелу. В собственном доме он изнасиловал свою дочь.