Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Разноцветное детство

300

В детских садах Сум используют много интересных методик

Марина Володина

С 1 сентября все детские сады страны перешли на новую программу воспитания детей «Я в Мире». В Сумах она несколько лет апробировалась в детских садах «Ясочка» и «Ласкавушка», а в этом году была введена везде. Теперь воспитатели будут стараться в первую очередь развивать и воспитывать детей, а во вторую — обучать. Кроме этой министерской программы в Сумах есть дошкольные учреждения, где успешно используют элементы других методик — авторских и иностранных.

Вальдорфское счастье

Дети из старшей группы «Калинка» УВК №11 «Журавушка» склонились над столами и увлеченно чем-то занимаются. На столах — масса всевозможного подсобного материала. Тут и разноцветные фантики от конфет, и пробки от пластиковых бутылок, и клаптики ткани разной формы, ореховая скорлупа, шнурки, галька, пуговицы, каштаны, ракушки. Дети выкладывают из этой мелочи картинки. «Это земля, солнышко, тучка, домик», — увлеченно рассказывает 5-летняя Катя БАРДАКОВСКАЯ. «А это что за крышечки?» — спрашиваю я. «Это не крышечки, это травка», — обижается ребенок. Дети полностью погрузились в сказку. Да и как же тут не пофантазировать, если даже сама группа — целое произведение искусства, яркое и необычное. На стене — бумажное дерево с семейными фотографиями детей.

«Это мы с мамой, тетей и дядей Сережей приехали отдыхать и… уехали», — говорит маленький Вадим. От детской непосредственности невольно улыбаешься. В красном углу группы — симпатичная бабушка-оберег в человеческий рост, на столе — огромный поролоновый торт, разделенный на куски разной формы, мягкий Капитошка-часы с лентами разной длины, большая картина-сетка, куда на крючочках вешаются сказочные персонажи. Все наполнено учебным и развивающим смыслом. Ребята сознаются, что играть с «вальдорфскими» игрушками намного интереснее, чем с обычными. Машинки и куклы сиротливо стоят на полках.

Группа «Калинка» — одна из немногих в Сумах, воспитатели которой успешно и много используют в своей работе элементы немецкой методики Рудольфа Штейнера, так называемой вальдорфской педагогики. Эта школа отличается уважительным отношением к индивидуальности каждого человека, к его свободе и творческим возможностям. Самое главное — воспитывать через подражание и пример, культивировать ритмические традиционные народные игры и ручной созидательный труд, использовать особенный художественно-эстетический фон. Сказки, песни, танцы, театрализованные представления, мифы естественно входят жизнь детей.

«Мы отмечаем положительное влияние вальдорфской педагогики. Наши дети лучше разговаривают, быстрее и интереснее придумывают сказки и стихи, лучше рисуют. Элементы вальдорфской педагогики продолжают использовать и в школе», — рассказывает директор УВК «Журавушка» Татьяна БОРИСЕНКО. Кроме вальдорфской педагогики, в школе используют еще одну авторскую программу — «Основы правоведения», разработанную директором. С раннего возраста дети узнают о своих правах и обязанностях, изучают адаптированную Конвенцию ООН о правах ребенка. «Если обычно в сказке, где волк выгоняет зайца из домика, обращают внимание только на моральные аспекты, то мы спрашиваем у детей и о правах, нарушенных в этом случае. Дети растут более активными и уверенными в себе», — считает Татьяна Борисенко.

За особые успехи в воспитании детей в этом году «Журавушка» была внесена в список флагманов образования и науки Украины.

УВК: общеобразовательная школа I ступени — дошкольное учебное учреждение «Журавушка» находится по адресу: ул.Харьковская, 66. Тел. 33–11–20

Безопасность прежде всего

«Боря схватил со стола баклажан: — Можно я попробую? — Нет, он сырой и невкусный. Надо его сначала потушить. — Я сейчас пожарную машину принесу…» Примерно так, по-детски непосредственно и по-взрослому правильно, реагируют дети детского сада № 22 «Родничок» на разные экстремальные ситуации. А иначе нельзя, ведь в саду каждый уголок пронизан идеей безопасности собственной жизни и здоровья.

Садик уже давно сотрудничает с управлением МЧС, разработана специальная программа Александра ЛОЗЫ по безопасности жизнедеятельности. Регулярно проводятся встречи со спасателями, пожарными, медиками, а четыре раза в год целое приключение — действие по сигналу «Внимание всем!» По саду объявляется учебная тревога, дети в масках вместе с воспитателями эвакуируются через специальные выходы и спускаются по пожарным лестницам. Там их ждут настоящие пожарные с машиной и показывают, как и чем тушить огонь. В последний раз «эвакуация» проходила в довольно экстремальных условиях — под дождем.

Безопасности жизни дети учатся каждую минуту, на каждом занятии. Даже стены в садике оформлены, как оживленные перекрестки с машинами, светофорами, деревьями. Таким образом созданы дополнительные наглядные пособия. Раз в месяц проводится тематическая неделя по безопасности жизнедеятельности, в конце которой дети ставят спектакль. Один из таких спектаклей проходил на моих глазах. Дети представили ситуацию, в которой бродячая собака покусала ребенка. Ребята выясняли, почему так произошло, как обрабатывать рану, куда обращаться и т.д.

Еще одна особенность садика — специально оборудованная комната с тематическими уголками. Здесь и больница с настоящими и кукольными кроватями, и магазин c полной витриной настоящего товара, парикмахерская и, конечно же, отрезок дороги с настоящей разметкой, большими машинами, светофорами, жезлом и прочим. В этой комнате маленькие Саши и Вики превращаются в регулировщиков, водителей, докторов, продавцов. Играя, ребята учатся жить.

«Наша программа направлена на то, чтобы дети с раннего возраста знали, как защитить себя в экстремальных ситуациях и как помочь другим. Был случай, когда при пожаре 3-летний ребенок, который остался один дома, не растерялся, как многие в его возрасте. Он начал стучать по батареям, звать на помощь. Соседи услышали и спасли мальчика. Наши дети знают, что нельзя прятаться под кровать, в шкаф, а нужно активно спасать свою жизнь в любой ситуации», — рассказывает заведующая Людмила КОТОВА.

Детский сад «Родничок» находится по адресу: ул.Ковпака, 25, тел. 24–51–50.

Профилизация детских дошкольных учреждений

25 дошкольных учреждений из 45 работают в разных направлениях:
– эколого-валеологический, 6 садов: №№ 29,7,19,23,13,16. Разрабатываются и внедряются программы по экологическому воспитанию детей, работают проекты по эколого-валеологической тематике. Детские учреждения сотрудничают с Центром эколого-натуралистического творчества молодежи (станцией юных натуралистов), проводят совместные занятия, встречи с работниками центра;

– физкультурно-оздоровительный, 6 садов: №№ 26,14,33,36,40,17. Большое внимание уделяется физкультуре. Кроме общих занятий и утренней гимнастики, функционируют кружки, секции и студии спортивного характера. Используются различные оздоровительные методики;

– художественно-эстетическое и творческое развитие, 11 садов: №№1,2,8,9,15,26,5,12,18,28,41. Усилена работа в художественном направлении, работают танцевальные студии, секции изобразительного искусства, развивается детский театр;

– охрана жизни и здоровья детей, безопасность жизнедеятельности, 4 сада: №№ 2,21,11,23. В отличие от других учебных заведений, где по охране жизнедеятельности проводятся отдельные занятия, в этих детских садах каждое занятие имеет специализированную направленность. Разрабатываются авторские программы и проекты.

Ласковый подход

Детский сад №26 «Ласкавушка» также является настоящим кладезем педагогических новинок. Особенно успешно тут внедряют элементы итальянской методики Марии Монтессори и методики русских педагогов Н.Зайцева и Б.Никитина. «В 90-х годах педагоги садика даже проходили обучение на специальных курсах в Киеве и Москве по методике Монтессори. В городе сначала все очень увлеклись этим, а потом как-то поостыли. Мы же успешно продолжаем работу», — рассказывает заведующая «Ласкавушки» Лариса МАТЮШЕНКО. Основной принцип методики — «свобода-в-дисциплине». Можно все, что не вредит здоровью и независимости окружающих. В этих пределах ребенок волен выбирать, что, как долго и с кем он будет делать. Правила в группе Монтессори не предусматривают ни наказаний, ни поощрений. Ребенка нельзя наказывать, но и награда лишь порождает дух соревнования и может пробудить зависть.

Большинство методических пособий в группе из-за дороговизны создано силами педагогов и родителей. Особенно интересны картинки с дырочками, через которые надо продеть шнурок, разнокалиберные цилиндры, которые выставляются по ранжиру, наборы нюхательных и шумовых коробочек. В «шумовых» коробочках — торохтящие материалы: песок, гвозди, горох, битый фарфор. Их надо подобрать по парам в зависимости от звучания. В «нюхательных» — специи (ванилин, корица, перец). Младшие дети определяют, как пахнет вещество, и ищут к нему пару. А старшие подбирают к каждому веществу табличку с названием. Есть наборы бумаги и тканей, разные по фактуре. Их надо сложить попарно с закрытыми глазами.

На занятие детей зовет колокольчик. Дети выстраиваются на нарисованном на линолеуме желтом эллипсе, приветствуют друг друга и проводят так называемые «игры на линии». Передают зажженную свечу из рук в руки, переливают воду из стакана в стакан. Надо просто видеть, с какой осторожностью и сосредоточенностью совершаются «трюки»! Иногда дети рисуют на манке буквы и цифры. «Методика Монтессори предполагает свободу в движении. Игровые наборы открыты для всех детей группы, каждый самостоятельно выбирает занятие, а потом сам себя и проверяет. Это не означает нарушения дисциплины — наоборот, дети становятся намного спокойнее, самостоятельнее, отлично ладят со взрослыми», — рассказывает воспитатель экспериментальной группы Ирина ДЕУЛЯ. Специалисты говорят, что, несмотря на множество мифов, иностранная методика Марии Монтессори отлично подходит нашим детям и дает положительные результаты.

Детский сад «Ласкавушка» находится по адресу: ул. Халтурина, 3, тел. 25–01–91.

Конечно, вышеперечисленные учреждения являются не единственными в Сумах оазисами нового и интересного. В детском саду №25 «Белоснежка» используют элементы педагогики Софии Русовой, работает Центр национального воспитания детей «Купава» и др. Каждый коллектив воспитателей старается привнести в свою работу что-то прогрессивное. А дело родителей — узнать об этом, оценить, а может, даже использовать в воспитании своих детей.