14 января – первый день Нового года по старому стилю
Первоначальный дохристианский характер новогоднего праздника хорошо сохранился в традиционных обычаях и обрядах украинцев 13-14 января. В отличие от Рождества и Крещения эти дни не играли важное значение в религиозном календаре, поэтому в обрядности их почти не заметно церковных мотивов, хотя в православном месяцеслове значатся три праздника.
13 января установлен праздник в честь знатной римлянки Мелании (Маланки), которая с юных лет и до конца дней своих (умер в 439 г.) направлялась к Христу.
14 января – праздник в честь Василия (Василия) Великого (329-379) архиепископа Кесарии Кападокийской, что в Малой Азии.
Церковные источники характеризуют его как аскета, богослова и ученого, автора кодекса монашеской жизни. 14 января – по церковным святцам – праздник Обрезание Господне (именно тогда, согласно церковным источникам, состоялось обрезание Иисуса Христа по еврейскому обычаю).
14 января – первый день Нового года по старому стилю.
Наиболее важными моментами традиционного новогоднего праздника в Украину середины XIX – начала XX в. выступают: ритуальный стол, щедрование и засевание (обходы домов с поздравлениями, пожеланиями), гадания, командировки, веселье и забавы.
Канун Нового года своим обрядностью напоминает преддверие Рождества . Вечер в народе назывался щедрым, или богатым, что связано с обычаем готовить богатый праздничный стол, где в отличие от Свят-вечер обязательно были и скоромные блюда.
На Новый год, как и на Рождество, носили «ужин», но этот раз не родственникам и знакомым, а лишь сельской бабе-повитухе.
Накануне Нового года в крестьянском хозяйстве выполнялся целый ряд ритуальных действий производственного характера (хозяйственная магия). Так, было принято в этот день приучать к работе молодых лошадей и волов, их впервые запрягали. В некоторых местностях на Меланки ловили воробьев и жгли их в огне. Пепел, который оставался вместе с семенами засевали в землю весной, надеясь таким образом защитить поля от птиц.
Характерной приметой новогоднего праздника в Украине было щедрование – давний народный обычай церемониальных обходов домов с пожеланием счастья членам семьи и расцвета хозяйства.
В отличие от колядования , обряд щедрование был всегда на Украине действительно народным, внецерковных – отсюда его радостное, оптимистическое звучание.
На Харьковщине утром 13 декабря из поздравлениями обходили отдельно мальчики и девочки, что называлось «меланкуваты», а вечером с щедривками шли по деревне взрослые девушки и пели:
Прилетела ласточка,
Села, пала на окошко.
Щедрый вечер,
Добрый вечер,
Добрым людям
На здоровье …
Освещая вопрос символики и атрибутики аграрно-календарных праздников, надо заметить, что украинское село и рабочий город в дооктябрьский период не знали обычая новогодней елки. Как элемент традиционной новогодней обрядности она вообще не характерна для восточных славян в прошлом и была заимствована ими, очевидно, из Германии, где упоминается уже в XVI в.
Именно елка или точнее – различные виды хвойных издавна использовались в обрядовой практике восточнославянских народов. С вечнозелеными ветками были связаны анимистические верования в существование растительных духов. Так, русские в XIX в. подвешивали во дворе «ведьмы помело», то есть ветку сосны или ели, что в одном случае рассматривался как оберег от домового, а в другом – как место его проживания.
По древним народным представлениям елка воплощала в себе идею растительного или жизненной силы. Именно в таком символическом значении вечнозеленая хвоя как специфический атрибут широко использовалась (а нередко и теперь используется) в традиционно-бытовой обрядности украинском: свадебной, погребальной, производственной (при строительству жилья. Достаточно напомнить здесь хотя бы свадебный венок, что очень часто изготавливается (особенно на западе Украины) с широкополых веток сосны или пихты.
Украшенное свадебное деревце, высота которого в некоторых районах Украины превышает метр, очень напоминает новогоднюю елку. Логично предположить, что обычай вой гильця и украшение елки на Новый год стадиально родственные и берут свое начало с тех времен, когда календарная и свадебная обрядность составляли еще нераздельное целое.
В ряде районов перспективы урожая овощей определяли с помощью тлеющие угли, извлеченных из печи. Угольки раскладывали на валек, давая каждому название растения, которое предполагалось выращивать в следующем году. Уголек, что сгорал полностью, предвещал урожай соответствующих овощей и наоборот. Иногда подобный магический прием использовался и в гаданиях о здоровье членов семьи.
Чтобы узнать, который месяц года будет дождливым, разрезали пополам 6 луковиц и в каждую половинку сыпали соли. Луковый «блюдца» оставляли на ночь на столе, обозначив предварительно, какой месяц года каждое символизировать.
Но наиболее Новый год связан с девичьими гаданиями о браке, что характерно и для других европейских народов. Магические приемы этой ночью во многом схожи с теми, которые имели место на Екатерины и Андрея . Приступая к гаданиям, девушки обычно пытались получить ответ на четыре вопроса: ждать в Новом году брак или смерть; если брак то куда и кто будет мужем; ли брак счастливым.
Ответ на первый вопрос во многих местностях давала вишневая ветка, поставленная в день Екатерины в воду в углу. Если она расцветала к Новому году, это считалось хорошим признаком. Распространенным приемом гаданий было слушания различных звуков: лая собак, эха, человеческих голосов и т.д., которые трактовались в негативном или позитивном плане.
Новогодняя ночь, как и рождественская, считалась в народе очаровательной, с ней было связано множество поверий. Очевидно, под влиянием христианства возникло представление о том, что в ночь с 13 на 14 января «открывается небо» и в бога каждая попросить что угодно, или что «вода в колодцах, превращается в вино». К Новому году, как и к празднику Купалы , приуроченные украинский предания и легенды о «горящие деньги» и сокровища. Были и определенные запреты. Так, у гуцулов в новогоднюю ночь не спали на печи, считая, что в эту ночь на ней танцуют Василий и Меланка. Возможно, здесь сказались какие-то давние пережитки культа предков, тесно связанного с культом очага.
Немало разнообразных народных обычаев и обрядов связано с праздником Василия – Нового года. Выразительный аграрно-магический смысл носил обряд «засевания», «посыпки», распространен не только в Украине, но и у восточных славян в целом. На рассвете по селу ходили посыпальники – мальчики 7-14 лет. В руках они носили мешочки или перчатки, наполненные зерном. Заходя в дом, посыпальники осуществляли символическое сеяние, говоря при этом:
Ходит Илья на Василия,
Несет пугу житяную
Куда махнет – рожь растет,
Красоты Боже рожь, пшеницу
И всякую пашницу.
В поле ядро,
В доме добро.
В поле колосок,
А в доме – пирожок.
Здравствуйте, с Новым годом,
с Василием!
Первых посивальникив хозяйка сажала на пороге и разувала, чтобы “дома лучше куры неслись”, а хозяин тем временем шел с кочергой в садилась и згонив кур, чтобы “начинали скорее нестись”.
Кроме индивидуальных, были и оптовые посивальники – так называемые “общества”. Они выбирали из своей среды старшего. На Черниговщине главного посивальника сажали на скамью, приговаривая:
– Сядь же у нас и посиди, чтобы все хорошо садилося: куры, гуси, утки, рои и старосты!
Поэтому нередко юные посивальники водили с собой еще и переодетого в козу “парня” с большими ушами, сделанными из колосков.
До недавнего новогоднее приветствие было таким: «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю! К счастью, на здоровье, на Новый год! Чтобы лучше родило как уторик. Рожь, пшеница, горох, чечевица! Конопля к потолку, а лен по колено! Чтобы крестная головка не болела!
Отмечен обычай, согласно которому первый засевальников должен был обмолотить макогоном сноп ржи, стоявший в углу от Рождества. Это зерно давали курам – чтобы лучше неслись, или подмешивали к посевного зерна. Эта процедура носила явный аграрно-производственный характер. По окончании всех обрядовых действий хозяева угощали посыпальников, давали им яблоки, баранки, пироги и другие лакомства, а часто и мелкие деньги. Зерно, что мальчики разбросали по комнате, хозяйка собирала и давала курам, чтобы они лучше неслись.
Как и на Рождество, на Новый год во многих районах Украины повторялось магическое «устрашения» деревьев топором: деревья подвязывали соломенными перевеслами или изредка шерстью (в Карпатах). В некоторых обрядовых действиях видим элемент целесообразного, ведь утепление стволов соломой и костры в саду помогали фруктовым деревьям перенести зимние морозы.
Можно назвать еще немало разнообразных обычаев и поверий, связанных с днем Василия в народном бытовом календаре. В этот день было принято поздравлять мужчин, которых звали Василием. На Закарпатье их трижды поднимали вверх.
В некоторых регионах Украины в день Василия парни засылали сватов, надеясь на хорошие результаты в Новом году (магия первого дня). Свадьба же можно было производить только после святок, когда начинался новый брачный период, продолжавшийся до масляной.
В дополнение к сказанному о традиционных новогодние обряды следует добавить, что украинская не знали мифологического персонажа, который бы символизировал Новый год, подобно французского «Пьер Ноэля» или немецкого «Санта Клауса». В украинских сказках и демонологии встречается такой фольклорный персонаж как «Мороз», «Морозко», «Морозенко», – старый лысый дед с большими красными губами, ледяными сосульками под носом – однако он не связывался с Новым годом. Образ «Деда Мороза» сравнительно новый, он появился в русской литературе XIX в.
Интернет-издание
UA- Reporter.com