Слесарь-газовщик Владимир Дубинка создает уникальные модели парусников
из отходов плотницкой мастерской
В руках 46-летнего жителя с. Жовтневое Белопольского района Владимира ДУБИНКИ обрезки канадского клена и осины получают второе рождение. Зимними вечерами, когда нет сельхозработ, слесарь-газовщик при помощи острого ножа и наждачной бумаги мастерит реи, мачты, палубу и шпангоут.
Так рождаются модели парусных суден — фрегатов, гукоров, галионов. Макеты в точности повторяют настоящие корабли: есть пушки, капитанские мостики, даже еда на столике в каюте. Белые батистовые паруса обшиты вручную нейлоновой нитью, такелаж сплетен из тонкого капронового шпагата. Для спуска на воду судна не годятся, но коллекционеры с легкостью бы выложили за такие работы не одну тысячу гривен. Но Владимир Дубинка не для этого строит свои корабли. Ему нравится процесс судостроения, а готовые работы, не жалея, дарит друзьям.
С точностью до миллиметра
Обработкой дерева Владимир увлекся в 5 классе на уроках труда. Тогда сделал свой первый корабль — маленькое безымянное судно. «Это был небольшой деревянный корпус с ампулами для авторучек вместо палуб», — вспоминает мастер. Однажды, гостя у родственников в Эстонии, увидел настоящую модель корабля. С тех пор моделирование парусников стало его увлечением. Правда, после службы в армии хобби ушло на задний план — семья, рождение сына, работа. Десять лет назад Владимир снова взялся за нож. С тех пор на его верстаке родились шесть кораблей.
Модель «архангельского гукора» в длину — 1 м, высота мачт — до 70 см. Это макет учебного петровского парусника, длина корпуса которого была более 7 м, водоизмещение — до 200 т. На этом корабле в начале XVIII в. гардемарины выходили в первое плавание. Владимир Дубинка свой гукор сделал к 50-летию лучшего друга — мужа своей сестры. Работе над петровским судном посвятил три года, но расставания не боится. «Когда я держу в руке готовый корабль, у меня пропадает к нему интерес. Работая, хочу доказать себе, что сделать точную копию сложной конструкции мне под силу», — рассказывает мастер.
Палуба петровского гукора сделана из мебельного шпона, корпусная обшивка — из осины, реи — из канадского клена. Шпон можно купить в магазинах, осина и клен — отходы сельской плотницкой мастерской. «Клен — очень плотное дерево, поэтому в работе не слоится», — уточняет Владимир. Их клена вырезаны мачты, в том числе и бушприт на носу корабля. Внутри корпуса, как у настоящего судна, — шпангоут (поперечный элемент), благодаря которому гукор держит форму. Но на воде судно не устоит — нет балластной камеры. Капитанский руль и восемь пушек сделаны по аналогу петровского корабля.
Семейная реликвия
Только к кораблю, сделанному десять лет назад, у Владимира не пропадет интерес. Судно сложно квалифицировать, потому что мастер создавал его, используя вместо схемы видеозапись художественных фильмов. Это сейчас схемы моделей доступны в интернете. А когда-то приходилось записывать на видеокассету кинокартины о подвигах Петра I, чтобы вечерами просматривать кадры и замечать детали корабля. На корме «семейного» корабля вырезаны заглавные буквы имен членов семьи — Владимира, жены Аллы и сына Романа. Еще одна особенность семейного судна — горящие фонарики на палубе, питание для которых спрятано в корпусе.
«Это судно никогда не покинет семью», — рассказывает Владимир. Оно дорого еще и тем, что паруса сделаны руками супруги. Алла не пожалела свой новый спецовочный халат (она работает в хлебопекарском цеху), заготовки пропитала клеем ПВА. Алла и сейчас помогает мужу. Например, обеспечивает его белым батистом. Цветной легко найти в продаже, белый — непросто, потому в ход идут личные связи. «Помогаю, чем могу, главное — не мешаю и не отвлекаю. Хотя муж не забывает обязанности по дому», — рассказывает Алла.
Единственный корабль, который Владимир пять лет назад продал, — голландский галион «Золотая лань». Это был макет судна пирата Дрейка, жившего в XVI в. В носовой части пиратского корабля красовалась фигурка лани из чистого золота. Свою лань Владимир вырезал из клена и покрасил золотистым маркером. Высота фигурки — всего 7 мм, это была одна из сложнейших деталей. Модель решили продать, потому что Алле нужны были деньги на операцию.
Зимой Владимир начнет работу над 40-пушечным французским фрегатом. Достанется он кому-то в подарок или останется в домашней коллекции, мастер пока не знает — он предвкушает сам процесс.