В школу возвращаются экзамены
Кажется, эффект неожиданности стал фирменной фишкой Министерства образования и науки, молодежи и спорта (МОНМС). Прошлой весной руководителям отечественного образования захотелось накануне вступительной кампании поменять правила вступления в вузы за счет среднего балла аттестата. Нынешняя весна навеяла новую идею нашим чиновникам от образования – итоговые контрольные работы в 5-8 классах по специальным сборникам, утвержденным МОНМС.
«Это возврат к советской системе экзаменов в конце каждого класса, лишний стресс и шок для наших детей», – считают родители учеников. «Наверное, кому-то в министерстве нечем заняться», – констатируют некоторые педагоги. «Возможно, хоть эти контрольные заставят наших детей учиться и подготовят к экзаменам», – поддерживают решение министерства другие.
И в дискуссии о том, нужны или не нужны в средней школе итоговые экзамены, потерялся другой вопрос: в чем логика нововведений и кому это нужно?
Само МОНМС объясняет желание «вскочить в последний вагон поезда» со своими незапланированными контрольными двумя причинами: во-первых, стремлением определить, насколько знания учеников отвечают требованиям действующего Государственного стандарта базового общего среднего образования, и, во-вторых, необходимостью качественной подготовки проекта нового Государственного стандарта. Намерения, по правде говоря, заслуживают уважения, если бы не несколько «но».
Действующий Госстандарт утвержден еще в 2004 году, а следовательно, он ориентирован на 12-летнюю школу, от которой, как известно, Украина отказалась год назад. Уже изменены учебные программы и планы (которые, кстати, согласно Закону Украины «Об общем среднем образовании» являются составляющими Государственного стандарта). Выходит, что сегодня чиновники хотят проверить знания учеников, которые учились по новым программам и планам, согласно старым требованиям? С точки зрения науки, интересный эксперимент. А вот с точки зрения родителей, детей и педагогов – не очень.
Нужен ли сегодня новый Госстандарт? Разумеется, да. И работа над его созданием началась давно. Согласно приказу №1068 от 09.11.10 г. того же МОНМС, был создан комитет по разработке новой редакции Государственного стандарта и дан приказ: «до 01.04.2011 г. вместе с Национальной академией педагогических наук Украины (Кремень В.Г.) обеспечить разработку проекта новой редакции Государственного стандарта базового и полного общего среднего образования».
«В Национальной академии педагогических наук подготовили проект концепции Государственного стандарта, – рассказывает президент НАПН Украины, член комитета по разработке новой редакции Государственного стандарта Василий Кремень. – Мы направили его в министерство на рассмотрение. Минобразования разместит проект на своем сайте для обсуждения».
А между тем оценить детище ученых-просвещенцев общество не может, поскольку чиновники министерства до сих пор не обнародовали его содержание. Но удивляет другое: новая редакция Госстандарта должна быть готова до 1 апреля, а контрольные, призванные качественно ее подготовить, будут проводиться в конце мая. Где же логика?
А вот решение промониторить уровень знаний учеников в конце учебного года и связать теоретические выкладки ученых с практикой кажется абсолютно логичным. Однако в нашей стране обычно мониторинги проводятся иначе. Каждая школа получает в определенное время пакет с заданиями, раздает их ученикам, и те выполняют работу в присутствии учителей и наблюдателей. В этом же году объективное изучение знаний учеников будет проводиться за счет кошельков родителей этих учеников. Книги с заданиями, предложенными для контрольных, стоят 15 гривен каждая, а книги с ответами – 10 гривен. Конечно, школам пообещали выдать один или несколько экземпляров бесплатно, но этого, по мнению учителей, недостаточно. «Такую книгу должен иметь и администратор, и каждый учитель, и каждый ученик. Поэтому заказываем в издательстве книги большими партиями. За чьи деньги? Вы сами понимаете, за чьи», – объясняет заместитель директора одной из школ.
Но сегодня купить сборники заданий невозможно. Ведь они еще… не напечатаны. «Сначала их изданием должно было заниматься издательство „Літера ЛТД“, потом эти права перешли к издательству „Ранок“. Мы звонили реализаторам и выяснили, что книг хватит на всех. Но развезут их не раньше, чем на каникулах. А зачем нам на каникулах? Это нечестно по отношению к детям. Они должны потренироваться выполнять задания, понять их принцип, объем и требования. Так, как это делают на пробном ВНО», – говорит знакомая учительница математики.
Кстати, аналогия между контрольными работами и ВНО неслучайна. Из последнего методического письма МОНМС следует, что контрольные будут проводиться в тестовой форме, очень похожей на задания ВНО. И как тут не вспомнить, сколько претензий в свое время вызывала такая форма у противников внешнего оценивания? Дескать, и дурак может поставить крестики на ответах, случайно угадав правильные. «Разве ВНО может быть критерием оценки качества знаний? При прохождении ВНО выпускнику нужно демонстрировать не способность к исследованию, размышлениям и поиску ответа, а способность быстро отвечать на вопрос», – заявил год назад тогдашний вице-премьер по гуманитарным вопросам В.Семиноженко. «Абсолютизация ВНО как метода оценивния знаний – это профанация реформ», – заявлял и министр образования Д.Табачник. Но, очевидно, не все так плохо в тестировании. И это поняли в министерстве как раз этой весной.
Ну а пока чиновники и те, кого не касаются итоговые контрольные, любуются природой, педагоги и старшеклассники с родителями замерли в ожидании. Бурно обсуждая эту тему, они находят для себя в нововведении и плюсы, и минусы. Среди преимуществ – единый унифицированный подход к оценке уровня знаний учеников разных школ и классов, возможность подготовиться к будущим «взрослым» выпускным экзаменам в 9 и 11 классах и стимул для обучения. Среди недостатков зачастую называют несвоевременное обеспечение учеников и учителей методической литературой, необходимость платить из собственного кармана за сборники задач (контрольные по четырем предметам с ответами обойдутся каждой семье в 100 гривен) или их ксерокопии.
Возникают сомнения и в объективности полученных результатов. И на это есть несколько причин. Во-первых, и специализированные, и обычные школы будут выполнять одинаковые задачи. Не касается это только школ с углубленным изучением иностранных языков – им разрешено составлять тесты по собственному усмотрению согласно рекомендациям МОНМС (а где же задекларированная унификация и объективность?) Во-вторых, нет уверенности в качестве составленных заданий – они не прошли широкого обсуждения, а следовательно, могут стать троянским конем для учеников. «Меня очень беспокоит сборник тестовых заданий по математике. Я знаю, что его автор – преподаватель математического лицея. Из всех трех учебников математики, по которым я могу преподавать в средней школе, учебник этого автора самый сложный для учеников. У меня есть серьезные опасения относительно уровня сложности тестовых заданий», – делится сомнениями учитель математики одной из столичных школ.
«Вызывает удивление ситуация со сборниками по украинскому языку. Их не увидишь в каталоге на сайте издательства „Ранок“, которое сейчас занимается печатанием сборников и тестовых заданий. Я звонила реализаторам издательства, они сказали: право издавать эти сборники перекупила у них издательская группа „Основи“, однако я могу не беспокоиться – все издательства сотрудничают, и я получу заказ вовремя. Но чтобы быть уверенной в этом, я все же позвонила в коммерческий отдел «Основ». Там мне сообщили, что сборники печатаются под их логотипом, но в издательстве «Ранок». Потому туда и нужно обращаться. Странно все это и очень запутанно…», – рассказывает учитель-словесник одной из школ Киевской области.
Непонятным остается и главный вопрос относительно контрольных: это одноразовая акция (только на этот учебный год) или нововведение, которое станет системой? Учитывая что Государственный стандарт базового среднего образования еще не утвержден, мало верится, что задания, предложенные сегодня, будут актуальными завтра. А вот средства, затраченные на подготовку к контрольным, наверняка не лишние и в государственной казне, и в родительском кармане.
Серьезные сомнения вызывает также объективность результатов контроля. При традиционных мониторингах за соблюдением условий выполнения работ следили посторонние наблюдатели-инструкторы. Теперь этого не будет. Таким образом, одни ученики напишут работу честно, а кому-то помогут учителя. А потом на основании этих данных сделают выводы об уровне знаний по всей Украине. Насколько он будет соответствовать действительности – большой вопрос.
Что и говорить – загадок в нововведении Министерства образования много. Не вызывает сомнений одно – в школу возвращается система экзаменов. Правда, под видом итоговых контрольных работ.
P.S. На днях на телеканале «Интер» господин Табачник объяснял, для чего, по его мнению, проводятся итоговые контрольные роботы: «Для того чтобы просто промониторить качество знаний, поскольку у нас возникает поразительный разрыв между программой и освоением программы 4 и 5 класса. И просвещенцы криком кричат, скажем, когда приходит ребенок с другой школы, из другого класса в восьмой класс, абсолютно не зная программы». Вот это неожиданность! Так вот зачем огород городили! Никаких тебе высоких материй вроде подготовки новой редакции Госстандарта, как это прописано в методическом письме МОН от 04.03.2011 г. №1/9-151.
Оксана ОНИЩЕНКО (Зеркало недели, № 10, 19-25 марта 2011)
www.zn.ua